Обсужден и одобрен на заседании цикловой комиссии

психолого-педагогических дисциплин

наименование цикловой комиссии учебного заведения

Протокол № ____ от _______________20__


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

3 КУРС 6 СЕМЕСТР

Цель: сформировать навыки организации и проведения различных форм и видов

занятий в детском дошкольном учреждении

Задачи практики:

1. Закрепить знания учащихся об особенностях обучения детей дошкольного возраста и специфике учебной деятельности дошкольников.

2. Сформировать навыки организации и проведения различных форм занятий в разных возрастных группах дошкольников: индивидуальных, групповых, фронтальных.

3. Закрепить умения подготовки и планирования различных видов занятий.

4. Научить отбирать программные задачи и составлять программное содержание занятий.

5. Сформировать умения рационального использования различных методов и приёмов обучения в зависимости от типа и вида занятия, программных задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

6. Формировать навыки индивидуального обучения детей с учётом уровня освоения учебной деятельности, программного содержания занятий.

7. Формировать умения личностно-ориентированного подхода в обучении детей.

8. Сформировать навыки организации делового общения с детьми в процессе обучения.

9. Развивать дидактические, организаторские, коммуникативные, творческие способности практикантов.

День практики Тема рабочего дня Содержание деятельности практикантов Форма отчётности Количество часов
Работа в колледже Инструктаж по организации, проведению практики и охране труда в группах дошкольного возраста. 1.Ознакомление с целями, задачами и содержанием практики. 2.Изучение «Инструкции об охране жизни и здоровья детей» 1.Отразить в дневнике цели, задачи, план педагогической практики  
Работа в колледже Изучение особенностей обучения детей дошкольного возраста: процесс обучения и учебная деятельность дошкольника, принципы, методы и формы обучения. 1.Изучение сущности процесса обучения, его своеобразия в дошкольном возрасте. 2.Изучение структуры учебной деятельности, предпосылок учебной деятельности, которые формируются в дошкольном возрасте. 3.Закрепление знаний о принципах и методах обучения. 4.Закрепление знаний о формах обучения дошкольников. Отразить в дневнике следующую информацию: · определение процесса обучения; · элементы учебной деятельности дошкольника; · принципы обучения; · составить таблицу «Методы обучения»; · формы обучения дошкольников;  
Работа в колледже Подготовка воспитателя к занятию 1.Изучение основных принципов составления расписания (сетки) занятий в группах детей дошкольного возраста. 2.Формирование умений отбора программного содержания занятий. 3.Изучение основных принципов определения тематики занятий. 4.Закрепление умений планирования занятий: конспект занятия, его структура, специфика оформления конспектов разных видов занятий. Отразить в дневнике: · виды и количество занятий в неделю в разных возрастных группах; · структура занятия (указать основные задачи каждой части); · структура конспектов разных видов занятий  
1 день, 2-ая половина дня. Наблюдение и анализ обучения детей в повседневной жизни в разных возрастных группах во 2-ой половине дня 1.Распределение учащихся по возрастным группам детского дошкольного учреждения. Знакомство с участниками педагогического процесса. 2.Наблюдение индивидуальных и микрогрупповых занятий с детьми в повседневной жизни детского сада по разным разделам программы. 3.Анализ организации и проведения индивидуальных и микрогрупповых занятий с детьми в повседневной жизни детского сада 1.Записать список детей группы, списки подгрупп для проведения занятий. 2.Отразить ход и содержание индивидуальных и микрогрупповых занятий. 3.Проанализировать методику проведения индивидуальных и микрогрупповых занятий. 4.Составить план-конспект проведения индивидуальных и микрогрупповых занятий с детьми во II-ой половине дня.  
2 день, 1-ая половина дня Наблюдение и анализ обучения детей на групповых и фронтальных занятиях в разных возрастных группах в 1-ой половине дня 1.Наблюдение групповых и фронтальных занятий по различным разделам учебной программы дошкольного образования. 2.Анализ организации и проведения групповых и фронтальных занятий по различным разделам учебной программы дошкольного образования. 3.Составление сетки занятий в разных возрастных группах. 1.Отразить ход и содержание групповых и фронтальных занятий по различным разделам учебной программы дошкольного образования. 2.Проанализировать методику проведения групповых и фронтальных занятий. 3.Записать и проанализировать сетку занятий по возрастной группе. 4.Составить индивидуальный план проведения пробных занятий.  
3 день, 2-ая половина дня Подготовка, проведение и анализ индивидуальных и микрогрупповых занятий по разделам программы в разных возрастных группах во 2-ой половине дня 1.Самостоятельное проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий по различным разделам программы во II-ой половине дня (I подгруппа). 2. Анализ организации и проведения индивидуальных и микрогрупповых занятий с детьми в повседневной жизни детского сада. 1.Отразить ход и содержание индивидуальных и микрогрупповых занятий. 2.Проанализировать методику проведения индивидуальных и микрогрупповых занятий. 3.Составить конспект группового занятия по развитию речи детей.  
4-ый день, 2-ая половина дня Подготовка, проведение и анализ индивидуальных и микрогрупповых занятий по разделам программы в разных возрастных группах во 2-ой половине дня 1.Самостоятельное проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий по различным разделам программы во 2-ой половине дня (I и II подгруппы). 2. Анализ организации и проведения индивидуальных и микрогрупповых занятий с детьми в повседневной жизни детского сада. 1.Отразить ход и содержание индивидуальных и микрогрупповых занятий. 2.Проанализировать методику проведения индивидуальных и микрогрупповых занятий по разным разделам программы. 3.Составить конспект группового занятия по обучению детей изобразительной деятельности.  
5 день, 1-ая половина дня Подготовка, проведение и анализ занятий по разделу «Социально-нравственное и личностное развитие» в разных возрастных группах в 1-ой половине дня 1.Самостоятельное проведение групповых занятий по разделу «Социально-нравственное и личностное развитие», учебной программы дошкольного образования (I подгруппа). 2.Самостоятельное проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий по разделу «Социально-нравственное и личностное развитие» в повседневной жизни в I половине дня (II подгруппа). 3. Анализ организации и проведения занятий по разделу «Социально-нравственное и личностное развитие» в разных возрастных группах. 1.Отразить ход и содержание занятий по разделу «Социально-нравственное и личностное развитие». 2.Проанализировать методику проведения занятий по разделу «Социально-нравственное и личностное развитие». 3.Составить конспект группового занятия по экологическому воспитанию детей.  
6-ой день Работа в колледже Подготовка воспитателя к занятиям 1. Составление конспектов фронтальных занятий по разным разделам учебной программы дошкольного образования. 2. Проверка документации учащихся. 1. Оформить конспекты занятий по разным разделам учебной программы дошкольного образования  
7 день, 1-ая половина дня Подготовка, проведение и анализ занятий по разделу «Социально-нравственное и личностное развитие» в разных возрастных группах в 1-ой половине дня 1.Самостоятельное проведение групповых занятий по разделу «Социально-нравственное и личностное развитие» учебной программы дошкольного образования (II подгруппа). 2.Самостоятельное проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий по разделу «Социально-нравственное и личностное развитие» в повседневной жизни в I половине дня (I подгруппа). 3. Анализ организации и проведения занятий по разделу «Социально-нравственное и личностное развитие» в разных возрастных группах. 1.Отразить ход и содержание занятий по разделу «Социально-нравственное и личностное развитие». 2.Проанализировать методику проведения занятий по разделу «Социально-нравственное и личностное развитие».  
8 день, 1-ая половина дня Подготовка, проведение и анализ занятий по экологическому воспитанию детей в разных возрастных группах в 1-ой половине дня 1.Самостоятельное проведение групповых занятий по экологическому (раздел «Познавательное развитие») воспитанию детей (I подгруппа). 2. Самостоятельное проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий по разделу «Познавательное развитие» в повседневной жизни в I-ой половине дня (II подгруппа). 2. Анализ организации и проведения занятий по разделу «Познавательное развитие» в разных возрастных группах. 1.Отразить ход и содержание занятий по экологическому воспитанию. 2.Проанализировать методику проведения занятий по экологическому воспитанию. 3.Составить конспект группового занятия по обучению детей изобразительной деятельности.  
9 день 1-ая половина дня Подготовка, проведение и анализ занятий по экологическому воспитанию детей в разных возрастных группах в 1-ой половине дня 1.Самостоятельное проведение групповых занятий по экологическому (раздел «Познавательное развитие») воспитанию детей (II подгруппа). 2. Самостоятельное проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий по разделу «Познавательное развитие» в повседневной жизни в I половине дня (I подгруппа). 2. Анализ организации и проведения занятий по разделу «Познавательное развитие» в разных возрастных группах. 1.Отразить ход и содержание занятий по экологическому воспитанию. 2.Проанализировать методику проведения занятий по экологическому воспитанию.  
10 день, 1-ая половина дня Подготовка, проведение и анализ занятий по обучению детей изобразительной деятельности в разных возрастных группах в 1-ой половине дня 1.Самостоятельное проведение групповых занятий по обучению детей изобразительной деятельности (I подгруппа). 2. Самостоятельное проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий по обучению детей изобразительной деятельности в повседневной жизни в I-ой половине дня (II подгруппа). 2. Анализ организации и проведения занятий по обучению детей изобразительной деятельности в разных возрастных группах. 1.Отразить ход и содержание занятий по обучению детей изобразительной деятельности. 2.Проанализировать методику проведения занятий по обучению детей изобразительной деятельности. 3.Составить конспект группового занятия по развитию речи детей.  
11 день, 1-ая половина дня Подготовка, проведение и анализ занятий по обучению детей изобразительной деятельности в разных возрастных группах в 1-ой половине дня 1.Самостоятельное проведение групповых занятий по обучению детей изобразительной деятельности (II подгруппа). 2. Самостоятельное проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий по обучению детей изобразительной деятельности в повседневной жизни в I-ой половине дня (I подгруппа). 2. Анализ организации и проведения занятий по обучению детей изобразительной деятельности в разных возрастных группах. 1.Отразить ход и содержание занятий по обучению детей изобразительной деятельности. 2.Проанализировать методику проведения занятий по обучению детей изобразительной деятельности.  
12 день, 1-ая половина дня Подготовка, проведение и анализ занятий по развитию речи детей в разных возрастных группах в 1-ой половине дня 1.Самостоятельное проведение групповых занятий по развитию речи детей (I подгруппа). 2. Самостоятельное проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий по развитию речи детей в повседневной жизни в I-ой половине дня (II подгруппа). 2. Анализ организации и проведения занятий по развитию речи детей в разных возрастных группах. 1.Отразить ход и содержание занятий по развитию речи. 2.Проанализировать методику проведения занятий по развитию речи детей.  
13 день, 1-ая половина дня Подготовка, проведение и анализ занятий по развитию речи детей в разных возрастных группах в 1-ой половине дня 1.Самостоятельное проведение групповых занятий по развитию речи детей (II подгруппа). 2. Самостоятельное проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий по развитию речи детей в повседневной жизни в I-ой половине дня (I подгруппа). 2. Анализ организации и проведения занятий по развитию речи детей в разных возрастных группах. 1.Отразить ход и содержание занятий по развитию речи. 2.Проанализировать методику проведения занятий по развитию речи.  
14 день 1-ая половина дня Подготовка, проведение и анализ занятий по физическому воспитанию детей в разных возрастных группах в 1-ой половине дня 1.Самостоятельное проведение фронтальных занятий по физическому воспитанию детей (I подгруппа). 2. Самостоятельное проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий по обучению детей основным движениям в повседневной жизни в I-ой половине дня (II подгруппа). 2. Анализ организации и проведения занятий по физическому воспитанию детей в разных возрастных группах. 1.Отразить ход и содержание занятий по физическому воспитанию 2.Проанализировать методику проведения занятий по физическому воспитанию.  
15 день 1-ая половина дня Подготовка, проведение и анализ занятий по физическому воспитанию детей в разных возрастных группах в 1-ой половине дня 1.Самостоятельное проведение фронтальных занятий по физическому воспитанию детей (II подгруппа). 2. Самостоятельное проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий по обучению детей основным движениям в повседневной жизни в I-ой половине дня (I подгруппа). 2. Анализ организации и проведения занятий по физическому воспитанию детей в разных возрастных группах. 1.Отразить ход и содержание занятий по физическому воспитанию 2.Проанализировать методику проведения занятий по физическому воспитанию.  
16 день, 1-ая половина дня Подготовка, проведение и анализ занятий по музыкальному воспитанию детей в разных возрастных группах в 1-ой половине дня 1.Самостоятельное проведение фронтальных занятий по музыкальному воспитанию детей (I и II подгруппа). 2. Самостоятельное проведение индивидуальных и микрогрупповых занятий по музыкальному воспитанию детей в повседневной жизни в I половине дня (I и II подгруппа). 2. Анализ организации и проведения занятий по музыкальному воспитанию детей в разных возрастных группах. 1.Отразить ход и содержание занятий по музыкальному воспитанию 2.Проанализировать методику проведения занятий по музыкальному воспитанию.  
В колледже Подведение итогов практики. 1.Составление творческого отчёта по итогам практики. 2.Проверка планирующей документации 1.Составить творческий отчёт о работе на педагогической практике.  
В колледже Подведение итогов практики 1. Круглый стол: открытая защита отчетов по итогам практики    
      Итого:  

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПРОВЕДЕНИЯ ПРОБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Оценка в баллах Основные критерии оценки
  Учащийся демонстрирует крайне низкий уровень готовности к работе: конспект занятия представлен в виде схемы, не подготовлен материал к занятию. Практикант имеет смутное представление об основных задачах занятия и методике его проведения. От работы отстраняется.
  Учащийся демонстрирует низкий уровень готовности к работе: конспект занятия схематичен, не раскрыты основные методы и приёмы обучения, не подготовлен демонстрационный и раздаточный материал к занятию. Практикант не может назвать основные задачи занятия, раскрыть методику его проведения. От работы отстраняется.
  Учащийся недостаточно подготовлен к занятию: составлен план занятия, но не описана методика его проведения, материал к занятию подготовлен не в полном объёме либо не отвечает дидактическим, гигиеническим и эстетическим требованиям. Практикант называет основные задачи занятия, но не имеет представления о методах и приёмах их реализации. От работы отстраняется.
  Подготовка учащегося к работе недостаточна: задачи запланированного занятия не соответствуют уровню развития детей группы, не несут интеллектуальной нагрузки либо чрезвычайно сложные, недоступные для детей. В ходе работы практиканту не удалось достичь основной цели занятия, программные задачи не выполнены. Практикант не владеет приёмами работы с детьми, довольствуется беглой реализацией конспекта занятия. Материал, подготовленный к занятию, не отвечает дидактическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.
  Учащийся подготовлен к работе: составлен конспект занятия, отобран демонстрационный материал. Вместе с тем в ходе занятия практикант довольствуется только выявлением знаний и умений детей, не умеет решать развивающие и воспитательные задачи занятия. Не владеет навыками индивидуальной работы с детьми. Не демонстрирует распределение внимания. Испытывает сложности с организацией дисциплины детей на занятии. Программные задачи занятия выполняет не в полном объёме.
  Учащийся подготовлен к работе: составлен конспект занятия, отобран демонстрационный и раздаточный материал, оборудование к занятию в полном объёме и соответствии требованиям. Однако в ходе занятия практиканту не удаётся решить все поставленные задачи. Учащийся не понимает сущности развивающего обучения, в процессе занятия сообщает детям информацию соответственно теме и задачам занятия, но не владеет приёмами контроля процесса усвоения. Испытывает сложности в осуществлении индивидуального подхода к детям.
  Учащийся демонстрирует хорошую подготовку к занятию: владеет теоретическими знаниями, хорошо продуман и составлен конспект занятия, подготовлен необходимый материал в соответствии с задачами занятия. В ходе занятия практикант последовательно реализует намеченные методы и приёмы обучения, осуществляет индивидуальную работу с детьми, добивается выполнения основных задач занятия. Вместе с тем, практиканту не удаётся сочетать групповые и индивидуальные формы работы, рационально распределять время занятия.
  Учащийся демонстрирует достаточно высокий уровень подготовки к занятию: владеет теоретическими знаниями в области дидактики и частных методик, конспект занятия составлен грамотно, имеет логически целостную структуру и содержание, материал к занятию подготовлен с учётом программных задач занятия. В ходе занятия практикант демонстрирует владение методами и приёмами обучения, умение сочетать групповую и индивидуальную работу, умение включать детей в решение поставленной проблемы, предусмотренной целью занятия. Однако в процессе занятия не реализует эмоциональный компонент общения.
  Учащийся демонстрирует высокий уровень подготовки к занятию: умеет теоретически обосновать целесообразность запланированных методов и приёмов решения программного содержания занятия, проявляет творческий подход к составлению конспекта занятия, отбирает активные методы и приёмы обучения, материал к занятию подготовлен с учётом программных задач. В ходе занятия последовательно реализует основные этапы занятия, грамотно использует методы и приёмы обучения. Осуществляет переход к следующему этапу занятия на основе установления обратной связи с детьми. Рационально распределяет время на занятии. Разумно сочетает групповую и индивидуальную работу с детьми. Владеет приёмами активизации внимания дошкольников. Умело пользуется эмоциональным компонентом общения, вызывая у детей интерес к содержанию занятия.
  Учащийся демонстрирует высокий уровень подготовки к занятию: теоретически обосновывает целесообразность отобранных методов и приёмов обучения, представляя конспект занятия, опирается на знания детской психологии, педагогики и частных методик. Использует нетрадиционные формы проведения занятий, современные технологии обучения. Используемый материал и оборудование логически обоснованы и целесообразны. Свободно владеет материалом занятия, в ходе занятия ориентируется на процесс усвоения знаний детьми, устанавливает обратную связь, преодолевает затруднения в работе с детьми, выводя их на заданный целями занятия результат. На протяжении всего занятия реализует эмоциональный компонент общения с детьми, активно использует методы стимулирования и мотивации.

Отметка «0» выставляется при невыполнении учащимся программы практики, пропуски дней практики по неуважительной причине, не сдал документацию в установленный срок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М., 2003.

2. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.

3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1990.

5. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактической игры. М.,1997.

6. Варивода В.С. Экологическое воспитание дошкольников. Мозырь, 2007.

7. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М., 2010.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

9. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А.Сохина. М., 1986.

10. Занятия по развитию речи в детском саду. Под ед. Ушаковой О.С. М., 1999.

11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

12. Климкович Е.А. Педагогический анализ. Мн., 2007.

13. Козлова А.М. Дошкольное образование. М., 2004.

14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2002.

15. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 1991.

16. Конструирование и детский дизайн. Под ред. С.Г. Толкачёвой. Мн., 2010.

17. Королёва Т.В. Занятия по рисованию в детском саду. М., 2007.

18. Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров. Мн.,2010.

19. Лобынько Л.В., Швецова Т.Ю. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников. Мн., 2010.

20. Петрова Т.И., Петров Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М., 2005.

21. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.

22. Пралеска. Программа воспитания и обучения детей в яслях-саду. Мн., 1996.

23. Прус Л.И. и др. Знакомим дошкольников с ОБЖ. Мозырь, 2007.

24. Синицына Е.И. Умные занятия. М., 1998.

25. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.

26. Старжынская Н.С., Дубiнiна Дз.М. Развiццё беларускага маулення дошкольнiкау. Мазыр, 2008.

27. Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. Занятия в детском саду. Волгоград, 2009.

28. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Поддьякова. М., 1984.

29. Усова А.П. Обучение в детском саду. М., 1981.

30. Хамезова н.б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., 1984.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Общая схема анализа занятий

1. Подготовка воспитателя к занятию:

ü отбор программного содержания занятия;

ü составление конспекта занятия;

ü подготовка материала к занятию, его соответствие дидактическим, эстетическим и гигиеническим требованиям.

2. Эффективность организационно-мотивационного этапа занятия:

ü способ организации детей на занятии, его целесообразность;

ü приёмы активизации внимания;

ü приёмы, вызывающие интерес к предстоящему занятию.

3. Эффективность этапа целеполагания:

ü формулировка основной задачи занятия, её доступность пониманию детьми.

4. Решение основных задач занятия:

ü структура основной части занятия;

ü методы и приёмы, используемые для решения программного содержания занятия, их эффективность;

ü индивидуальная работа с детьми на занятии;

ü выполнение программного содержания.

5. Педагогическая культура и профессионализм:

ü владение материалом занятия;

ü культура речевого общения воспитателя;

ü артистизм, эмоциональность, умение вызвать у детей интерес к работе;

ü умение распределять внимание;

ü владение приёмами организации дисциплины детей на занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: