Точность прогнозов на основе построенной дискриминантной модели оценивается по результатам классификации, т.е. распределения объектов исследования (читателей) по исследуемым группам (покупающие и не покупающие электронную литературу в интернете).
В следующей таблице представлены статистические показатели для отдельных наблюдений.
Поскольку число наблюдений велико, в таблице представлены только 20 наблюдений, первых по списку.
Точность прогнозов на основе построенной дискриминантной модели определяется из данных сводной таблицы результатов классификации, т.е. причисления объектов исследования к одной из исследуемых групп.
Таблица
Результаты классификацииa | ||||||||
Как часто вы покупаете питьевые йогурты? | Предсказанная принадлежность к группе | Итого | ||||||
покупаю ежедневно | покупаю несколько раз в неделю | покупаю изредка | покупаю редко, но в большом количестве | покупаю без особой периодичности | ||||
Исходные | Частота | покупаю ежедневно | ||||||
покупаю несколько раз в неделю | ||||||||
покупаю изредка | ||||||||
покупаю редко, но в большом количестве | ||||||||
покупаю без особой периодичности | ||||||||
% | покупаю ежедневно | ,0 | 83,3 | 8,3 | ,0 | 8,3 | 100,0 | |
покупаю несколько раз в неделю | ,0 | 60,3 | 30,9 | 1,5 | 7,4 | 100,0 | ||
покупаю изредка | ,0 | 35,8 | 58,2 | ,0 | 6,0 | 100,0 | ||
покупаю редко, но в большом количестве | ,0 | ,0 | 25,0 | 50,0 | 25,0 | 100,0 | ||
покупаю без особой периодичности | ,0 | 57,7 | 30,8 | 1,9 | 9,6 | 100,0 | ||
a. 42,9% исходных сгруппированных наблюдений классифицировано правильно. |
Примечание – Источник: Собственная разработка на основе программы SPSS.
|
|
Из данных таблицы «Результаты классификации» были сделаны следующие выводы:
1. Частота покупок – ежедневно. Исследуемую группу потребителей фактически составляют 12 человек. Согласно построенной дискриминантной модели ни один человек не был корректно причислен к группе потребителей, а 12 человека – по ошибке причислены к группе потребителей. Итак, корректные результаты классификации составили 0%, а ошибочные – 100. По данным этой же таблицы исследуемая группа потребителей, не покупающих йогурт ежедневно, состоит фактически из 191 человека. Согласно построенной дискриминационной модели 191 человек был корректно причислен к этой группе. Итого корректные результаты классификации составили 100%, а ошибочные – 0%.
2. Частота покупок – несколько раз в неделю.. Исследуемую группу потребителей фактически составляют 68 человек. Согласно построенной дискриминантной модели 41 человек были корректно причислены к группе потребителей, а 27 человек – по ошибке. Итак, корректные результаты классификации составили 60,3%, а ошибочные – 30,9%.
|
|
3. Частота покупок – изредка. Исследуемую группу потребителей фактически составляют 67 человек. Согласно построенной дискриминантной модели 39 человек корректно причислены к данной группе потребителей, а 28 человек – по ошибке. Итак, корректные результаты классификации составили 58,2%, а ошибочные – 41,8%.
4. Частота покупок – редко, но в большом количестве. Исследуемую группу потребителей фактически составляют 4 человека. Согласно построенной дискриминантной модели 2 человека корректно причислены к данной группе потребителей, а 2 человек – по ошибке. Итак, корректные результаты классификации составили 50%, а ошибочные – 50%.
5. Покупаю без особой надобности. Исследуемую группу потребителей фактически составляют 52 человека. Согласно построенной дискриминантной модели 5 человек корректно причислены к данной группе потребителей, а 47 человек – по ошибке. Итак, корректные результаты классификации составили 9,6%, а ошибочные – 90,4%.
В целом корректные результаты классификации составили 42,9%, т.е. в 42,9% случаев фактическая принадлежность потебителя к группе покупающих или не покупающих питьевой йогурт совпадает с прогнозируемой, определенной на основе построенной дискриминантной модели. Это дает возможность сделать вывод, что точность прогнозов, сделанных на основе построенной дискриминантной модели составляет примерно 43%.