Методические указания по организации и проведению семинарского занятия

Методические указания по проведению семинарского занятия представляют собой материалы, описывающие логику раскрытия темы курса. Логика изложения каждой темы индивидуальна, каждая со своим набором дидактических материалов.

Своеобразной формой методических указаний по организации и проведению семинарского занятия могут служить материалы по организации СРС (нижеследующий материал).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА Нижеследующий материалиспользуется преподавателем как методические указания студентам по организации СРС – это своего рода комментарий требований к усвоению содержания. Этот раздел носит рекомендательный характер и используется по усмотрению преподавателя относительно выбора сложности изложения курса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ (Знания, умения и навыки):

ПО ТЕМЕ 1

Определять предмет, цели и задачи изучения ИКМ.

Разбираться в основных понятиях ИКМ.

Разъяснять место и роль ИКМ в системе культурологического знания.

Различать смежные с ИКМ понятия.

Выявлять основные классификационные ИКМ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Подходы к трактовке культурологического текста.

2. Роль источника в процессе историко-культурологического исследования.

3. Гуревич П.С. о влиянии нарративных моделей, картины мира автора на описание действительности в источнике.

4. Виды письменных источников: поучения, проповеди, мемуары, дневники, письма, периодическая печать, философские трактаты и др.

5. Художественно-изобразительные источники как репрезентанты представлений о культуре.

6. Методы сравнения, реконструкции, формализации в исследовании культурологической мысли.

7. Сравнительно-исторический и историко-генетический методы, их значение для становления культурологического знания.

ПО ТЕМЕ 2

Отличать теоретические подходы к изучению ИКМ

Выявлять материалы содержащие сведения о ИКМ

Уметь различать виды хронологии

Понимать смысл системы индивид-семья-общество

Уметь выделять типы семейных статусов

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Хронология как компонент историко-культурного моделирования. Методы хронологии.

2. Периодизация как результат хронологического моделирования, выделения временных интервалов.

3. Признаки и способы периодизации. Проблема исторической периодизации культурологической мысли.

4. Периодизация истории культурологических взглядов в трудах М. С. Кагана.

5. Периодизация истории культурологических взглядов Т. Г. Грушевицкой, А. П. Садохина.

ПО ТЕМЕ 3

Разбираться в сути понятия синкретизм.

Уметь отличать эпохи генезиса ИКМ

Разбираться в содержании и видах требований к ИКМ

Понимать различия между различными учениями античных учений

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Синкретизм древних цивилизаций как предпосылки генезиса культурологической мысли.

2. Вербализованные и невербализованные формы бытия представлений о культуре.

3. Архаические тексты магического и мифологического содержания как репрезентанты предпосылочных представлений о культуре и их анализ.

4. Роль древнегреческой и древнеримской античности в генезисе представлений о культуре.

5. Сближение космогонической картины мира и человеческой истории как этап становления культурологической мысли.

6. Анализ текстов Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки, Плотина, Диогена Лаэртского на предмет представлений о культуре.

ПО ТЕМЕ 4

Иметь общее представление об особенностях средневековой культурологической мысли

Определять причины сохранение большой роли религии в средневековой культурологической мысли

Уметь разъяснить, в чем состоят особенности восприятия мира в средневековой культурологической мысли

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Культура как культ в средневековом представлении.

2. Принципы креационизма, теологизма, провиденциализма, теоцентризма в представлениях о культурно-историческом развитии. «Стрела времени» Августина Блаженного.

3. Проблема разума и веры в понимании культуры в трудах А. Блаженного, Ф. Аквинского.

4. Анализ текстов Августина Блаженного, Тертуллиана, Дионисия Ареопагита, Боэция, Петра Абеляра, Бонавентуры на предмет представлений о культуре.

ПО ТЕМЕ 5

Объективно оценивать различные стороны эволюции культурологической мысли в эпоху Возрождения

Раскрывать содержание мышления в эпоху Возрождения

Понимать смысл отражения особенностей эпохи в культурологической мысли

Уметь различать особенности культурологических взглядов различных мыслителей эпохи Возрождения

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Причины и условия кризиса средневекового понимания культуры. Принципы гуманизма, натурализма, пантеизма в представлении о культуре, человеке, обществе и прогрессе.

2. Гуманистические взгляды Данте Алигьери, Пико делла Мирандолы как основы культурологической мысли в эпоху Ренессанса.

3. Проблема гармонии в воззрениях Петрарки.

4. Проблемы личности, свободы, творчества. Культурологическая мысль и мораль в философских взглядах М. Монтеня.

5. Анализ текстов Лоренцо Валлы, Пьетро Помпонацци, Никколо Макиавелли, Эразма Роттердамского, Мартина Лютера на предмет культурологических взглядов.

6. Понятия «личность» и «гуманизм» в контексте взглядов на культуру эпохи Ренессанса.

ПО ТЕМЕ 6

Объяснить, что привело к появлению типа культурологической мысли в Новое время

Выделять особенности пространственно-временного восприятия Нового времени

Понимать смысл культурологических концепций Нового времени

Разбираться в сущности, формах, видах культурологических концепций Нового времени

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Первые попытки самостоятельных теоретических представлений о культуре в контексте культуры Нового времени.

2. Появление исследовательских проблем в теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании культуры.

3. Концепция культуры Дж. Вико: проблематика исследований, периодизация культурно-исторического процесса, понятие и определение культуры.

4. Анализ текстов Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса на предмет культурологических взглядов.

ПО ТЕМЕ 7

Определять характер изменений в культурологической мысли в эпоху Просвещения

Анализировать, каким образом связаны изменения в культурологической мысли с изменениями в различных сферах жизнедеятельности в эпоху Просвещения

Объяснять причины возникновения нового понимания жизни в эпоху Просвещения

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Представления о прогрессе, разуме, рациональности, нравственности, просвещении, счастье, гражданском обществе.

2. Культурологические взгляды И. Г. Гердера: размышления о гуманизме, национальной культуре, искусстве, истории человечества, национальном характере.

3. Культурологические взгляды Д. Дидро.

4. Культурологические взгляды Монтескье.

5. Культурологические взгляды Вольтера.

ПО ТЕМЕ 8

Определять характер изменений в культурологической мысли в эпоху Просвещения

Анализировать, каким образом связаны изменения в культурологической мысли с изменениями в различных сферах жизнедеятельности в эпоху Просвещения

Объяснять причины возникновения нового понимания жизни в эпоху Просвещения

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Основные положения натуроцентрических представлений о культуре.

2. Культурологические взгляды «географического детерминизма» Ж. Ж. Руссо. Натуроцентризм в культурологических взглядах Руссо.

3. Дж. Локка. Размышления об опыте, человеческом разуме и рациональности.

4. Дж. Беркли. Размышление о природе познания, чувственном опыте, объективности и субъективности.

5. Э. Кант. Категорический императив как основа совершенствования культуры и человека. Культура как система трансцендентальных идей. Внутренняя и внешняя культура.

6. Культура как форма отчуждения Абсолютного Духа в контексте культурфилософии Г. Ф. Гегеля.

7. Значение натуралистических и идеалистических концепций культуры для развития культурологической мысли.

ПО ТЕМЕ 9

Понимать значение эволюционизма в ИКМ

Разбираться в особенностях восприятия эволюционизма различных авторов

Оценивать роль эволюционизма в ИКМ

Объяснить, каким образом эволюционизм и неоэволюционизм повлияли на дальнейшее развитие культурологической мысли

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Эволюционизм и неоэволюционизм: общее и особенное

2. Культурологические взгляды Г. Спенсера.

3. Культурологические взгляды Э. Б. Тайлора и Д. Д. Фрэзера.

4. Культурологические взгляды Л. Г. Моргана.

5. Культурологические взгляды Л. Уайта.

ПО ТЕМЕ 10

Понимать значение теорий локально-исторических типов в развитии ИКМ

Разбираться в причинах возникновения теорий локально-исторических типов

Оценивать значение влияния на дальнейшее развитие культурологической мысли теорий локально-исторических типов

Объяснить, в чем суть изменений теорий локально-исторических типов

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Проблема локальности культурно-исторического развития и анализ классификаций типов локальных цивилизаций.

2. Культурологические взгляды Н. Данилевского.

3. Культурологические взгляды К. Леонтьева.

4. Культурологические взгляды О. Шпенглера.

5. Культурологические взгляды А. Д. Тойнби.

ПО ТЕМЕ 11

Понимать смысл дальнейшего развития идей Э.Канта

Разбираться в особенностях методологии исследований различных неокантианцев

Оценивать роль неокантианства в ИКМ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Основные школы неокантианства: баденская, марбургская.

2. Культурологические взгляды Г. Когена, П. Наторпа.

3. Культурологические взгляды Э. Кассирера.

4. Культурологические взгляды В. Виндельбанда.

5. Культурологические взгляды Г. Риккерта.

6. Культурологические взгляды Э. Ласка.

ПО ТЕМЕ 12

Понимать основные принципы психологических концепций в культурологической мысли

Разбираться в основных отличиях взглядов З.Фрейда и К.Юнга на культуру

Оценивать роль психологических концепций в культурологической мысли

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Психоанализ как новый импульс в развитии философии культуры.

2. Культурологические взгляды И. Брейера, 3. Фрейда.

3. Культурологические взгляды К. Г. Юнга, А. Адлера.

4. Культурологические взгляды В. Райха, К. Хорни, Э. Фромма.

5. Культурологические взгляды Ж. Лакана.

ПО ТЕМЕ 13

Понимать особенности лингвистических исследований в теории культуры

Оценивать роль лингвистических исследований в культурологии

Объяснить, каким образом лингвистические исследования повлияли на развитие культурологической мысли

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Лингвистика как основное направление в науке о языке в XIX—XX вв.

2. Культурологические идеи сравнительно-исторического языкознания XIX в.: Ф. Бопп, Р. К. Раек.

3. Культурологические взгляды В. фон Гумбольдта.

4. Культурологические исследования в структурной лингвистике XX в.: Р. Якобсон, А. Мартине, Э. Бенвенист.

5. Значение лингвистических и этнолингвистических исследований для мировой и отечественной культурологии.

ПО ТЕМЕ 14

Понимать смысл основных идей структурализма

Объяснить, каким образом связан зарубежный и отечественный структурализм

Уяснить в чем важность струкуралистских и поструктуралистских концепций в развитии культурологической мысли

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Общая характеристика и особенности структурализма.

2. Культурологические взгляды К. Леви-Стросса: проблематика исследований и методология.

3. Культурологические взгляды Р. Барта, Ж. Лакана.

4. Культурологические взгляды М. Фуко.

5. Культурологические взгляды в поструктурализме: Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Лиотар.

6. Культурологические взгляды отечественных постструктуралистов: В. Подорога, М. Ямпольский.

ПО ТЕМЕ 15

Понимать особенности феноменологии

Разбираться в культурологических взглядов экзистенциалистов

Оценивать роль феноменологии и экзистенциализма в культурологической мысли

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Проблематика культурологических исследований в русле феноменологии.

2. Культурологические взгляды Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Ингардена, М. Мерло-Понти.

3. Исследования культуры в контексте проблем сознания.

4. Культурологические взгляды в аналитической философии Д. Мура, Л. Витгенштейна.

5. Исследования культуры через призму проблем языка.

6. Культурологические взгляды в экзистенциализме: К. Ясперс, М. Бубер, Ж. П. Сартр, А. Камю.

ПО ТЕМЕ 16

Знать основные черты отечественной культурологической мысли на стадии ее зарождения

Уметь выявлять основные направления развития отечественной культурологической мысли

Владеть навыками анализа основных тенденций развития отечественной культурологической мысли

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Становление отечественной культурологической мысли в XIX веке. Позитивистская методология в исследованиях развития общества с точек зрения лингвистики, психологии, социологии, литературоведения.

2. Академические школы в Москве, Петербурге, Казани, Харькове.

3. Западничество, славянофильство и неославянофильство.

4. Культурологические взгляды В. С. Соловьева в «Философских основах цельного знания».

5. Московская «мифологическая» школа Ф. И. Буслаева. Специфика понимания культуры через призму народных традиционных ценностей, мифологии, религии, художественного творчества.

6. Сравнительно-историческая школа А. Н. Веселовского.

7. «Психологическая» школа А. А. Потебни и его работа «Теоретическая поэтика».

ПО ТЕМЕ 17

Знать основные черты отечественной культурологической мысли в кон. XIX – нач. XX вв.

Уметь выявлять основные направления развития отечественной культурологической мысли

Владеть навыками анализа основных тенденций развития отечественной культурологической мысли

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Основные культурфилософские идеи, их историзм, традиционализм и новаторство.

2. Основные идеи русского космизма. Космизм как альтернатива западноевропейскому социоцентризму.

3. Культурологические взгляды Н. А. Бердяева в работе «Воля к жизни и воля к культуре».

4. Культурологические взгляды Л. Шестова в работе «Афины и Иерусалим».

5. Культурологические взгляды Л. Карсавина в работе «Философия истории».

ПО ТЕМЕ 18

Знать основные черты отечественной культурологической мысли в советскую и постсоветскую эпохи

Уметь выявлять основные направления развития отечественной культурологической мысли

Владеть навыками анализа основных тенденций развития отечественной культурологической мысли

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Проблематика и специфика семиотических подходов к исследованию культуры в ХХ веке в отечественных гуманитарных науках.

2. Культурологические взгляды Ю. М. Лотмана.

3. Формирование отечественных культурологических школ в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске.

4. Культурологические взгляды А. Меня.

5. Культурологические взгляды А. Я. Флиера.

6. Культурологические взгляды П. С. Гуревича

2.3. ТЕМЫ ЭССЕ, РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ:

….


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: