double arrow

Москва. Развитие города 18- 1пол 19 вв


В 1763 г. Комиссия о каменном строении начала деятельность по перепланировке Москвы с составления геодезического плана города в пределах Камер Коллежского вала. В 1768 г. была создана Экспедиция Кремлёвского строения для придания нового блеска Кремлю. В.И. Баженов создал проект перестройки древнего ансамбля. Вначале работа Баженова отражала деятельность Комиссии, которая приступила к созданию нового проектного плана всех остальных частей города. Проект Баженова создавал мощный акцент в центре Москвы, заострял общую форму его ядра. Кремль, как его видел Баженов, соотносится со всей Москвой в целом. Однако работы по реконструкции ансамбля были переданы М.Ф. Казакову. Градостроительный метод Казакова, применённый в Кремле, был менее ярок и смел, чем метод Баженова, но привлекал своим тактичным отношением к историческому наследию. Работы Казакова вне Кремля были связаны с осуществлением другого крупнейшего градостроительного начинания второй половины XVIII в. с "проектированным" планом Москвы 1775 г. Этот план был составлен особым Департаментом Комиссии о каменном строении Санкт Петербурга и Москвы. Этот документ оказал значительное влияние на дальнейшее развитие города и явился первым обширным проектом перестройки Москвы. План 1775 г. предусматривал изменение границ Москвы и разделение её на части. Собственно городом стали считать только Кремль, Китай город и Белый город, а Земляной отнесли к предместьям. Авторы плана предлагали внести существенные изменения в планировку центральной части Москвы. Была сохранена исторически сложившаяся ситуация, использовались её лучшие черты. Прежде всего развивались кольцевые направления, которые должны были сочетаться с радиальными, оставлявшимися без особых изменений. Структуру Москвы сильно меняла новая система городских пространств. Формы площадей отличались неопределённостью, хотя их границам стремились придать регулярность. Этим план Москвы отличался от планов Петербурга 1760-х годов, на которых были нанесены многочисленные площади в виде единой взаимоувязанной системы регулярных пространств. Архитекторы исходили из реального, исторически сложившегося организма города. Особенность планировочных работ 1775 г. заключалась в том, производилось не только регулирование улиц, но и высвобождение открытых пространств, которые должны были способствовать восприятию крупных зданий. На 17 новых площадях преполагалось разместить общественные здания, а также сделать более парадной существующую застройку. Создатели плана стремились "не подвергать ломке хороших и крепких строений; но одновременно обогащали город новыми архитектурными акцентами". В плане 1775 г. пытались лучше использовать и очасти изменить природные элементы города. Это относилось к регулированию речной сети, к учёту рельефа местности и созданию зелёных насаждений. План 1775 г. заключал в себе ряд мероприятий по улучшению водного режима в Москве реке.
В 1760-1812 гг. изменение облика Москвы происходило за счёт возведения новых общественных зданий, строительства купольных храмов и городских усадеб, а также регулирования улиц и благоустройства площадей и набережных. В соответствии с замыслом плана 1775 года был составлен ряд проектов каменных набережных от Каменного моста до устья Яузы.
Возникновение ансамблей улиц, связанных в своей композиции с несколькими площадями, характерная черта градостроительства Москвы 1790-1800 гг. В это время особенно торжественный облик приобретает Тверская, застроенная преимущественно зданиями, выдержанными в стиле классицизма. Классические усадьбы во многом определяли облик застройки Москвы в конце XVIII начале XIX вв. Их близкие стилистические черты и общие композиционные закономерности (уравновешенность, построение на одной или нескольких осях, трёхчастное деление, широкое применение ордера и классических деталей) вносили элементы единства в образ Москвы. В то же время городская усадьба оставалась самостоятельной пространственной ячейкой в городе

Первая задача, которая встала перед зодчими, заключалась в необходимости строительства жилых зданий, для размещения вернувшегося в город населения. В ходе этих работ изменился характер московского жилища. Размеры участков уменьшились. В планировке каждого из них стали заметнее черты единообразия. Над усадьбой возобладала периметральная застройка. В центре значительная часть домов вышла на красные линии улиц. Общие черты, которые приобрела подавляющая часть жилых зданий, придали целостность облику Москвы. Это свойство особенно характерно для города 20-30-х годов XIX в.

Работы по планировке города велись двумя путями. Новый генеральный план был составлен в Петербурге архитектором В. Гесте. Проект был тщательно рассмотрен и отвергнут в связи с тем, что требовал слишком больших перемен и нарушал исторически сложившуюся планировку. Одновременно в Москве шло проектирование отдельных фрагментов поселения. Новый план, который был осуществлён, создали в Москве в 1817 году. Московские архитекторы выдвинули два чётких планировочных принципа. Первый заключался в сохранении сложившейся сети радиальных улиц. Изменения в их трассировке требовали значительных перемен в землевладении, сноса многих зданий, служивших важнейшими художественными акцентами в композиции города. Второй принцип сводился к возможно более активному развитию кольцевых магистралей, которое должно было компенсировать возросшую потребность в городских коммуникациях при стабильности радиальных улиц. Такие кольцевые структуры, создававшиеся на месте или около старых укреплений, не требовали нарушения общей планировки города. План 1817 года сохранял в неприкосновенности основные градостроительные традиции Москвы. В то же время он решал новые задачи, обеспечивал необходимые транспортные линии, отвечал потребностям города в общественных свободных пространствах На основе плана 1817 года в Москве возник ряд значительных ансамблей. Создание их связано с именем О.И. Бове. Он существенно благоустроил район, прилегав-ший к Кремлю. Была уничтожена система каналов и бассейнов, построенная в конце XVIII в. в результате реконструкции русла Неглинной. Старинные рвы и земляные укрепления петровского времени, служившие преградой между Кремлём и остальным городом, исчезли. О.И. Бове в 1821-1823 годах разбил Александровский сад. Одновременно шло устройство Манежной площади. Сложился классицистический ансамбль, обращённый к Кремлю. Красная площадь была реконструирована. Величие русской истории соединилось в образе Красной площади с торжественностью классицизма. Красная площадь, Манежная площадь, Александровский сад создали вокруг Кремля целостную парадную зону.
В Москве первой половины XIX в. возрос интерес к неклассическим архитектурным формам.


Сейчас читают про: