Групповые конфликты – закономерное явление психосоциальной жизни коллективов и организаций. Их возникновение и развитие обусловлено:
• феноменами враждебности и дискриминации в условиях как межгруппового, так и внутригруппового противоборства;
• отсутствием равных возможностей для саморазвития и самореализации различных субъектов;
• особенностями группового развития.
Групповые конфликты могут быть внутренними и внешними.
а) Внутренние конфликты чаще всего наблюдаются в группах с тесными внутренними связями, с большой частотой взаимодействий и высоким уровнем личностной вовлеченности. Например, в семейных отношениях сплоченность группы достаточно высока, но и интенсивность внутренних конфликтов выше. В подобных случаях конфликты чаше всего подавляются, а частичное участие в массе конфликтных ситуаций является механизмом, поддерживающим равновесие внутригрупповой структуры.
б) Внешние конфликты характерны для групп, которые поглощены непрерывной борьбой с общей направленностью, обусловленной инстинктами групповой солидарности. Их отличают нетерпимость к нарушению внутреннего единства, ярко выраженные тенденции к насильственному удалению инакомыслящих и подавлению внутренних конфликтов. Например, конкурентная борьба современных предприятий.
|
|
По содержательному критерию можно выделить:
Политические конфликты. Все политические системы делят на четыре группы: либеральные, демократические, авторитарные и тоталитарные. Каждая система руководствуется своеобразными установками на проблемы жизнедеятельности людей, опирается на стереотипы поведения, которые и составляют потребности определенного рода. Это конфликты по поводу распределения власти, влияния, авторитета, они могут быть открытого и скрытого вида.
Экономические конфликты. Это конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага и т.д. В их основе лежит столкновение экономических интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их разрешить.
Трудовые конфликты основной своей проблемой имеют условия труда, систему распределения материальных и духовных ресурсов. Основными способами противостояния в трудовых коллективах являются: интриги, блокирование возможных успехов и достижений, различного рода манипулирование. Гораздо реже используются открытые формы: публичные выступления, обращения в различные комиссии и комитеты по трудовым спорам, пикеты, забастовки и др. Разрешение подобных противоборств, чаще всего осуществляется на уровне административных документов и мер, посредством составления и принятия договоров, соглашений, контрактов.
|
|
Конфликты психологического уровня
Конфликты «личность и группа» в основном связаны с изменением групповых норм, со структурными и статусно-ролевыми изменениями, с различного рода инновациями в группе. Подобные конфликты возникают между лидером и группой, между формальным лидером и неформальной группой (лидером), между индивидуальностью и технократией, имеющей силу и власть.
Факт противостояния группы и личности является ключевым моментом социального отбора, поскольку оно как бы выверяет зрелость и приемлемость новых образцов жизнедеятельности индивидуального и группового плана.
По содержательному критерию различают следующие виды конфликтов данного уровня.
Организационные конфликты в своей основе имеют: несовершенство структуры организации; проблемные управленческие решения; нечеткое разграничение прав и обязанностей; нарушения законов, финансовой дисциплины; использование государственных учреждений в личных целях; недостатки проектирования отдельных видов работ и рабочих мест; особенности распределения власти в организации. Особенность организационных конфликтов в том, что они являются следствием организационного регламентирования деятельности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.
Инновационные конфликты базируются на проблемах, связанных с характеристиками нововведения, с особенностями участников инновационного процесса, с особенностями ситуации нововведения.
Чаще всего инновационные конфликты предопределяют переход системы социальных отношений на новый уровень, и здесь важно постепенное внедрение и сохранность индивидуальности как залога будущего развития.
Управленческие конфликты в своей основе имеют: необоснованные управленческие решения, зачастую носящие манипулятивный характер; недостаточную компетентность руководителя в разрешении конфликтных ситуаций; несоответствие структуры организации содержанию ее деятельности; противоборство мотивационных основ деятельности работников и управленцев. Например, когда аппарат управления заинтересован в обогащении, а личность – в творческой самореализации др.
Для профилактики подобных конфликтов важно повышать эффективность управленческой деятельности, которая определяется рядом умений руководителя: масштабно мыслить, обеспечить позитивную саморегуляцию управляемой системы, оптимально расставить кадры, решать нестандартные управленческие проблемы с позиций гуманизма.
Нормативные конфликты характерны для социальных групп различного уровня, в том числе и для предприятий, отдельных коллективов, творческих групп, бригад, учебных классов и др., семья также может рассматриваться как некая группа. Основополагающим моментом подобных конфликтов является нарушение групповых норм, которое может быть:
• преднамеренное, для защиты личных интересов, целей, ценностей; в ситуации их явной неприемлемости для личности (в криминальных группах; в застойных коллективах, имеющих основную цель – сохранность статусно-ролевых позиций для «своих» и изгнание «чужих»);
• случайное, являющееся следствием неполного освоения этих норм и трудностей адаптации к ним; при наличии какой-либо недостаточности (физической, интеллектуальной, социальной и др.) для ее восполнения;
• объективное, характеризующееся отсутствием возможностей материального и психического плана для выполнения групповых норм. Например, отсутствие технических средств и наличие определенных состояний: утомления, повышенной внушаемости, нервно-психического перенапряжения и др.
|
|
Таким образом, мы уже достаточно убедились, что конфликт – это проявление негативных характеристик как индивидуального, так и социального плана, это своего рода болезнь, которую лучше упредить или же контролировать ее ход. То есть нам важно научиться распознавать истоки социогрупповых конфликтов, предупреждать развитие их негативных последствий, конструктивно разрешать возникающие противоборства групп, общностей.
В числе основных профилактических мер и возможностей регулирования социогрупповых конфликтов можно отметить:
• создание условий для осмысления основ бытия субъектами (именно напряженность и степень осознанности своего места в жизни обусловливает и факт возникновения конфликта, и особенности его протекания);
• стабилизация ценностных ориентиров и гармонизация их в соответствии с нормами поведения, морали посредством включения прежде всего непреложных ценностей общечеловеческого плана (одна из ведущих – развитие);
• система верований, где отражены те аспекты общественной жизни, которые считаются святыми (отсюда и ее безграничное влияние на культуру, на личность);
• фактор необходимой и достаточной свободы и независимости субъектов, в противном случае человек становится агрессивным и навязывает свою веру и нравственность всем и вся, в частности таков механизм возникновения различного рода сект и общин;
• наличие единой цели у социальных субъектов;
• реализация государственной политики в русле гуманистических ценностей и ненасильственным путем.
Знание классификации конфликтов способствует своевременному распознаванию, разрешению и профилактике конфликтных ситуаций.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте основные системы конфликтных явлений.
2. Перечислите и охарактеризуйте основные типы конфликтов.
3. Перечислите и охарактеризуйте видовой ряд конфликтов, присущий всем системам конфликтных явлений.
|
|
4. Перечислите и охарактеризуйте основные виды внутриличностных конфликтов.
5. Охарактеризуйте основные виды межличностных конфликтов психологического уровня.
6. Охарактеризуйте виды межличностных конфликтов социально-психологического уровня.
7. Определите основные профилактические меры деструктивных межличностных конфликтов.
8. Охарактеризуйте основные виды социогрупповых конфликтов социального уровня.
9. Охарактеризуйте основные виды социогрупповых конфликтов социально-психологического уровня.
10. Охарактеризуйте основные виды социогрупповых конфликтов психологического уровня.
11. Определите психологические меры по профилактике негативных явлений социогрупповых конфликтов.