Коммуникативные умения и навыки педагога

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога:

1. умения межличностной коммуникации;

2. умения восприятия и понимания друг друга;

3. умения межличностного взаимодействия.

Умения межличностной коммуникации включают в себя:

1) умение передавать учебную информацию;

2) умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;

3) умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;

4) умение активно слушать ученика.

Среди перцептивных умений важное значение имеют:

1) умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;

2) умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося;

3) умение понимать эмоциональное состояние учащегося и др.

Вышеперечисленные и другие коммуникативные умения могут быть сформированы на интуитивном, житейском и сознательном уровнях. Кроме того, в каждом из них можно выделить низкий, средний и высокий подуровни

Познание человека человекам включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение "читать" позы, жесты, мимику, пантомимику.

Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний и своих способностей, оценку своего характера и других черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих.

Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Связанные с этим коммуникативные способности включают:

1) умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;

2) умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;

3) умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;

4) умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства;

Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: