1.Что НЕ относится к характерным чертам философии средневековой Европы:
а) теоцентризм;
в) патристика;
с) креационизм;
д) провиденциализм;
е) иррационализм.
2.Одно из основных философских произведений Фомы Аквинского —
а) «Сумма теологии»;
в) «О граде Божьем»;
с) «Государь»;
д) «Новый органон»;
е) «Опровержение философов».
3.Креационизм объясняет возникновение жизни:
а) самоорганизацией материи;
б) абиогенезом;
в) творением;
г) биогенезом;
д) появлением из космоса.
4.Принцип "бритвы Оккама":
а) "Не следует умножать сущности сверх необходимого";
в) "Нет ничего в разуме, чтобы до этого не прошло через чувства";
с) "Существовать, - значит быть воспринимаемым";
д) "Ни одна субстанция не может естественным образом быть в бездействии и что тела тоже никогда не могут быть без движения";
е) "Я мыслю, следовательно, я существую".
5. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
а) атомизмом;
|
|
в) томизмом;
с) августинизмом;
д) папизмом;
е) иррационализмом.
6. Исторический период развития схоластики:
а) IV—Х вв.;
в) IX—XV вв.;
с) VIII—XVI вв.;
д) I—IV вв.;
е) IV—XVI вв.
7.Кто из нижеследующих представителей христианской философии средних веков является автором произведений "О троице", "Исповедь", "О граде Божьем"?
а) Фома Аквинский;
в) Уильям Оккам;
с) Августин Аврелий;
д) Пьер Абеляр;
е) Ансельм Кентеберийский.
8.Теоцентризм, креационизм, эсхатология, провиденциализм, вера выше разума - основные черты философии:
а) Возрождения;
в) Средневековья;
с) Античности;
дг) Просвещения;
е) Нового времени.
9.Крупный теологический философ, выдвинувший пять доказательств существования Ьога в мире.
а) Фома Аквинский;
в) Уильям Оккам;
с) Августин Аврелий;
д) Пьер Абеляр;
е) Ансельм Кентеберийский
10.Термин «патристика» означает:
а) догматизация учений «отцов церкви» утверждавших несовместимость религиозность веры с античной философией;
в) оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, соотношение веры и знания;
с) процесс постоянного влияния на мир;
д) учение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
е) Защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.
11.Защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму:
а) апологетика;
в) схоластика;
с) патристика
д) софистика;
е) эманация.
12.Догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией:
|
|
а) апологетика;
в) схоластика;
с) патристика
д) софистика;
е) креационизм.
13. «Схоластика» - это:
а) догматизация учений «отцов церкви» утверждавших несовместимость религиозность веры с античной философией;
в) оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, соотношение веры и знания;
с) процесс постоянного влияния на мир;
д) учение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
е) Защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.
14.Теоцентризм – это:
а) догматизация учений «отцов церкви» утверждавших несовместимость религиозность веры с античной философией;
в) оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, соотношение веры и знания;
с) процесс постоянного влияния на мир;
д) учение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
е) Защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.
15.Под «универсалиями» в средневековой философии понималась:
а) общие идеи, существующие «до вещей»;
в) общие идеи, существующие «после вещей»;
с) общие идеи, существующие «в вещах»;
д) природа общих понятий
е) общие идеи, существующие «около вещей».
16.Тип философского мировоззрения был распространен в средневековой Европе:
а) теоцентризм;
в) антропоцентризм;
с) космоцентризм;
д) постмодернизм;
е) феноменология.
17.Основным этапом развития западной средневековой философии является:
а) стоицизм;
в) софистика;
с) материализм;
д) схоластика;
е) диалектика.
18.В западной средневековой философии центральным вопросом религиозно-философского рассмотрения был:
а) человек;
в) космос;
с) материя;
д) бог;
е) душа человека.
19. Теология – это:
а) учение о космосе;
в) учение о Логосе;
с) учение о Боге;
д) учение о душе;
е) существование Бога.
20.Реализм – это:
а) направление в теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими, не сами вещи, а их общее понятие -универсалии;
в) направление в теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия- универсалии, воспринимали как имена вещей:
с) учение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
д) оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, соотношение веры и знания;
е) направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который по их мнению единый раз сотворив мир, в дальнейшем не участвует в его существовании и не влияет на жизнь и поступки людей.
21..Номинализм– это:
а) направление в теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими, не сами вещи, а их общее понятие -универсалии;
в) направление в теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия- универсалии, воспринимали как имена вещей:
с) учение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
д) оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, соотношение веры и знания;
е) направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который по их мнению единый раз сотворив мир, в дальнейшем не участвует в его существовании и не влияет на жизнь и поступки людей.
|
|
22.Деизм –это:
а) направление в теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими, не сами вещи, а их общее понятие -универсалии;
в) направление в теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия- универсалии, воспринимали как имена вещей:
с) учение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
д) оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, соотношение веры и знания;
е) направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который по их мнению единый раз сотворив мир, в дальнейшем не участвует в его существовании и не влияет на жизнь и поступки людей.
23.Учение о сотворении мира Богом за один день:
а) креационизм;
в) пантеизм;
с) схоластика;
д) эсхатология;
е) эманация.
24.Учение о конце света:
а) креационизм;
в) пантеизм;
с) схоластика;
д) эсхатология;
е) эманация.
25. Исследуя проблемы человеческой души, Аквинат исходил из того, что:
а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;
в) душа является частью тела, выступая его формирующим принципом;
с) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом;
д) душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима;
е) душа материальна.
26. Исторический период, когда философию принято было считать «служанкой богословия»:
а) средневековье;
в) новое время;
с) эпоха Возрождения;
д) античность;
е) эпоха Просвещения.
27. Причину зла Августин Блаженный видит:
а) в несовершенстве мира;
в) порочности человеческой воли;
с) в сознании человека;
д) в чувствах человека;
е) в подсознании человека.
28.Систематизатор ортодоксальной схоластики, отрабатывающий догматы христианского вероучения в формах здравого смысла:
а) Эразм Роттердамский;
|
|
в) Фома Аквинский;
с) Боэций;
д) Плотин;
е) Августин Аврелий.
29. Прошлое - это наша память, настоящее – миг, будущее – напряженное ожидание чего-то. Эта мысль принадлежит:
а) Ф.Аквинскому;
в) А.Августину;
с) У.Оккаму;
д) Филону;
е) Эразм Роттердамский.
30. Этот мир порожден злым Богом. Это точка зрения:
а) христианства;
в) гностиков;
с) манихейства;
д) Плотина;
е) Филона.
31.“Фабрикация” в философии А.Августина означает:
а) сотворение Богом природы;
в) сотворение человеком какой-то вещи;
с) ложный донос на человека;
д) предательство;
е) героизм.
32.Как решал вопрос о соотношении истин веры и разума Ф.Аквинский:
а) вера выше разума;
в) разум выше веры;
с) они равнозначны;
д) веры – нет;
е) истины - нет.
34. Учение о граде земном и граде небесном создал:
а) А.Августин;
в) Боэций;
с) Ф.Аквинский;
д) Плотин;
е) П.Абеляр.
35. Вся полнота бытия в Боге. Мир имеет всего лишь причастность к бытию. Эта мысль принадлежит:
а) Ф. Аквинскому;
в) Иоанну Скотту;
с) Альберту Великому;
д) Филону;
е) П.Абеляру.
36.В том виде, в котором она обсуждалась в Средневековье, проблема универсалий впервые была поставлена:
А) Платоном
В) Порфирий
С) Росцеллином
Д) Боэцием
Е) Августином