Рабочий материал информационного сюжета должен быть не более 15 минут

Учтите: в эти 15 минут входят стендап, интервью (то есть синхроны) и все необходимые картинки. Уверена, что многие, прочитав это, ужаснутся. Скажут: Это невозможно! Возможно, если не снимать все подряд и не разговаривать с людьми часами, когда надо задать всего один вопрос. Требование ограничить объем рабочего материала - хороший тренинг для корреспондентов новостей. Дело в том, что видеокамера расслабляет. Оператор снимает, кассета крутится, журналист пробует записать один дубль стендапа, потом еще второй, третий дубль и чтобы разговорить трудного собеседника задает на камеру вопросы о семье и о погоде. Помните, вы тратите не только свое время и свои нервы. Вы тратите деньги своей компании и ставите в сложное положение сначала оператора, потом монтажера, а прежде всего самих себя. Вам надо будет все это отсматривать, расписывать по минутам, потом крутить пленку вперед-назад в монтажной.

Когда снято 15 минут рабочего материала, как правило, в работу идут все планы, все оказывается необходимым. Если вы снимаете больше, значит что-то не так. Значит, скорее всего вы не очень хорошо готовы к съемкам и подсознательно заставляете оператора и себя работать прозапас, чтобы потом в монтажной выбрать главное. Не получится! Главного так и не будет, если вы заранее не сумели ответить на вопросы: О чем сюжет? Что нового я хочу сказать людям? Кто конкретно должен ответить на мой вопрос? Зачем я должен появиться в кадре и где лучше это сделать?

Хороший оператор, прежде чем нажать на рычажок "rec" несколько раз отрепетирует план съемки, что называется, на глазок, без реальной записи на видеоленту. Плохой оператор не будет бояться снимать все подряд - авось, что-нибудь выберут. Может оказаться так, что выбрать-то будет и нечего. Нужный кадр сначала надо увидеть и осознать, потом уже снимать.

То же самое касается репортера. Грамотный репортер может сразу с включенной камерой подойти к человеку с нужным вопросом, но в другой ситуации он три часа просидит в кабинете у начальника, чтобы уговорить его на интервью и уже потом на камеру задаст тот самый важный один вопрос. Нет рецептов на все случаи жизни. Разные темы, разные сюжеты, люди, наконец, разные корреспонденты. Но требования снимать на камеру не более 15 минут, если вы делаете информационный сюжет, это требование для профессионалов.

Если вы работаете над телевизионным расследованием или готовите спецрепортаж или работаете в режиме телевизионного наблюдения - здесь совсем другие правила. Вполне возможно, что рабочего материала будет очень много, а вы возьмете из него совсем чуть-чуть и это нормально.

Под финал хочу рассказать историю о самой себе в те далекие уже времена, когда я впервые познакомилась с видеокамерой. Это было в 1985 году. Молодежная редакция центрального телевидения пригласила меня для работы в качестве репортера на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. В то время я уже была автором некоторых программ и сюжетов, которые были показаны по ЦТ, но снимала я их в городе Горьком. Все интервью мы могли записывать только на кинокамеру. Это был страшный аппарат, который шумел во время съемки, требовал огромного количества света, но самое неприятное, что мы были ограничены самой пленкой. Существовал коэффициент пленки: 1,5:1, в лучшем случае 2:1. То есть на 3 минуты эфирного материала мы могли снять не более 4,5-6 минут рабочего материала. Коэффициент 2,5:1 был возможен только при съемках детей и животных, поведение которых непредсказуемо. Многие журналисты, чтобы не попасть впросак, заранее говорили своим героям нужные ответы. Качество таких "интервью" можете себе представить.
Я старалась задавать те вопросы, которые меня волновали, но в этот момент испытывала жуткий стресс, потому что пленка крутится, время идет, а человек говорит что-то не то. Добавлю, что еще хуже была ситуация, когда после записи удачного интервью пленка "запарывалась" в проявке. Я описываю все это, чтобы понятно было, какой восторг пришлось мне испытать, увидев видеокамеру и узнав, что тихо и беззвучно этот чудо-аппарат запишет на видеоленту все, что я сочту нужным. Тут-то я и расслабилась. Но как потом выяснилось, зря.
Первое задание мне дал сам Сагалаев: сделать для дневника фестиваля короткий репортаж о прибытии делегаций Украины и Белоруссии. Тогда мы жили в СССР и организаторов фестиваля гораздо больше волновали делегации Америки, Англии, Германии и т.д. Мы поехали с оператором Сережей (молодой мальчик из Питера, который третий раз в жизни держал в руках видеокамеру) на Белорусский вокзал. Там спокойно и не торопясь он снимал вокзал, затем выход делегаций из вагона, теплые объятия, а потом уже я поговорила практически с каждым, кто приехал. Несколько фраз оказались очень удачными. Мы поспешили назад, так как уже вскоре начиналось монтажное время. С удивительной кассетой в руке (такой маленькой!) я влетела в аппаратную и наткнулась на Эдуарда Сагалаева.
Он радостно улыбнулся:
- Ну, как, сняла?
- Да! - не менее радостно ответила я и не удержалась, чтобы похвастаться:
- Есть хорошие интервью.
Видимо слово "интервью" его насторожило и он спросил достаточно резко:
- Сколько минут рабочего материала?
- 50! - гордо ответила я.
Теперь представьте мой ужас, когда он взял кассету из моих рук и отложил ее в сторону со словами:
- Мы не будем это смотреть, мы не будем это монтировать.
- Почему? - чуть не заплакала я
- Это непрофессионально, - сказал Сагалаев - Твой сюжет должен занять в дневнике не более полутора минут. На монтаж всего дневника мы имеем 6 часов. Неужели мы будем терять время, чтобы отсмотреть 50 минут каких-то разговоров.
И тут в полном отчаянии я предложила дать мне всего 15 минут монтажа. Я надеялась на свою тренированную память. Я примерно помнила, какие именно фразы и на какой минуте мне сказали на вокзале. Я видела, как Сережа снимал объятия и примерно представляла, где это можно найти на пленке.
Сагалаев ничего не сказал, но шанс мне был дан. Я сделала сюжет почти вслепую. Он не был хорошим, но вполне пристойным и вышел в эфир.

Это был настоящий урок телемастерства. С тех пор я всегда учу своих студентов относиться к видеокамере с тем же трепетом, с каким мы относились к кинокамере. Коэффициент полезности съемки вам никто не устанавливает, но вы должны устанавливать его сами. Не снимайте лишнего! Готовьте тексты стендапов!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: