III. Организация в социальной работе. Ниже идут вопросы к тексту

Как известно, социальная работа достаточно новое направление практической деятельности.

В системе социальной защиты населения к середине 90-х годов в России сложился такой вид

организации, как социальная служба. В соответствии с ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года под социальной службой понимают предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Создаются социальные службы следующих организационно-правовых форм: государственные, коммерческие, смешанные, благотворительные, религиозные и общественные.

В целом ими выполняются такие социальные услуги:

1. материальная помощь;

2. помощь на дому;

3. постоянное обслуживание в условиях стационара;

4. предоставление временного приюта;

5. организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

6. консультативная помощь;

7. социальный патронаж семей, детей;

8. социальная реабилитация и адаптация и другие.

Социальные службы создаются различных типов:

центр социального обслуживания населения, социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних, центр социальной помощи семье и детям, дом-интернат для ветеранов, детский дом, центр реабилитации детей с ограниченными возможностями, центр срочной социальной помощи, реабилитационный центр для лиц без определенного места жительства, социальный приют, кризисный центр, центр экстренной психологической помощи и другие.

В дальнейшем, рассматривая различные аспекты организации, управления и администрирования в социальной работе, мы будем иметь в виду под организацией социальную службу.

Итак, организация будет существовать, если люди будут взаимодействовать для выполнения

определенных действий, необходимых для достижения поставленной цели или целей.

Ни одна организация не может существовать без взаимодействия с потребителями

производимой продукции или услуг, поставщиками ресурсов, и другими элементами внешней

окружающей среды.

Чтобы понять, что такое организация в целом, ее следует рассматривать как систему. Система

– это набор взаимодействующих элементов, которые получают из окружающей среды некоторые

входные данные, трансформируют их и выдают в окружающую среду выходные данные.

Необходимость получать из внешнего мира ресурсы и отдавать социальные услуги внешнему миру отражает зависимость от окружающей среды. Наука об организациях определила различия между закрытыми и открытыми системами. Закрытая система не зависит от окружающей среды, она автономна, не взаимодействует с окружающей средой и отделена от нее. Довольно просто управлять закрытой системой, когда окружающая среда стабильна, предсказуема, не вмешивается в дела организации и не создает проблем. Ранние концепции менеджмента (в частности, научный

менеджмент) рассматривали организацию в качестве закрытой системы.

Она использует ресурсы внешней среды и предоставляет ей свои ресурсы. Организация

постоянно приспосабливается к окружающей среде: она должна находить и приобретать нужные ей ресурсы, воспринимать изменения внешней среды и реагировать на них, поставлять свои услуги окружающей среде, а также контролировать и координировать свою внутреннюю деятельность перед неопределенностью и воздействием изменений факторов внешней среды. Деятельность социальных служб всегда зависит от социальной ситуации и одновременно воздействует на все социальные явления, встречающиеся в нашей стране (безработица, миграция, сиротство, инвалидность, алкоголизм, наркомания, бедность и др.).

Входные данные для организационной системы включают в себя работников (в том числе

специалистов по социальной работе и социальных работников), информационные, материальные и

финансовые ресурсы. В результате применения различных социальных технологий (технологий

социальной работы) эти данные преобразуются в продукцию и услуги для удовлетворения

потребностей клиентов. Под социальными услугами понимают действия по оказанию клиенту

социальной службы помощи.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой вид организаций сложился в системе социальной защиты?

2. Какие типы социальных служб создаются?


[1] Отметим, что появление и последующее развитие искусственных организаций не означало полного исчезновения естественных форм организованной жизни. Сохранение естественных форм организации в современных условиях объясняется тем, что формаль­ные правила не могут охватить всех ситуаций, возникающих в процессе функциониро­вания организационной структуры. Проблемы, не попадающие под действие формаль­ных норм, решаются естественными организационными структурами, функционирую­щими в рамках искусственных организаций в виде коалиций, первичных групп и др. При этом между членами организации устанавливаются особые связи, которые трудно рас­познаются и анализируются в отличие от формальных структурных связей, фиксируе­мых заранее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: