6. Почему величина монопольной прибыли относится к потерям общества?
7. Что представляют собой альтернативные издержки монополизации?
8. В чем проявляется Х-неэффективность монополии?
2. Подготовить письменный ответ по одной из тем:
1. Потери общества от монополии: подходы к определению и измерению. Монополия. Неэффективность монопольного ценообразования. Альтернативные теории (Щумпетер. Австрийская школа).
2. Понятие, целесообразность существования естественных монополий.
3. Проблемы развития конкуренции в отраслях естественных монополий (на примере электроэнергетики, железнодорожного транспорта или телекоммуникаций – по выбору студентов).
4. Методы тарифного регулирования в отраслях естественных монополий.
5. Неэффективность тарифного регулирования в отраслях естественных монополий.
6. Истоки монополизма в российской экономике (экономические, политические и технологические.
7. Рыночная власть – положительные и отрицательные эффекты.
8. Власть монополии и осознанное антиконкурентное поведение.
9. Цели, методы и проблемы конкурентной политики, нацеленной на борьбу с ценовым сговором.
10. Основные направления демонополизации в отдельных сферах естественных монополий.
11. Ценовая дискриминация, благосостояние и конкуренция.
3. Подготовиться к дискуссии на тему «Монополия и конкуренция: какая структура рынка наиболее эффективна?».
Цельдискуссиикак одной из форм учебных занятий - проверка уровня теоретических знаний студентов по определенному разделу (теме) учебной дисциплины.
Тема 6. Стратегическое поведение олигополии
1.Общая характеристика олигополистической структуры.
2.Независимое поведение олигополистов: объемная конкуренция. Модель дуополии Курно.
3.Модель дуополии Штакельберга.
4. Ценовая конкуренция. Модель Бертрана.
5. Модель Эджворта.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме:
1. Охарактеризуйте особенности рынка олигополии, выделите основные черты.
2. Как осуществляется конкуренция фирм на рынке при ограниченности производственной мощности каждой фирмы?
3. Каким образом поведение фирм может служить источником информации о рынке для их конкурентов?
4. В каких случаях сотрудничество фирм на рынке выгоднее, чем их конкуренция, с точки зрения фирм? С точки зрения общества в целом? С точки зрения потребителей?
5. В чем суть модели дуополии Штакельберга?
6. В чем заключается парадокс Бертрана?
7. В чем сущность модели Эджворта?
1.3. Список библиографических источников для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по разделам учебной дисциплины
1.3.1. Основная литература