Общие требования к социальному педагогу

Социальный педагог должен:

1. Иметь соответствующее образование; знать правовые акты и нормативные документы по вопросам образования, знать основы социальной политики, трудового и семейного законодательства; обладать знаниями в области общей и социальной педагогики; социальной, возрастной, педагогической и детской психологии; знать социально-педагогические и диагностические методики.

2. Проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите клиентов (в первую очередь - детей) в учреждении и по месту жительства.

3. Изучать психологические, медицинские, педагогические особенности личности и социальные навыки клиентов (в первую очередь - детей), условия их жизни.

4. Выявлять интересы, потребности, трудности, проблемы клиентов, своевременно оказывать им социальную помощь и поддержку.

5. Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, осуществлять их практическую реализацию при предоставлении социально-педагогических услуг.

6. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений между клиентами учреждения.

7. Взаимодействовать с родителями (лицами, их заменяющими), учителями, специалистами социальных служб, благотворительными и другими организациями в оказании помощи детям, нуждающимся в усыновлении, опеке или попечительстве, детям с ограниченными возможностями, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию.

8. Выявлять психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан - клиентов учреждений, участвовать в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации.

9. Участвовать в работе по социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

10. Проводить мероприятия по профилактике социальной дезадаптации учащихся.

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь, выполняет следующие функции:

1. аналитико-диагностическую;

2. прогностическую;

3. организационно-коммуникативную;

4. коррекционную,

5. координационно-организаторскую;

6. функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;

7. охранно-защитную;

8. психотерапевтическую;

9. социально-профилактическую

10. реабилитационную.

Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог: изучает и оценивает особенности социальной микросреды ОУ, прогнозирует возможные влияния среды на школьников; выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; содействует выявлению особо одаренных школьников; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он: на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития обучающегося в процессе социализации; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.

Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции: способствует включению субъектов воспитательной деятельности - общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых; позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых.

Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он: старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды; осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.

Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный педагог: организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде; включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней; организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых; координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога: оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом.

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог: заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников; оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; содействует в создании ситуаций успеха школьников.

Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог: организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости; организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».

Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спец.учреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.

Задачи, которые решает социальный педагог в своей основной деятельности:

1. обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности;

2. формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;

3. создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей человека, его положительного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятельности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностном развитии;

4. формирование потребности в саморазвитии, оказание помощи клиенту в саморазвитии, самопознании, самосознании, самоутверждении, самореабилитации, самоорганизации и самореализации;

5. оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки;

6. создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме.

Определение предметной области профессиональной деятельности социального педагога связано с уточнением таких понятий, как область профессиональных отношений, предмет профессиональной деятельности, цель профессиональной деятельности, продукт профессиональной деятельности, методы профессиональной деятельности, потребители продуктов профессиональной деятельности.

Понятие «область профессиональных отношений» характеризует предметные системы, с которыми имеют отношение люди в процессе труда. На основании классификации предметных систем Е.А.Климова профессиональная деятельность социального педагога относится к профессиям типа «человек – человек», где предметом изучения, распознания и обслуживания является отдельный индивид, группа или общность.

Предметом профессиональной деятельности, или предметом труда, социального педагога можно обозначить педагогические условия микросоциума, которые необходимо преобразовывать в зависимости от особенностей развития клиента, его потребностей, норм социальной жизни в этом обществе и зарождающихся проблем клиента.

Целью профессиональной деятельности социального педагога является создание условий достойного существования и функционирования несовершеннолетнего в социуме, оказание ему социально-педагогических услуг, предупреждающих появление кризисных ситуаций.

Продуктом профессиональной деятельности социального педагога, является предоставление социально педагогических услуг, таких как:

· Образовательно-воспитательные социально-педагогические услуги

· Организационные социально-педагогические услуги

· Информационно-консультационные социально-педагогические услуги

· Методические социально-педагогические услуги

· Реабилитационные социально-педагогические услуги

· Экспертные социально-педагогические услуги

Методы социально-педагогической деятельности характеризуют процессуальную сторону профессиональной деятельности. Можно выделить несколько групп методов: методы обучения и воспитания, организационно-управленческие методы, проектировочные методы, реабилитационные методы, аналитические методы, которые включают набор научно обоснованных способов действий, направленных на достижение целей профессиональной деятельности. По своей сути, методы носят педагогический характер, имеют теоретическое обоснование в таких разделах педагогического знания как теория воспитания, дидактика, теория и методика педагогического исследования, школоведение, педагогическое проектирование.

Потребителями социально-педагогических услуг выступают различные образования: институты социализации, общность, группа людей и конкретный индивид, имеющий проблемы адаптации в обществе.

Деятельность социального педагога - это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Отмечается, что обязательными качествами социального педагога должны быть целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность,, эмпатичность, психологическая грамотность, деликатность, а человек, избравший эту профессию, должен обладать коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурной, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы.

В этическом кодексе выделены следующие основные позиции:

- не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогать ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность своей личности;

-уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта;

-быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определить пути решения проблемы;

-уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт;

-быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи;

-уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника в решении его проблем, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;

-всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия; не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;

-соблюдать высокие нравственные стандарты, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия; всегда действовать исключительно в интересах клиента;

-уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики;

-вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы;

-полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;

-не использовать профессиональные отношения в личных целях;

-участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом; принимать плату за услуги только на законных основаниях;

-основывать свою практическую деятельность на профессио­нальных знаниях; стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации специалиста в области социальной работы;

-защищать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;

-всемерно помогать людям, делая социальные службы доступными различным группам населения;

-содействовать развитию благосостояния общества.

В этических обязательствах социального педагога по отношению к клиентам на первое место выдвигаются их права и прерогативы, первостепенность интересов конкретного человека; конфиденциальность и сохранение его тайны.

Эти этические нормы-ориентир в повседневной практической работе социального педагога, в определении профессиональных стандартов, в оценке качества его труда. В соответствии с этим социальный педагог рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей.

Социальный педагог в своей профессиональной деятельности выполняет следующие обязанности:

1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).

2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.

3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

4. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).

6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.

7. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

8. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

9. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

10. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Социальный педагог имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него.

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: