Февраля 2011 г

Импульс данному вопросу дал третий Президент Российской Федерации, издав Указ от 9 февраля 2011 г. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» (Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 939). В Указе говорится:

«В целях совершенствования законотворческой деятельности и обеспечения учета общественного мнения при подготовке проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов постановляю:

1. Установить, что:

а) проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации (далее - законопроекты), по решению Президента Российской Федерации могут быть вынесены на общественное обсуждение;

б) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации федеральным государственным органам, разработавшим законопроект (принимавшим участие в его разработке), вынесенный на общественное обсуждение:

размещать в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах тексты законопроекта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к нему, а также информацию о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение;

обеспечивать гражданам, принимающим участие в общественном обсуждении законопроекта, возможность ознакомиться с поступившими на соответствующий сайт замечаниями и предложениями по законопроекту;

по истечении 90 дней со дня завершения общественного обсуждения законопроекта представлять Президенту Российской Федерации доклад о результатах его обсуждения».

Комментарий: Возникает один важный теоретический вопрос: надо различать общественное обсуждение проектов законов как часть законотворческого процесса и общественное обсуждение проектов законов как часть законодательного процесса.

Если исходить из того, что записано в Регламенте Государственной Думы, всенародное обсуждение становится частью законодательного процесса. Если исходить из приведенного Указа от 9 февраля 2011 года, обозначенное в Указе обсуждение есть только шаг на стадии подготовки законопроекта (что прямо обозначено в Преамбуле, предпринимаемый в процессе законотворчества в период до внесения законопроекта в Государственную Думу.

Правда, в данном случае возникает вопросы: насколько обязательны результаты такого предварительного обсуждения, проводившегося по инициативе Президента РФ, для исходящего от него законопроекта; насколько они обязательны для Государственной Думы, куда внесен законопроект; означает ли это невозможность решения Государственной Думы после первого чтения вынести все-таки законопроект на всенародное обсуждение; и в конце концов – чем отличается в наши дни народное обсуждение от всенародного обсуждения, когда ясно, что в обоих случаях технологии будут сходными и в основном постренными на интернетресурсах?

Продолжим информационный обзор. Свои идеи насчет широкого использования Интернета и проведения на этой основе обсуждения как законопроектов, так и идей, предложений о законопроектах, продолжил Президент РФ В.В. Путин как в своих программных статьях в качестве претендента на этот пост, так и в актах в качестве действующего Президента РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: