Содержание дисциплины (Содержание разделов дисциплины)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКЙ КОМПЛЕКС

«ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Направление Педагогическое образование

профиль Мировая художественная культура и культурология

квалификации (степени) выпускника бакалавр

Б3.В.ОД.1.2.

УФА – 2012

МОДУЛЬ I

НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.Целью дисциплины является освоение следующих компетенций:

СПК-1,4,7

1.2. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 144 часов (4 ЗЕ), из них 72 часа аудиторных занятий, 72 часа самостоятельной работы.

1.3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

«История культурологической мысли» как учебная дисциплина относится к теоретико-методологическому модулю и содержательно-методически взаимосвязана с такими предметами, как история, культурология, философия, этнография, социальная и культурная антропология, политология, истории религий.

Освоение данной дисциплины необходимо для всех дисциплин гуманитарного цикла, а также для нового осмысления предшествующих дисциплин, например, истории, этнографии и антропологии в свете дополнительных знаний из области «истории культурологической мысли».

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Трудоемкость в часах Семестры
   
Аудиторные занятия:      
Лекции (ЛК)      
Практические занятия (ПЗ)      
Лабораторные работы (ЛБ)      
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)      
Самостоятельная работа:      
Виды СРС Рефераты, таблицы    
Промежуточная аттестация: Не предусмотрена
ИТОГО:      

Содержание дисциплины (Содержание разделов дисциплины)

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Источники и методология исследования культурологической мысли Роль источника в процессе историко-культурологического исследования. Историк как аналитик предмета исследования. Подходы к трактовке исторического текста. Подлинность и достоверность письменных источников. Гуревич П.С. о влиянии нарративных моделей, картины мира автора на описание действительности в источнике. Типы источников: письменные, художественные, кино-фотодокументальные, фольклорные. Виды письменных источников: поучения, проповеди, мемуары, дневники, письма, периодическая печать. Специфика работы с различными видами письменных источников. Художественно-изобразительные источники как репрезентанты представлений о культуре. Методы сравнения, реконструкции, формализации в анализе культурологической мысли.
2. Проблема исторической периодизации культурологической мысли Хронология как компонент историко-культурного моделирования. Методы хронологии. Периодизация как результат хронологического моделирования, выделения временных интервалов. Признаки и способы периодизации. Проблема исторической периодизации культурологической мысли и ее решение в трудах И. В. Кондакова. Периодизация культурологической мысли в учебных пособиях и культурологических исследованиях. Периодизация истории культурологических взглядов М. С. Кагана, Т. Г. Грушевицкой, А. П. Садохина, А. В. Костиной.
3. Предпосылки генезиса и формирование культурологической мысли в античности Проблема форм и средств саморефлексии культуры. Синкретизм древних цивилизаций как предпосылки генезиса культурологической мысли. Вербализованные и невербализованные формы бытия представлений о культуре. Архаические тексты магического и мифологического содержания как репрезентанты предпосылочных представлений о культуре. Истоки истории культурологической мысли и «осевое время». Древнегреческая, древнеримская Античность и древнееврейская ветхозаветная духовность как условие генезиса и формирования представлений о культуре. Сближение космогонической картины мира с человеческой историей как условие становления культурологической мысли. Древнегреческие представления о культуре: принципы «пайдейи», цикличности, «катарсиса», совершенствования. Гомер и Гесиод о нравственности. Древнеримские представления о культуре. Первые трактаты о культуре:Марк Порций Катон, Марк Туллий Цицерон.
4. Представления о культуре в эпоху европейского Средневековья Культура как культ в средневековом представлении. Отказ от античных принципов понимания культуры, человека, общества и государственности. Принципы креационизма, телеологизма, провиденциализма, теоцентризма в представлениях о культурно-историческом развитии. «Стрела времени» Августина Блаженного. Средневековые критерии прогресса. Проблема разума и веры в понимании культуры в трудах А. Блаженного, Ф. Аквинского.
5. Представления о культуре в эпоху Ренессанса Новое открытие человека, мышления, разума и культуры. Генезис понятия «Возрождение». Причины и условия кризиса средневекового понимания культуры. Принципы гуманизма, натурализма, пантеизма в представлении о культуре, человеке, обществе и прогрессе. Гуманистические взгляды Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Пико делла Мирандолы как основа культурологической мысли эпохи Ренессанса. Проблемы личности, свободы, творчества. Культурологическая мысль в философских взглядах М. Монтеня. Монтень о природе, культуре, законах, нравственности, воспитании, религии, человеческом опыте.
6. Культурологическая мысль начала Нового времени Первые попытки самостоятельных теоретических представлений о культуре на основе применения исторического метода к исследованию развития общества. Появление исследовательских проблем в теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании культуры. Концепция культуры Дж. Вико: проблематика исследований, периодизация культурно-исторического процесса, понятие и определение культуры. Значение творчества Дж. Вико для становления и развития культурологической мысли.
7. Просветительские концепции культуры Основные положения просветительского подхода к пониманию культуры. Представления о прогрессе, разуме, рациональности, нравственности, просвещении, счастье, гражданском обществе. Культурологические взгляды И. Г. Гердера: размышления о гуманизме, национальной культуре, искусстве, истории человечества, национальном характере. Культурологические взгляды Д. Дидро, Монтескье, Вольтера.
  Натуралистические и идеалистические концепции культуры Основные положения натуроцентрических представлений о культуре. Культурологические взгляды «географического детерминизма» Ж. Ж. Руссо. Роль географического и климатического фактора в развитии культуры. Размышления Ж. Ж. Руссо о прогрессе, гуманизме, нравственности, воспитании. Натуроцентризм в культурологических взглядах Руссо. Значение творчества Ж. Ж. Руссо для философии культуры. Культурологические взгляды Дж. Локка. Размышления об опыте, человеческом разуме и рациональности. Взгляды на культуру Дж. Беркли. Размышление о природе познания, чувственном опыте, объективности и субъективности. Значение взглядов Дж. Беркли для философии культуры. Идеалистические концепции культуры в контексте немецкой классической культурфилософии. Проблема антиномичности культуры, свободы, нравственности. Категорический императив Канта как основа совершенствования культуры и человека. Культура как система трансцендентальных идей по Канту. Проблема внутренней и внешней культуры. Размышления Канта о талантливости и гениальности. Культура как форма отчуждения Абсолютного Духа в контексте культурфилософии Г. Ф. Гегеля. Культура как форма бытия Абсолютной идеи по Гегелю. Размышления Гегеля о творчестве, национальной культуре, обществе, теоретической и практической культуре. Панлогизм гегелевской концепции истории и культуры как кульминации рационалистической тенденции культурологических взглядов Просвещения. Значение идеалистических концепций культуры для развития культурологической мысли.
9. Культурологические взгляды в эволюционизме и неоэволюционизме Эволюционизм как первая значительная научная школа в культурантропологии. Представители: английский философ и ученый Г. Спенсер, английские этнографы и религиоведы Э. Б. Тайлор и Д. Д. Фрэзер, американский исследователь культуры индейцев Л. Г. Морган. Предпосылки становления эволюционазма: Идеи Ч. Дарвина, Т. Гексли. Понимание эволюции как системы сложных форм. Факторы эволюции. Рассмотрение различных явлений культуры и культуры различных народов как стадии культурной эволюции культурантропологами-эволюционистами. Аналогия между эволюцией индивида (детство, юность, зрелость, старость) и эволюцией культуры. Картина развития всех видов религии из анимистических (от лат. «anima» — «душа») верований первобытной эпохи Тайлора. Основные этапы эволюции культуры (магия, религия и наука) Фрэзера. Проблемы эволюции брачных, семейных, социальных отношений, теория стадий дикости, варварства и цивилизации в истории культуры Моргана. Кризис эволюционизма в нач. XX в., связанный с его недостатками: кабинетным характером исследований, стремление подогнать фактический материал под умозрительные построения. Возрождение интереса к эволюционизму в сер. XX в. – неоэволюционизм или школа Л.А. Уайта. Рассмотрение понятия «культура» как отражение объективной надбиологической действительности. Приспособление человека к окружающей среде как главная функция культуры по Уайту. Культура как система, развивающаяся через определенные стадии, в зависимости от накопления или затрат энергии. Три подсистемы: технологическая (орудия производства, оружие, одежда, жилища и т. п.), социальная (все виды индивидуального и коллективного поведения людей) и идеологическая (знания, идеи, верования). Взгляды Уайта о первичной роли развития техники в развитии культурной системы (технологический детерминизм). Культурология как наука о «следах» человеческой деятельности, ее последствиях.
10. Культурологические взгляды в теориях локальных цивилизаций Новое направление в философии культуры - теории локальных цивилизаций (от лат. «locus» — «определенное место»). Представление о не единой человеческой цивилизации (культуры) с единым путем исторического развития, а множестве отдельных цивилизаций, представляющих собой относительно замкнутые системы органического типа. Не линейно-стадиальное развитие, а циклическое, подобное циклу жизни организма (зарождение, рост, расцвет, старение, гибель). Ученые вт. пол.. XIX – пер. пол. XX вв. Н. Данилевский («Россия и Европа») и К. Леонтьев и О. Шпенглер («Закат Европы»), А. Д. Тойнби, П. А. Сорокин, С. Хантингтон.
11. Проблемы культуры в неокантианстве и «философии жизни» Неокантианство и «философия жизни» вт. пол. XIX в. как основа современной философии культуры. Крупнейшие представители: Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер (марбургская школа неокантианства), В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Ласк (баденская школа неокантианства). Внимание к различиям между естественными науками («науками о природе») и гуманитарными науками («науками о духе», или «науками о культуре») - методы, используемые каждым из типов наук. «Науки о культуре» - изучение особенного, уникального, индивидуального, неповторимого в явлениях культуры, исторических событиях, исторических личностях (идиографический). Основа неокантианской философии культуры – аксиология — философское учение о ценностях. Ведущая роль идеальных (нематериальных, невещественных) ценностей в формировании сферы «ценностных благ культуры» — науки, права, искусства, религии. Последователи неокантианства в России нач. XX в.: А. И. Введенский, С. И. Гессен, И. И. Лапшин и др. «Философия жизни» — философские учения кон. XIX — пер. пол. XX вв (В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Ницше, О. Шпенглер, А. Бергсон, Л. Клагес, X. Ортега-и-Гассет). Идея о порождении культуры иррациональным потоком «жизни» (или «жизненным порывом», «волей к власти»). Отношение культуры к изначальному бытию, определяемому ими как «жизнь» (Зиммель), «воля к власти» (Ницше), «жизненный порыв» (Бергсон). Порождение «жизнью» «более-жизни» и «более-чем-жизни», форм и ограничений культуры, которые сковывают поток «жизни», но затем уничтожаются ей, чтобы дать место новым формам и ограничениям. Трагичность истории культуры, которая имеет преходящий характер, обречена на гибель. В. Дильтей – герменевтика в изучении культуры, разработка метода интуитивного понимания исторических и историко-культурных феноменов («переживание», «вчувствование»). Учение о «понимании», «переживании», «вчувствовании» — интуитивном постижении историком культуры духовной сути культурного явления, исследованием культуры как единства двух противоречивых культурообразующих начал. «Вчувствование» как метод, отличающих науки о культуре от наук о природе. «Понимание», «переживание», «вчувствование» как проникновение в духовную жизнь людей других эпох и культур. Ф. Ницше – культура как гармоническое единство двух начал: «дионисийского» — иррационального, хаотичного, музыкального и «аполлонийского» — рационального, упорядоченного, светлого. Нигилизм — стремление к разрушению и уничтожению норм и ценностей культуры. Концепция изучения «открытого» и «закрытого» типов общества и соответствующих им систем культуры (А. Бергсон). Ф. Т. Фишер и Т. Липпс: вчуствование (от нем. «Einfuhlung») —перенесение на произведение искусства чувств, которые оно вызывает («грустный пейзаж», «веселая мелодия» и т. п.).
12. Исследования культуры в психоанализе и герменевтике Новый импульс развитию философии культуры - идеи представителей психоанализа (И. Брейер, 3. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, В. Райх, К. Хорни, Э. Фромм, Ж. Лакан и др.). Психоанализ (фрейдизм) как концепция с философским и культурологическим потенциалом. Культура, по Фрейду – порождение бессознательных желаний и влечений человека, заряд которым дает психическая энергия сексуального влечения (либидо, лат. «libido»). Возникновение культуры через сублимацию (лат. «sublimo» — «высоко поднимать, возвышать», франц. «sublime» — «возвышенный, величественный» и «sublimation» — «возгонка, химическая переработка») либидо, то есть преобразование сексуальных и агрессивных вожделений индивида в нечто приемлемое для других людей — искусство, политику, религию, спорт и др. Прогресс культуры как причина кризиса культуры, вследствие непримиримого конфликта ее норм («Сверх-Я») с бессознательными влечениями людей («Оно»). «Эдипов комплекс» — одно из центральных понятий психоанализа 3. Фрейда и источник религии, морали, искусства, общественной организации. Юнг – автор учения о «коллективном бессознательном» человечества, которое является хранилищем опыта всех поколений людей. Мощнейшее воздействие на культуру «коллективного бессознательного» через «архетипы» (пра-образы, изначальные образы), проявляющиеся в фантастических видениях, религиозной символике (крест, свастика, звезда и т. п.), мифологии. Существенное различие культур Запада и Востока, основанное на кардинальном различии их психологических установок. Герменевтика — теория интерпретации (объяснения и понимания) текстов, содержащая правила интерпретации, знание предпосылок (философских, психологических, культурных, религиозных), способов истолкования, различных сопутствующих тексту факторов, том числе культурных (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикерт).
13. Лингвистические и этнолингвистические исследования культуры Лингвистика как основное направление в науке о языке в XIX—XX вв. Сравнительно-историческое языкознание XIX в. (Ф. Бопп, Р. К. Раек, В. фон Гумбольдт и др.): изучение отношений между родственными языками, их эволюция, начиная с эпохи общего происхождения какой-либо группы языков. Структурная лингвистика XX в. (Р. Якобсон, А. Мартине, Э. Бенвенист и др.): исследования языка как системы знаков с четко выделяемыми и математически описываемыми структурными элементами. Взаимодействие лингвистики с культурологией: этнолингвистика — наука об особенностях функционирования языка в культурах различных племен и народов. Появление в 30-е — 50-е гг. XX в. антропологической гипотезы о том, что структура человеческого мышления, способы познания человеком мира, характерные черты культуры зависят от структуры и особенностей языка.
14. Исследования культуры в структурализме и постструктурализме Интеграция во вт. пол. XX вв. философии культуры в культурологические, антропологические, социокультурные и историко-культурные исследования – структурализм и постструктурализм. Крупнейшие представители структурализма: К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко. Стремление выявить во всем многообразии культурных форм структуру — систему отношений между элементами целого, сохраняющую устойчивость при различных изменениях и модификациях. К. Леви-Стросс – анализ явлений культуры как особого рода языков. Одна из главных идей Леви-Стросса — единство структур первобытных и современных форм мышления и культуры. М. Фуко – создатель «археологии знания», «археологии гуманитарных наук» для реконструкции интеллектуальной и культурной жизни прошлого. Постструктурализм — течение философской мысли, пришедшее в 1970-1980 гг. на смену «классическому» структурализму. Постструктуралистские исследования (в т. ч., в культурологии) отличает стремление к использованию нетрадиционных методов, понятий, разрушению привычных логических схем, «интеллектуальные провокации», ирония и т. п. Постструктуралисты: Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ф. Лиотара, 3. Подорога, М. Ямпольский и др. Вхождение в 70—80-х гг. XX в. в язык культурологов понятий «симулякр» «деконструкция», «виртуальность», «телесность», «ризома» (особый тип ненаправленного развития развития «во все стороны») и др.
15. Проблемы культуры в культурфилософии ХХ в. Феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Р. Ингарден, М. Мерло-Понти и др.). Рассмотрение проблем культуры через призму проблем сознания, аналитическая философия (Д. Мур, Л. Витгенштейн и др.) — через призму проблем языка, экзистенциализм (К. Ясперс, М. Бубер, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) — через призму проблем свободы, человеческого существования. Концепции Б. Малиновского, Э. Кассирера, И. Хейзинга, К. Ясперса, А. Бергсона, К. Поппера.
16. Генезис, специфика русской культурологической мысли Становление отечественной культурологической мысли в XIX в. Значение позитивистской методологии в исследованиях процессов развития общества с точек зрения лингвистики, психологии, социологии, литературоведения. Академические школы в Москве, Петербурге, Казани, Харькове. Предпосылки становления русской культурфилософии: течения славянофилов и западников. Воплощение дискуссий славянофилов и западников в неославянофильстве (Н. Я. Данилевский, «почвенничество» Ф. М. Достоевского, В. Соловьев, Л. Н. Толстой) и академических научных поисках. Становление и развитие отечественной лингвистики, философии, этнографии. Формирование культурологических взглядов в русле отечественной академической школы. Московская «мифологическая» школа Ф. И. Буслаева как первая культурологическая школа, идейно близкая славянофильству. Понимание культуры через призму народных традиционных ценностей, мифологии, религии, художественного творчества. Взаимосвязь культурологических взглядов Ф. И. Буслаева и лингвистических исследований. Основные труды Буслаева. Значение культурологических взглядов «мифологической» школы для развития отечественной культурологии. Становление сравнительно-исторической школы А. Н. Веселовского. Преодоление антропоцентристского подхода к культуре И. А. Тэна как условие становления культурологических взглядов Веселовского. Идея «каркаса устойчивых формул» Веселовского и его последователей. Основные принципы понимания культуры в сравнительно-исторических исследованиях. Значение культурологических взглядов «сравнительно-исторической» школы А. Н. Веселовского для развития отечественной культурологии. Становление «психологической» школы А. А. Потебни. Проблема эвристического потенциала языка, поставленная Потебней, и ее значение для дальнейших культурологических исследований. Значение культурологических поисков А. А. Потебни для развития отечественной культурологии.
17. Культурологические взгляды в русской философии Предпосылки становления отечественной философии. Основные культурфилософские идеи: их историзм, традиционализм и новаторство. Развитие русской философии: теоцентризм и антропоцентризм в творчестве В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, И.Ильина, Н.Ф. Федорова. Основные идеи русского космизма. Космизм как альтернатива западноевропейскому социоцентризму. Особенности русской философии. Значение философских идей для отечественной культурологической мысли. Культурфилософские произведения русских философов: «Философские основы цельного знания» В. Соловьева, «Воля к жизни и воля к культуре», «Смысл творчества» Н. А. Бердяева, «Афины и Иерусалим» Л. Шестова, «Философия истории» Л. Карсавина.
18. Исследования культуры в советское и постсоветское время Продолжение семиотических подходов к исследованию культуры в ХХ в. в отечественных гуманитарных науках. Н. Холмский как теоретик современной семиотики и лингвистики,, выявивший связь устойчивых форм культуры, сознания и языка. Исследование Холмским эвристичности в бесконечных комбинациях языковых выражений. Продолжение семиотической культурологии в послевоенное время. Культурно-филологическая концепция М. М. Бахтина: основные принципы и понятия. «Философия поступка» и ее связь с культурологическими взглядами Бахтина. Понимание Бахтиным культуры как «со-бытия». Проблема методологии гуманитарных наук в работах Бахтина. Культурологические взгляды Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева. Начало активного развития отечественной культурологии в 90-е гг. ХХ века в постсоветской России. Причины и условия включения культурологии как общеобразовательной дисциплины в состав высшего профессионального образования. Формирование отечественных культурологических школ в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске. Культурологические взгляды А. Меня, А. Ахиезера, М. С. Кагана, С. Н. Иконниковой, А. Я. Флиера, П. С. Гуревича. Отечественные современные исследования культуры в разнообразии своих школ и направлений. Теоцентрические взгляды на культуру П. А. Сапронова; натуроцентрические взгляды на культуру А. И. Пушкаря, М. Эпштейна; социоцентрические взгляды на культуру Б. С. Ерасова, Л. А. Зеленова, Н. С. Злобина, Л. Н. Когана, Э. С. Маркарян, А. А. Радугина, А. Ф. Еремеева, К. Г. Рожко; антропоцентрические взгляды П. С. Гуревича, В. М. Межуева, А. В. Павлова, К. А. Свасьян, В. В. Сильвестрова, М. Б. Туровского.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: