Социально-трудовую концепцию управления производством» Н.А. Витке

Производственную трактовку» Е.Ф. Розмирович.

Ко второй — концепцию «Организационной деятельности» П.М. Керженцева;


«Теорию административной емкости» Ф.Р. Дунаевского.

Рассмотрим их подробнее.

А.А. Богданов (1873—1928) был выдающимся естествоиспытателем, экономистом, философом. Он поставил задачу систематизировать огромный организационный опыт человечества и вооружить руководителей знанием соответствующих законов, создав особую науку — организационную. Предметом последней в технической сфере является организация вещей, в экономической сфере — организация людей, в политической — организация идей.

Частным случаем организации Богданов считал дезорганизацию, возникающую вследствие отсутствия единства самих организующих сил и того обстоятельства, что каждый субъект пытается независимо от других организовать окружающий мир для себя и по-своему.

О.А. Ерманский(Иосиф Аркадьевич Коган) (1866—1941) в своих работах сформулировал «закон организационной суммы», которая будет больше, чем» арифметическая составляющая ее сил», если все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Применительно к производству это означало, например, необходимость правильного подбора инструментов для работы с учетом конструкции, вида, формы обрабатываемого объекта, особенностей технологического процесса, физических и психических качеств работников.

Закон организационной суммы был необходим Ерманскому для формулировки главного принципа своей науки — принципа физиологического оптимума, который давал критерий рациональности выполнения любой работы. В основе этого критерия лежало отношение расходуемой энергии и достигаемого при этом эффекта, выраженное «коэффициентом рациональности» (полезная работа/затраты энергии).

Изучая данные о соотношении числа руководителей и исполнителей, которое стремительно уменьшалось, Ерманский, исходя из этой тенденции сделал вывод,! что в недалеком будущем все станут руководителями, а вместо людей будут работать машины-автоматы.

Конкурс лидеров производительности на Кубок им. А.К.Гастева

Крупный организатор науки, оригинальный самобытный поэт А.К. Гастев, трагически погибший в годы сталинских репрессий, считал, что всю работу в области научной организации труда (НОТ) и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был — руководителем или рядовым исполнителем.

Методологической основой такого подхода стала разработанная им и его коллегами — сотрудниками Центрального института труда, директором которого он был многие годы, концепция трудовых установок, содержавшая в зародыше основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики.

Приведем несколько рекомендаций:

· «сначала продумай свою работу досконально, приготовь весь нужный инструмент и приспособления»;

· «при работе ищи удобного положения тела;

· наблюдай за всей установкой; по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора»;

· «не работай до полной усталости, делай равномерные отдыхи»;

· «во время работы не кушай, не пей, не кури; делай это в твои рабочие перерывы»;

· «если работа нейдет — не волноваться; надо сделать перерыв, успокоиться и — снова за работу»;

· «кончил работу — прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вымети».

Конечно, с точки зрения сегодняшнего дня эти формулировки в чем-то могут показаться наивными, но по сути свое значение они сохраняют и сейчас.

Гастев не только искал пути рационализации трудовых движений и оптимальной организации рабочего места, но пытался активизировать работника, развить в нем потребность к самосовершенствованию, привить каждому «организационно-трудовую бациллу». Этому должна была способствовать и разработанная им методика быстрого обучения высококвалифицированных работников, позволявшая сократить сроки последнего в 6 раз — с 3—4 лет до 4—6 месяцев.

Еще одним направлением творчества Гастева была разработка концепции узкой базы, суть которой можно было выразить словами «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», и закономерности управления последним можно распространить не только на предприятие, но и на государство в целом.

Идеи Гастева составили основу предложенной им науки о труде и управлении — «социальной инженерии», в которой широко применялся математический аппарат, формулы и чертежи.

Представителем социального направления был прежде всего П.М. Керженцев (1881—1940), сформулировавший теорию организационной деятельности.

Керженцев считал, что в работе по руководству организациями разных сфер деятельности есть общие черты, поэтому возможен обмен ее опытом, и формулировка на основе этого определенных общих принципов управления. К ним Керженцев отнес постановку целей и задач, разработку планов, учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Керженцев был убежден, что процесс научной организации труда и управления невозможен без поддержки широких масс трудящихся, которые должны быть не только точными исполнителями директив, полученных сверху, но и проявлять широкую инициативу, придающую организации дополнительные жизненные силы.

Развитие инициативы, по мнению Керженцева, приводит к тому, что «вместо прежних приказаний сверху создается особый вид руководства-подчинения, который выражается в известном соглашении между высшей и низшей инстанцией».

Другой сторонник социального подхода к управлению Н.А. Витке (даты жизни неизвестны) в своей социально-трудовой концепции управления производством четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем. Главную задачу управления он видел в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации («управление состоит в целесообразном сочетании людских воль»).

По мнению Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, чьи элементы соединяются с помощью административной функции, учение о которой стало краеугольным камнем его концепции.

Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническими, тем более важную роль административная функция играет.

Причем, значение этой функции и ее носителей администраторов — «строителей людских отношений» — с развитием производства, как он считает, увеличивается.

Существо административной работы в соответствии с концепцией Витке состояло в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах — «духа улья», чего ни идеальная организация технологического процесса, ни регламентация служебных функций, ни своевременное их регулирование обеспечить не могли.

Наконец, еще одной важной вехой в развитии социального подхода к управлению можно считать теорию административной емкости, выдвинутую в работах Ф.Р. Дунаевского (1887—1960).

Под административной емкостью Дунаевский понимал способность управляющих одновременно руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств, что на современном управленческом языке принято называть диапазоном, нормой.

Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, связанное с необходимостью компенсировать превышение «административной емкости» центра. В связи с этим возникает огромная иерархия, каждая ступень которой последовательно расширяет «административную емкость» вышестоящей, что в конечном итоге ведет к бюрократизации.

Таким образом, он заметил! проблему нарастания информационного барьера в управлении и сформулировал пути ее решения.

По мнению Дунаевского, трудности могут быть преодолены или на основе тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования и т.п., или расширения границ «административной емкости» с помощью техники, то есть передачи
машинам всей вспомогательной, механической работы.

С начала 1960-х гг развертывание знаменитых косыгинских реформ. В их ходе предприятиям была предоставлена определенная самостоятельность в рамках централизованного плана.

В результате научных исследований сформировалась идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единства организационной, экономической и социальной систем управления.

В области планирования Косыгин сделал попытку освободить предприятия от излишней опеки министерств, сокращая утверждаемую номенклатуру в 1,5-2 раза,

а министерства от давления валовых показателей и выполнения планов как самоцели, а не в увязке с заказами.

Плановый эффект согласовывался с комплексным решением планово-экономических мероприятий включая:

ресурсы материального поощрения работающих;

формирование целевых средств, позволяющих предприятиям самостоятельно решать проблемы освоения и внедрения новой техники и воспроизводства

фонд материального поощрения, фонд развития производства, фонд новой техники. (Исходя из решений сентябрьского Пленума и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 года № 729)

Новая система взглядов на управление известна в литературе как «тихая управленческая революция», была сформулирована в 70-80-е годы.

Сравним основные положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального развития (старая парадигма) и сформировавшихся в связи с переходом к экономике рыночно предпринимательской ориентации (новая парадигма).

Старая система взглядов Новая система взглядов
Предприятие - это закрытая система, цели, задачи и условия которой стабильны Предприятие - это открытая система, в которой внешняя и внутренняя среда взаимодействуют
Рост масштабов производства рассматривается как главный фактор успехов предприятия Ориентация не на объемы производства, а, в большей степени, на выявление и удовлетворение потребностей покупателей (потребителей)
Использование всех ресурсов, повышение производительности – главная задача управления Использование ситуационного подхода, активное взаимодействие с внешней средой (органы власти и т.д.)
Главный источник прибавочной стоимости – работник и его производительность Главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие определенным объемом знаний и работающие в таких условиях, которые позволяют их реализовывать
Система управления основана на жестком контроле Система управления ориентируется на применении инновационных подходов, на улучшении мотивации

В настоящее время главное внимание в принципах обращается на человеческий или социальный аспект управления.

Менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными;

менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат;

этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента. Основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям.

Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: