Мая 2012 г

Этим днем датированы многие указы Президента Российской Федерации, нацеленные на реализацию его предвыборной программы, излагавшейся в статья на страницах разных газет. В числе актов - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Президент поручил Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию следующих мероприятий:

а) до 1 сентября 2012 г. сформировать систему раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения, имея в виду:

создание единого ресурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, ходе и результатах их общественного обсуждения;

использование федеральными органами исполнительной власти в целях общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов различных форм публичных консультаций, включая ведомственные ресурсы и специализированные ресурсы в сети Интернет;

предоставление не менее 60 дней для проведения публичных консультаций;

обязательное обобщение федеральными органами исполнительной власти - разработчиками проектов нормативных правовых актов результатов публичных консультаций и размещение соответствующей информации на едином ресурсе в сети Интернет;

б) до 1 сентября 2012 г. обеспечить повышение информационной открытости саморегулируемых организаций, в том числе определить состав информации, подлежащей обязательному опубликованию, и установить ответственность за неисполнение предусмотренных требований;

в) до 1 сентября 2012 г. утвердить концепцию "российской общественной инициативы", предусматривающую:

создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет с 15 апреля 2013 г.;

рассмотрение указанных предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан в течение одного года, в Правительстве Российской Федерации после проработки этих предложений экспертной рабочей группой с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества.

Из актов, принятых Правительством Российской Федерации в порядке реализации инициатив Президента Российской Федерации, особенно интересны два документа.

25 августа 2012 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» (в ред. постановления Правительства РФ от 18.12.2012 № 1334). В постановлении говорится, в частности, что

информация о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения размещается на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");

выбор форм общественного обсуждения, включая принятие решения об использовании ведомственных ресурсов и специализированных ресурсов в сети "Интернет", осуществляется федеральным органом исполнительной власти с учетом правил, устанавливающих минимальные требования к организации общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов;

федеральные органы исполнительной власти размещают информацию о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения до 15 апреля 2013 г. на своих официальных сайтах в сети "Интернет", с 15 апреля 2013 г. - на официальном сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет";

Тем же постановлением Правительства РФ от 25 августа 2012 г. утверждены «Правила раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» (в ред. постановления Правительства РФ от 18.12.2012 № 1334). В этом документе в принципе повторяются требования о необходимости вынесения проектов нормативных правовых актов на общественное обсуждение и о сроках – не менее 60 дней по проектам федеральных конституционных законов; проектов федеральных законов по вопросам: защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка; установления размеров публичных нормативных обязательств, а также порядка их индексации и исполнения; проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; проектов постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам установления размеров публичных нормативных обязательств, а также порядка их индексации и исполнения. Согласно Правилам проекты новых государственных программ Российской Федерации и новых федеральных целевых программ также подлежат общественному обсуждению, общий срок которого не может составлять менее 60 календарных дней.

Общественный совет при разработчике вправе определить перечень иных проектов нормативных правовых актов разработчика, общий срок общественного обсуждения которых не может составлять менее 60 календарных дней.

Порядок регистрации проектов на официальном сайте и пользования им устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации.

Разработчик рассматривает предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения уведомления. Разработчик не позднее 60 календарных дней со дня окончания срока общественного обсуждения уведомления размещает на официальном сайте сводку предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения уведомления, с указанием позиции разработчика.

Разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения проекта нормативного правового акта, и не позднее дня направления проекта нормативного правового акта на согласование с федеральными органами исполнительной власти разместить на официальном сайте сводку предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения проекта нормативного правового акта, с указанием позиции разработчика. Доработанный с учетом предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения, проект нормативного правового акта с соответствующими материалами, указанными в Правилах, и копиями наиболее значимых, по мнению разработчика, предложений направляется разработчиком в установленном порядке на согласование.

Разработчиком в течение 10 календарных дней со дня принятия решения по проекту нормативного правового акта на официальном сайте размещается информация о результатах его рассмотрения Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также о направлении подписанного нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

27 августа 2012 г.

В порядке реализации поручения Президента 27 августа 2012 г. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию «Российской общественной инициативы».

Она размещена в Интернете, где именуется «Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года».

Поскольку документ опубликован, студенты могут самостоятельно с ним познакомиться. Вместе с тем следует иметь в виду, что далее все-таки Президент РФ перевел на себя регулирование основных положений, связанных с проектом «Российская общественная инициатива». Поэтому названное постановление Правительства и сама Концепция не имели большого резонанса. Но для информации изложим главные положения Концепции, освобождая студентов от ее поиска в Интернете.

Кратко анализируя положения документа, отметим следующее:

II. Принципы «российской общественной инициативы»

2. Создание условий для реализации «российской общественной инициативы» основывается на следующих принципах:

а) принцип законности, который предполагает, что предложение гражданина Российской Федерации в рамках «российской общественной инициативы» (далее соответственно - гражданин, предложение) не должно нарушать свободы, права и законные интересы других лиц.

Механизм «российской общественной инициативы» не должен подменять собой иные установленные законом процедуры участия граждан в управлении делами государства. В частности, следует ограничить возможность применения механизма «российской общественной инициативы» по вопросам, которые не могут выноситься на референдум в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».

Реализация принципа законности потребует проведения предварительной экспертизы выдвигаемого предложения до размещения этого предложения с использованием общедоступного специализированного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - специализированный ресурс);

б) принцип открытости, который предполагает создание и свободное использование специализированного ресурса, что обеспечивает открытый доступ любых заинтересованных лиц к размещенным предложениям, возможность ознакомления с результатами голосования, а также со всеми решениями, принятыми в отношении выдвигаемых предложений.

Принцип открытости предполагает также запрет на выдвижение анонимного предложения. Обеспечение идентификации инициатора предложения предполагается осуществлять с использованием единой системы идентификации личности в рамках федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - Единая система идентификации и аутентификации).

Регистрация пользователей с использованием указанной системы позволит обеспечить участие в выдвижении предложений и голосовании за них исключительно граждан, достигших 18 лет;

в) принцип обязательности рассмотрения, который предполагает, что все предложения, выраженные с использованием средств специализированного ресурса, поддержанные в течение одного года не менее 100 тыс. граждан, подлежат обязательному рассмотрению рабочей группой при Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства (далее - рабочая группа);

г) принцип доступности, который предполагает как исключение завышенных требований к содержанию и оформлению предложения, так и наличие требований, обеспечивающих ясность и недвусмысленность толкования этого предложения при рассмотрении другими гражданами, органами государственной власти и иными органами и организациями. Принцип доступности предполагает также разработку Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требований, обеспечивающих доступ к специализированному ресурсу для граждан с ограниченными физическими возможностями, использование мобильных приложений, а также наличие подробных и простых для понимания инструкций по работе со специализированным ресурсом.

III. Процедура осуществления «российской общественной инициативы»

3. Процедура осуществления «российской общественной инициативы» предусматривает следующие этапы:

а) публичное представление предложения, в том числе: направление гражданином предложения с использованием

специализированного ресурса;

проведение предварительной экспертизы предложения оператором специализированного ресурса, принятие им решения о размещении предложения с использованием специализированного ресурса в разделе для голосования либо об отказе в его размещении;

голосование за предложение с использованием специализированного ресурса;

подведение итогов голосования по предложению и направление оператором специализированного ресурса предложения в рабочую группу либо снятие предложения с голосования;

б) рассмотрение предложения рабочей группой и принятие решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта или иного решения;

в) разработка федеральным органом исполнительной власти проекта нормативного правового акта, направленного на реализацию предложения;

г) принятие федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или иного решения, либо внесение Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации проектов федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, либо представление проектов распоряжений и указов Президенту Российской Федерации.

IV. Публичное представление предложения

4. Направление гражданином предложения осуществляется посредством заполнения специальной формы с использованием специализированного ресурса. Инициатором предложения является гражданин, авторизованный с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (далее - инициатор предложения).

5. Оператор специализированного ресурса выбирается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Оператор специализированного ресурса осуществляет:

а) техническое обеспечение работы специализированного ресурса;

б) направление предложения в рабочую группу в случае поддержки предложения не менее 100 тыс. голосов «за»;

в) регулярное направление в рабочую группу результатов мониторинга поступивших предложений;

г) разъяснительную работу по функционированию специализированного ресурса.

7. Предложение гражданина подлежит предварительной экспертизе оператором специализированного ресурса на предмет соответствия следующим требованиям:

а) предложение представляется на русском языке;

б) предложение не содержит нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью других лиц, призывов к осуществлению экстремистской деятельности;

в) предложение содержит описание проблемы, которую предлагается решить, вариант (варианты) ее решения, обоснование предлагаемых решений.

8. На голосование с использованием специализированного ресурса не выносятся:

а) предложения, противоречащие Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права;

б) предложения, аналогичные предложению, которое ранее было выдвинуто для голосования с использованием специализированного ресурса и в отношении которого голосование не завершено;

в) предложения по вопросам, предусмотренным частью 5 статьи 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»;

г) предложения, не соответствующие требованиям, содержащимся в настоящей Концепции.

9. По результатам предварительной экспертизы оператор специализированного ресурса направляет инициатору предложения в электронном виде уведомление о размещении предложения с использованием специализированного ресурса и начале процедуры голосования либо об отказе в его размещении.

10. Инициатор предложения, получивший отказ в размещении его предложения для голосования, может повторно представить указанное предложение для размещения с использованием специализированного ресурса после устранения указанных оператором несоответствий.

11. В случае выдвижения предложения, содержащего нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью других лиц, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности, инициатор предложения ограничивается в возможности выдвигать предложения с использованием специализированного ресурса, о чем он уведомляется в электронном виде.

12. Голосование за предложение с использованием специализированного ресурса начинается в день принятия решения о размещении этого предложения для голосования и проводится в течение одного года.

13. Система голосования с использованием специализированного ресурса организуется по принципу «один человек - один голос» таким образом, чтобы граждане имели возможность проголосовать как за предложение, так и против него.

14. Если предложение содержало 2 и более варианта решения поставленной в нем проблемы, на альтернативное голосование выносятся все предложенные варианты.

15. Поддержанным считается предложение, которое в течение одного года после его размещения с использованием специализированного ресурса собрало 100 тыс. голосов и более «за». В случае если на альтернативное голосование было вынесено несколько вариантов решения проблемы, поставленной в предложении, предложение считается поддержанным, если хотя бы один из указанных вариантов получил в течение одного года не менее 100 тыс. голосов «за».

Предложение, не набравшее в течение одного года 100 тыс. голосов «за», считается не поддержанным и снимается с голосования.

V. Экспертиза предложения и принятие решения о целесообразности разработки проекта нормативного правового акта или иного решения

16. После того как предложение собрало не менее 100 тыс. голосов «за», оно направляется оператором специализированного ресурса в рабочую группу для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта или иного решения.

17. При направлении предложения в рабочую группу оператор специализированного ресурса указывает следующую информацию:

а) данные инициатора предложения, указанные при регистрации с использованием Единой системы идентификации и аутентификации;

б) количество голосов «за», направленных в поддержку предложения, с указанием периода, в течение которого указанные голоса были собраны;

в) количество голосов «против» предложения с указанием периода, в течение которого указанные голоса были собраны.

18. В целях проведения экспертизы, указанной в пункте 16 настоящей Концепции, создается рабочая группа.

Состав рабочей группы и регламент ее деятельности утверждаются Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства.

Рабочая группа для осуществления своей деятельности может привлекать представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и бизнес-сообщества, а также экспертов.

19. По результатам рассмотрения предложения рабочая группа принимает решение о необходимости разработки проекта нормативного правового акта или иного решения, направленного на реализацию предложения. В случае принятия рабочей группой решения о поддержке предложения ее руководитель докладывает на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства о принятом решении. Указанная Комиссия направляет протокол в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.

20. Протокол заседания рабочей группы, на котором рассматривалось предложение, и протокол заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства размещаются с использованием специализированного ресурса.

VI. Разработка проекта нормативного правового акта по результатам рассмотрения предложения

21. Разработка и общественное обсуждение проекта нормативного правового акта по результатам рассмотрения предложения осуществляются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Проект нормативного правового акта, подготовленный на основании предложения, размещается с использованием специализированного ресурса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: