Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
1) либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;
2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;
3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.
Конфликты можно классифицировать по различным основаниям.
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают:
1. Внутренними (Внутриличностные)
2. Внешними (межличностные; между личностью и группой; межгрупповые)
С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на:
· горизонтальные (конфликт между отдельными направлениями деятельности организации, между формальным и неформальным коллективами и т.п.)
· вертикальные (конфликты между различными уровнями иерархии)
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на:
· деловые, связанные с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей,
|
|
· личностные, затрагивающие его неофициальные отношения.
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить на симметричные и асимметричные. В первом случае они распределяются поровну; во втором одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие.
Любой конфликт может развиваться в двух формах: скрытой и открытой.
Открытый конфликт - это конфликт, в котором ясны его мотивы и противоборствующие стороны их не скрывают.
Скрытый конфликт – это конфликт, мотив которого тщательно маскируется за поводом, по которому якобы он возник.
По характеру конфликты принято делить на:
· объективные - связаны с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации
· субъективные - обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и пр.
По своим последствиям конфликты бывают:
· конструктивными - предполагают возможность рациональных преобразований, в результате чего устраняется сам их объект, а, следовательно, могут принести ей большую пользу, способствовать ее развитию.
· Деструктивными, конфликты не имеющие под собой реальной почвы, сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход производственных процессов, управляемых ими»
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:
1. собственно объективных, К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п.
|
|
2. организационно-управленческих, - обстоятельства, вязанные с созданием, развитием и функционированием организаций, коллективов, групп.
3. социально-психологических, обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включенности в социальные группы
4. личностных связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими.
Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая - главным образом субъективный.
Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки - объективного компонента предконфликтной ситуации. Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия.
Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт (стадию развития конфликта), стадию разрешения конфликта, послеконфликтную стадию: