Любая система не только многомерна (часть чего-то и общность частных), но и многофакторна

Существуют различные способы группировки массива информации, сравнение массива информации и его структуры со схожими массивами, наблюдение изменения показателей за период времени.

Это так называемые формализированные методы анализа, основанные на математических зависимостях.

Но. Учитывая, что определенное явление не только уникальная система, с своим уникальным (пусть и схожим) набором признаков, но и система, которая постоянно эволюционирует, изменяется. То методы, основанные на исторических зависимостях, могут и регулярно дают ошибки.

Например, в СМИ полно материалов экономических экспертов, которые делают выводы на основе изменения отдельного показателя (цены нефти, курса валюты, цены водки) или сравнивают две страны (сложнейшие системы, неразрывно связанные с другим миром) по одному— двум показателям. Это в корне неверно. И не несет абсолютно никакой информации для принятия решения обывателем или специалистом.

Многофакторный анализ многомерных систем оценивает конкретную ситуацию (конъюнктуру) здесь и сейчас. Звучит сложно и если делать анализ перебором всех известных доступных факторов, то сложность и длительность, конечно, реализуется на практике.

Например, при анализе кредитоспособности юридических лиц банки с традиционным смешанным подходом (и математические методы и суждения) могут проводить анализ и полгода, а мнение аналитика может выглядеть как труд на полсотни листов. А есть способы решений «за один день».

Выходом есть вычленение значимых факторов, которые определяют рамки поведения системы, и возможную смену таких факторов в будущем. То есть анализ ключевых факторов системы.

Источник и качество информации для проведения оценки события

При наличии понимания объекта анализа и методики его оценки и только тогда будет ясно, какая информация нужна, какие возможные источники, как оценивать пригодность информации для использования в анализе.

В социальной структуре общества основной информацией поступающей к человеку есть не личные наблюдения, а информация от других членов общества, которая описывает опыт социума, обозначая угрозы или декларируя преимущества.

Массовую информацию можно разделить на две огромных канала:

1) Средство изложения нужной модели поведения — Группа-Индивидуум.

Без такой информации априори было бы невозможно общество. Суть общества — наличие схожих моделей поведения, культуры. Чем тверже формализированы модели поведения, — тем монолитнее и мощнее социальная группа. Сравним случайный набор людей в метро и матросов боевого крейсера.

Соответственно медиа-пропаганда, культура, религия являются образователями социальных групп и доводят решения, прежде всего, выгодные группе. Причем Индивидуум так или иначе не способен уклониться от массовой модели поведения и более того полное уклонение ему не только выгодно (белую ворону заклюют), но и невозможно (даже на необитаемом острове).

2) Средство изложения информации выгодной для внушения в процессе конкурентной борьбы. Индивидуум агрессор — Индивидуум цель.

Все члены общества находятся в непрерывной конкурентной борьбе и распространение дезинформации является старейшим инструментом в такой борьбе.

Возможно выделить такие характерные принципы общедоступной, популярной, и соответственно информации не имеющей ценности для индивидуума в принятии своего решения в рамках социально допустимых социальных стереотипов:

  1. Распространяется по чьей-либо конкретной инициативе.
  2. Несет выгоду инициатору и каналу распространения.
  3. Является субъективным суждением.
  4. Обобщена и маловозможна к проверке, не исчерпывающая.
  5. Описывает негатив или другими способами имеет другую повышенную эмоциональную привлекательность для массового читателя (картинки, красный шрифт, сексуальность, прочее).

Ввиду этого можно смело отметать массовые каналы коммуникаций, как исключительный источник в принятии решений: коммерческое ведение деятельности СМИ предполагает наличие оплаты за размещение информации; массовость аудитории и размер вознаграждения стимулировали выработку: серьезной теории пропаганды чего-либо, привлечения внимания, трансляции эмоциональной оценки, формирование видимости достоверности и возможности проверки данных.

Это как СМИ, так и любые публичные данные (например, статистика от государств), «правдивые» интернет— ресурсы, «точная» информация в сарафанном радио и прочее.

Использовать такую информацию возможно только для оценки мероприятий проводимых возможным инициатором распространения и оценки его мотивов, его игры. Один из основных приемов: контент-анализ.

Для принятия решений в быту (а я использую и в работе при оценке кредитного риска) рекомендую такие источники:

  1. Тематические форумы и неформальное общение специалистов, энтузиастов.
  2. Прямая или косвенная инсайдерская информация, полученная по косвенным наблюдениям.
  3. Интервью с лидерами отраслевых ассоциаций, успешными практиками.
  4. Региональные СМИ с целевой аудиторией локальных общин.
  5. Отраслевые СМИ с целевой аудиторией специалистов отдельной отрасли.
  6. Тематические презентации (например, на SlideShare).
  7. Личное общение с успешным практиком в интересующей отрасли.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: