double arrow

Съемки лайфа требуют особой тщательной работы оператора. Здесь важны не только детали и образ. Здесь всегда важен звук

А пишется-то все одновременно. Оператор при съемках лайфа становится автором, режиссером, оператором и звукорежиссером в одном лице. Вот почему я настаиваю на том, что журналист ни на минуту не должен "бросать" своего оператора. Он просто обязан помогать ему во всем и не терять его ни на секунду из поля зрения.

Надеюсь, вы поняли, что скрывается за этими терминами? Люфт - это достаточно просто. Камера всегда пишет живой звук и, поверьте мне, даже если вы специально не снимали люфт, он почти всегда есть на вашей пленке. Вот рабочий включает станок, раздается характерный звук. Оставьте этот звук на несколько секунд, а потом приглушите его и начинайте свой комментарий за кадром. Несколько секунд работы станка - это уже люфт, но качество самих съемок, когда за кадром живой звук, должно быть на самом высоком уровне. Если звук станка, то, как минимум, станок должен быть в кадре иначе ничего не будет понятно.

А вот лайф - это уже сложнее. Настоящий лайф воспринимается зрителями так, как будто на площадке нет и не было никогда ни журналиста, ни оператора. Есть жизнь как она есть. Но журналист и оператор не могут раствориться в воздухе. Значит, надо суметь полностью переключить внимание с самих себя и со своей камеры на что-то другое, что увлечет человека и заставит забыть обо всем. Самый лучший способ забыть обо всем лишнем - это заняться делом. Особенно если это привычное дело, которое человек делает на уровне рефлекса, да еще и с удовольствием. Тогда ему становится почти наплевать на присутствие съемочной группы и на "страшную" камеру в руках оператора.

Приведу пример. Однажды мы решили в утреннем канале "Жаворонок", продюсером которого была я, ввести новую рубрику: "Рецепты от бабы Гали". Героиню нашли почти случайно после просмотра сюжета районной студии телевидения о замечательной, бойкой старушке, которая всегда рада гостям. Возникла идея: пусть эта бабушка учит нас готовить простую русскую еду: блины, оладьи, щи, пельмени, холодец, соленую капусту. Баба Галя быстро согласилась. Каков же был мой ужас, как у продюсера, когда съемочная группа показала первый рабочий материал! Одетая в немыслимые одежды (что-то черное, кружевное, явно, по мнению героини, очень нарядное) с завитыми и начесанными волосами баба Галя перед камерой стала невольно "играть Макаревича". Она очень длинно и скучно (в отличие от того же Макаревича) объясняла как выбрать муку, а затем неестественными движениями начинала готовить.

Это был настоящий брак. Баба Галя, как говорится, нам нужна была "живой". Но как этого добиться? Вторая попытка стала успешной. Оператор предложил героине месить тесто так, как это она делает обычно. Он немного обманул ее, сказав, что просто репетирует, а не снимает, и специально выключил красную лампочку на камере, на которую во время первой съемки баба Галя таращилась с ужасом. Заявив сразу, что когда она месит тесто, она обычно поет, баба Галя начала мурлыкать свои любимые песни, а по ходу невольно объяснять прямо на камеру, почему тесто бывает хорошим, а почему нет. Это было замечательно!

Человеку иногда достаточно занять руки, чтобы он расслабился. А иногда надо действовать методом провокации и предлагать показать нам в доме что-то, что мы якобы не заметили, или достать альбом с фотографиями и начать безумно удивляться: "Как, это вы? Не может быть!?" "Разогревшись" и погрузившись в воспоминания, человек сам начнет листать альбом и рассказывать свою жизнь. Очень хорошо обычно работает прием, который я называю "экскурсовод". Попросите вашего героя показать вам любимое место отдыха, любимое место в городе, за столом, любимую книгу на полке. Человек начнет говорить сам со смачными деталями, стараясь увлечь вас своей любовью к городу, книге или каким-либо предметом.

Никогда не забуду сюжет о мальчике-беспризорнике, который по принципу "экскурсовод" снял мой ученик Леша Семенов (самый молодой обладатель национальной премии ТЭФИ, впоследствии участник известного телепроекта "Фабрика звезд-2"). Он предложил 10-летнему Мишке показать свой Нижний. Что мы увидели? Вокзал, "где нас гоняет милиция", люк, "где можно залезть вниз и немного погреться", наконец, дом, "где живет дядька, который вкусно кормит и покупает шмотки за "траханье". Сюжет продолжался не более трех минут и был показан очень давно, но помнят его все, кто смотрел.
Я думаю, у каждого журналиста есть свои собственные секреты, как добиться лайфа. Надо искать, пробовать. Без этого на современном телевидении вам не добиться успеха. Неслучайно в последнее время так популярны реалити-шоу. Зритель хочет видеть жизнь, как она есть. Ему не нужны журналистские комментарии. Особенно интересно зрителю как бы подглядывать за людьми, оказавшимися в сложной ситуации: как они реагируют на проблему, плачут или, наоборот, замыкаются в себе.

Телешоу "Последний герой" имеет огромный рейтинг не только у нас, но и во всем мире. А вы когда-нибудь думали о том, что все страсти и слезы записываются на камеру и на "необитаемом" острове рядом с героями находятся более десятка реальных и сытых телевизионных операторов, которые крупным планом, то есть очень близко, записывают супероткровенные монологи героев? Если вы профессионал, вы должны задавать себе такие вопросы. Почему люди на острове не боятся камеры и не реагируют на нее? Лично мне кажется, что они слишком увлечены, чтобы отвлекаться на такие мелочи, как камера. Объяснение тому - сама по себе необычная обстановка острова, голод и лишения, игра и необходимость остаться последним героем, наконец, привычка, которая появляется уж на второй-третий день, камеры повсюду. Все это воспринимается как непременное условие и декорации игры. Я уверена, что мало кто из участников игры, будучи на острове, всерьез думал о телевизионной версии событий. К тому же камеры снимают очень много, буквально все подряд. Догадаться, что из этого останется, а что уйдет навсегда невозможно (редактор проекта "Последний герой-1" Ирина Кемарская говорила мне, что результат: три минуты полезного материала из одного часа съемок - считается отличным результатом.)

Конечно, нельзя сравнивать условия дорогостоящего шоу со съемкой обычного информационного сюжета. Но кое-что полезно осознать из этого опыта. Например, тот факт, что игра вовлекает людей полностью. Предложите вашим героям какую-либо игру, и вы увидите, что это правило для всех. Однажды я видела сюжет, где репортер предложил золотодобытчикам поменяться с ним местами. Это была игра. Один человек из бригады, которого назвали самым разговорчивым, пытался с микрофоном в руках рассказать зрителям, как добывается золото. В это время корреспондент, засучив рукава, отмывал - в прямом смысле слова - золотой песок и делился своими впечатлениями. Зритель вздохнул с облегчением, когда в конце сюжета каждый занял свое место и микрофон снова оказался в руках репортера. Во время показа этого сюжета на фестивале "ТЭФИ-Регион" зал аплодировал, потому, что идея была хорошая, а прием, который мы называем лайф, получился сам собой. Особенно хорошо методом игры отвлекать от камеры детей. Здесь, как говорится, сам бог велел.

Чтобы окончательно увлечь вас идеей работы в стиле лайф, приведу еще один пример. О ветеранах Великой Отечественной войны много говорят и снимают. Чаще всего сюжеты о ветеранах появляются 9 мая, в День Победы. В другое время ветераны войны обычно используются в качестве героев для проблемных сюжетов о пенсиях, ветхом фонде и других социальных проблемах. В этих случаях медали и ордена участников и ветеранов помогают журналистам заострить проблему и доказать черствость чиновников.

Но в данном случае меня интересует День Победы. Вы вздрогнули? Вы тоже представили себе огромное количество одинаковых сюжетов на эту тему, которые повторяются из года в год? Бабушки и дедушки с орденами и медалями на парадных пиджаках сидят на фоне жутких ковров, которые висят на стене (это всегда вызывает особое изумление иностранцев: почему ковры на стене?), и за чашкой чая, к которой они не притрагиваются, в сотый раз рассказывают о фронтовых подвигах и солдатской дружбе. Я уверена, что на самом деле они мало что помнят, и этот рассказ - всегда повторение определенного клише, которое однажды было рассказано, а теперь с некоторыми вариациями повторяется из года в год.

Попытки самых активных и ретивых журналистов как-то повернуть разговор и добиться лайфа достойны уважения, но, как правило, обречены на провал, если... это делается ради живинки, а не всерьез. Тофик Шахвердиев пошел другим путем. Он узнал, что накануне празднования 50-летия Дня Победы в Москву приглашаются участники того самого первого Марша Победы, который состоялся в мае 1945 года. Пожилые люди приезжают в Москву из разных концов страны, причем их селят в загородном доме отдыха и в течение трех дней муштруют с целью добиться слаженной колонны.
Думаю, что такая информация вряд ли сильно заинтересовала многих тележурналистов и документалистов. Что тут особенного? Что - интересного? А вот Шахвердиев срочно купил на последние деньги маленькую цифровую камеру Саnon. И не прогадал. Получился трогательный и щемящий душу фильм "Марш победы". Собственно сам марш по Красной площади наших ветеранов занимает в этом фильме не более 20 секунд. Еще столько же военная хроника со взрывами и гибелью солдат. Еще столько же Марш Победы 19945 года. Тоже хроника и тоже 20 секунд. То есть вместе всего одна минута, а фильм продолжается 45 минут.

Что же лежит в основе фильма? Почему зрители плачут и, затаив дыхание, ловят каждое слово тех самых бабушек и дедушек, которые в традиционных информационных сюжетах говорят вяло и стандартно? Ответ прост: фильм дает ощущение полной достоверности и трагикомизма ситуации. Смех и слезы - это не только Гоголь, это высшая планка любого произведения искусства. Мы видим, как старательно под дождем наши старики маршируют. Крупным планом камера показывает их дешевые ботинки, старомодные туфельки, которые уверенно вышагивают по команде такого же седого, как они, инструктора. "Левая рука, правое плечо" - командует он, а они все путают, сталкиваются, извиняются и снова старательно маршируют по мокрой Москве, рискуя подхватить простуду, которая может оказаться последней. А вечером они танцуют в доме отдыха. И как танцуют! Вкладывая всю душу, изящно, галантно, страстно и невинно одновременно. А потом они подбирают себе костюмы для участия в Марше и подтрунивают друг над другом: "Живот-то спрячь, лысину закрой".

Ключевыми словами этого фильма для меня стали две фразы, которые буквально вырвались из уст старика с лихими казачьими усами: "Почему мы должны перед ними маршировать? Это они должны маршировать перед нами" Ну, что тут добавить? Маленькая полубытовая камера, купленная в последний момент замечательным режиссером сделала богатыми и зрителей, и самого режиссера. Фильм увенчан многими наградами, в том числе - и международными. Получился портрет поколения, потому что точно были выбраны: место съемки, герои съемки, принцип съемки. Посмотрите это фильм, и тогда вам не нужно будет объяснять, что такое лайф.

Экшн - что это такое? Первое, что приходит на ум: голливудские боевики, снятые в стиле экшн. В переводе с английского action означает "действие". Для журналиста и оператора это означает огромную удачу, когда камера зафиксировала неожиданное действие, которое снято от начала и до конца в реальном времени. Самый простой и понятный пример, когда вы ведете съемку криминального события, и должностное лицо подходит к оператору и закрывает камеру рукой, запрещая вам снимать. Вот оно, неожиданное и яркое действие, снятое от начала и до конца.

Ужасно, когда падает самолет или вертолет во время выставок или показов, но наша профессия вполне цинична. Тот оператор, который заснял падение вертолета от начала и до конца имеет шанс стать знаменитым. Я уверена, что профессиональный оператор имеет какое-то особое чутье на экшн. Он чуть-чуть предвосхищает событие. Только в этом случае он сумеет снять это событие и снять его грамотно.

Экшн - это не всегда кровь, смерть и криминал. В программе "Сам себе режиссер" на канале "Россия" многие любители домашней видеосъемки демонстрируют замечательные варианты съемок в стиле экшн. Вот кто-то садится мимо стула, вот партнер роняет балерину, а вот собачка несется за кошкой, но вопреки нашим ожиданиям, поймав кошку, начинает старательно вылизывать ей ушки. Запомните, экшн - это всегда неожиданность. В Голливуде это, как правило, пистолет и выстрел, который подстерегает мирную парочку. А в жизни - это такое событие, которое вызывает яркие эмоции: смех, ужас, восторг, возмущение. И чем лучше это будет снято, и чем неожиданнее это будет для зрителя, тем выше цена успеха.

Я не советую специально гоняться за экшеном, но надо всегда быть готовым снять это.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: