Римской империи искусство


АНТИЧНОСТЬ



 
 


Колонна Траяна. Рим. 111-114 гг. н. э.


мещений, особенно часто применяется в убранстзг зданий живопись и скульптура. В этот период гла­венствующим типом архитектурного мемориально­го сооружения становится арка триумфальная.

Выдающимся произведением эпохи Флавиев яв­ляется арка Тита, воздвигнутая в 81 г. в ознамено­вание взятия Иерусалима. Эта арка справедливо считается одним из лучших образцов классической римской архитектуры времени империи. Все со­оружение было задумано как гигантский поста­мент для статуи императора на квадриге. От арок августовского времени арка Тита отличается не только особой монументальностью, но и замеча­тельным пластическим мастерством. Вероятно, впервые здесь был применен т. н. композитный тип ордера, т. е. сочетающий ионические волюты и ко­ринфские капители. Надгробия, в эпоху республики относительно скромные по масштабам, превраща­ются в крупные, нередко грандиозные сооружения. К середине I в. н. э. усилилось стремление к пред­ставительности, богатству и торжественной пыш­ности архитектурных сооружений. Кроме «Золото­го дома» Нерона, в качестве примера можно назвать дворец Флавиев на Палатине (92 г.).

Римский портрет эпохи Флавиев — образец вы­сочайшего развития этого жанра. Лучшие произ­ведения этого периода сочетают в себе предель­ную точность в передаче натуры и уверенное, свободное художественное обобщение. К числу ше­девров скульптурного портрета относятся бюст императора Вителлия, портрет основателя динас­тии Флавиев Веспасиана, бронзовый бюст банкира Цецилия Юкунда и знаменитый портрет римской дамы с высокой прической из затейливо уложен­ных локонов. Все эти работы — пример глубокой и достоверной психологической характеристики и блестящего мастерства. Эти качества проявились и в жанре парадного, официального портрета (ста­туя императора Нервы, вторая половина I в. н. э.). Несмотря на исключительное разнообразие чело­веческих типов, в портретах эпохи Империи при­сутствует объединяющее их качество: все персо­нажи исполнены спокойствия и самообладания. Эта особенность отличает римский портрет от образ­цов искусства эллинистических мастеров. Портрет флавиевского времени отмечен большей индивиду­ализацией передаваемых чувств. Лица лишены прежней идеализации, моделировка их отличается убедительной, ощутимой телесностью. Определен­ный динамизм вносят в эти произведения энергич­ные ракурсы, повороты, обогащающие пластичес­кое решение. Основным материалом римской скульптуры становится мрамор (белый с голубова­тым оттенком — каррарский, а также греческие виды мрамора).




:::



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: