Конфликты социально-психологического уровня

Групповые конфликты – закономерное явление психосоциальной жизни коллективов и организаций. Их возникновение и развитие обусловлено:

• феноменами враждебности и дискриминации в условиях как межгруппового, так и внутригруппового противоборства;

• отсутствием равных возмож­ностей для саморазвития и самореализации различных субъектов;

• особенностями группового развития.

Групповые конфликты могут быть внутренними и внешними.

а) Внутренние конфликты чаще всего наблюдаются в группах с тесными внутренними связями, с большой частотой взаимодействий и высоким уровнем личностной вовлеченности. Например, в семейных отношениях сплоченность группы достаточно высока, но и интенсивность внутренних конфликтов выше. В подобных случаях конфликты чаше всего подавляются, а частичное участие в массе конфликтных ситуаций является механизмом, поддерживающим равновесие внутригрупповой структуры.

б) Внешние конфликты характерны для групп, которые поглощены непрерывной борьбой с общей направленностью, обусловленной инстинктами групповой солидарности. Их отличают нетерпимость к нарушению внутреннего единства, ярко выраженные тенденции к насильственному удалению инакомыслящих и подавлению внутренних конфликтов. Например, конкурентная борьба современных предприятий.

По содержательному критерию можно выделить:

Политические конфликты. Все политические системы делят на четыре группы: либеральные, демократические, авторитарные и тоталитарные. Каждая система руководствуется своеобразными установками на проблемы жизнедеятельности людей, опирается на стереотипы поведения, которые и составляют потребности определенного рода. Это конфликты по поводу распределения власти, влияния, авторитета, они могут быть открытого и скрытого вида.

Экономические конфликты. Это конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага и т.д. В их основе лежит столкновение экономических интересов, ко­гда потребности одной стороны удовлетворяются за счет потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их разрешить.

Трудовые конфликты основной своей проблемой имеют условия труда, систе­му распределения материальных и духовных ресурсов. Основными способами противостояния в трудовых коллективах яв­ляются: интриги, блокирование возможных успехов и достижений, различного рода манипулирование. Гораздо реже используются открытые формы: публичные выступления, обращения в различные комиссии и комитеты по трудовым спорам, пикеты, забастовки и др. Разрешение подобных противоборств, чаще всего осуществляется на уровне административных документов и мер, посредством составления и принятия договоров, соглашений, контрактов.

Конфликты психологического уровня

Конфликты «личность и группа» в основном связаны с изменением групповых норм, со структурными и статусно-ролевыми изменениями, с различного рода инновациями в группе. Подобные конфликты возникают между лидером и группой, между формальным лидером и неформальной группой (лидером), между индивиду­альностью и технократией, имеющей силу и власть.

Факт противостояния группы и личности является ключевым моментом социального отбора, поскольку оно как бы выверяет зрелость и приемлемость новых образцов жизнедеятельности индивидуального и группового плана.

По содержательному критерию различают следующие виды конфликтов данного уровня.

Организационные конфликты в своей основе имеют: несовершенство структуры организации; проблемные управленческие решения; нечеткое разграничение прав и обязанностей; нарушения законов, финансовой дисциплины; использование государственных учреждений в личных целях; недостатки проектирования отдельных видов работ и рабочих мест; особенности распределения власти в организации. Особенность организационных конфликтов в том, что они являются следствием организационного регламентирования деятельности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.

Инновационные конфликты базируются на проблемах, связанных с характеристиками нововведения, с особенностями участников инновационного процесса, с особенностями ситуации нововведения.

Чаще всего инновационные конфликты предопределяют переход системы социальных отношений на новый уровень, и здесь важно постепенное внедрение и сохранность индивидуальности как залога будущего развития.

Управленческие конфликты в своей основе имеют: необоснованные управленческие решения, зачастую носящие манипулятивный характер; недостаточную компетентность руководителя в разрешении конфликтных ситуаций; несоответствие структуры организации содержанию ее деятельности; противоборство мотивационных основ деятельности работников и управленцев. Например, когда аппарат управления заинтересован в обогащении, а личность – в творческой самореализации др.

Для профилактики подобных конфликтов важно повышать эффективность управленческой деятельности, которая определяется рядом уме­ний руководителя: масштабно мыслить, обеспечить позитивную саморегуляцию управляемой системы, оптимально расставить кадры, решать нестандартные управленческие проблемы с позиций гуманизма.

Нормативные конфликты характерны для социальных групп различного уровня, в том числе и для предприятий, отдельных коллективов, творческих групп, бригад, учебных классов и др., семья также может рассматриваться как некая группа. Основополагающим моментом подобных конфликтов является нарушение групповых норм, которое может быть:

• преднамеренное, для защиты личных интересов, целей, ценностей; в ситуации их явной неприемлемости для личности (в криминальных группах; в застойных коллективах, имеющих основную цель – сохранность статусно-ролевых позиций для «своих» и изгнание «чужих»);

• случайное, являющееся следствием неполного освоения этих норм и трудностей адаптации к ним; при наличии какой-либо недостаточности (физической, интеллектуальной, социальной и др.) для ее вос­полнения;

• объективное, характеризующееся отсутствием возможностей материального и психического плана для выполнения групповых норм. Например, отсутствие технических средств и наличие определенных состо­яний: утомления, повышенной внушаемости, нервно-психического перенапряжения и др.

Таким образом, мы уже достаточно убедились, что конфликт – это проявление негатив­ных характеристик как индивидуального, так и социального плана, это сво­его рода болезнь, которую лучше упредить или же контролировать ее ход. То есть нам важно научиться распознавать истоки социогрупповых конфликтов, пре­дупреждать развитие их негативных последствий, конструктивно разрешать возникающие противоборства групп, общностей.

В числе основных профилактических мер и возможностей регулиро­вания социогрупповых конфликтов можно отметить:

• создание условий для осмысления основ бытия субъектами (именно напряженность и степень осознанности своего места в жизни обусловливает и факт возникновения конфликта, и особенности его протекания);

• стабилизация ценностных ориентиров и гармонизация их в соответствии с нормами поведения, морали посредством включения прежде всего непреложных ценностей общечеловеческого плана (одна из ведущих – развитие);

• система верований, где отражены те аспекты общественной жизни, которые счи­таются святыми (отсюда и ее безграничное влияние на культуру, на личность);

• фактор необходимой и достаточной свободы и независимости субъектов, в противном случае человек ста­новится агрессивным и навязывает свою веру и нравственность всем и вся, в частности таков механизм возникновения различного рода сект и общин;

• наличие единой цели у социальных субъектов;

• реализация государственной политики в русле гуманистических ценностей и ненасильственным путем.

Знание классификации конфликтов способствует своевременному распознаванию, разрешению и профилактике конфликтных ситуаций.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте основные системы конфликтных явлений.

2. Перечислите и охарактеризуйте основные типы конфликтов.

3. Перечислите и охарактеризуйте видовой ряд конфликтов, присущий всем системам конфликтных явлений.

4. Перечислите и охарактеризуйте основные виды внутриличностных конфликтов.

5. Охарактеризуйте основные виды межличностных конфликтов психологического уровня.

6. Охарактеризуйте виды межличностных конфликтов социально-психологического уровня.

7. Определите основные профилактические меры деструктивных межличностных конфликтов.

8. Охарактеризуйте основные виды социогрупповых конфликтов социального уровня.

9. Охарактеризуйте основные виды социогрупповых конфликтов социально-психологического уровня.

10. Охарактеризуйте основные виды социогрупповых конфликтов психологического уровня.

11. Определите психологические меры по профилактике негативных явлений социогрупповых конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: