Формы обучения на производстве

Производственная практика в составе ученических бригад.

Это наиболее эффективная форма организации производствен­ной практики учащихся. Вместе с тем реализация такой формы про­ведения практики представляет определенные сложности с точки зрения руководства ею со стороны мастера производственного обу­чения: в этом случае он одновременно является и руководителем учебно-воспитательного процесса, и руководителем производствен­ного процесса, ответственным за качество и своевременность вы­полнения производственных заданий. Поэтому обычно при такой форме организации практики в помощь основному мастеру группы учебным заведением выделяются несколько других мастеров этой профессии или несколько квалифицированных рабочих предприя­тия. При этом мастер должен умело распределить роли по руковод­ству учащимися между собой и своими помощниками. Обычно выделенные предприятием в помощь мастеру квалифицированные рабочие возглавляют ученические бригады, а мастер группы осуще­ствляет общее руководство.

При такой форме организации практики важно сохранять состав ученических бригад, сформировавшихся при бригадной организации производственного обучения в учебных мастерских, а также их бри­гадиров, которые становятся помощниками бригадиров ученических бригад — квалифицированных рабочих. Постепенно руководство бри­гадой все в большей степени переходит к бригадиру-учащемуся, а бригадир-рабочий является для него наставником.

Производственная практика учащихся в составе ученических бригад, когда они выполняют производственные задания непосред­ственно в цехе, на участке предприятия, вносит определенную спе­цифику в обучающую деятельность мастера. Инструктирование учащихся относительно технологии и правил выполнения предстоя­щих работ, включая демонстрацию новых для учащихся приемов и способов их выполнения, применения инструментов, приборов, ос­настки, способов самоконтроля, как правило, осуществляется перед началом очередной работы, реже — в начале или в середине смены.

Такое вводное инструктирование бригады может проводить и мастер, и квалифицированный рабочий — бригадир ученической бригады. В этой связи большое значение для успеха обучения име­ют установившиеся контакты между мастером и квалифицирован­ными рабочими-бригадирами. Главная задача мастера при этом — добиться, чтобы рабочие-бригадиры, наставники учили учащихся, а не только были для них работодателями и приемщиками выпол­ненных работ.

Определенную специфику имеет и текущее инструктирование учащихся в процессе их работы. В основном его проводят квалифи­цированные рабочие-бригадиры. Задача мастера — следить, чтобы учащиеся не были предоставлены сами себе, применяли в процессе работы правильные приемы работы, чтобы за этим следили и соот­ветственно

направляли учащихся рабочие-бригадиры. Мастер и сам может проводить текущее инструктирование учащихся, особенно в rex случаях, когда учащиеся приступают к

выполнению новых для них заданий, а также при переводе учащихся на новое оборудова­ние или рабочее место.

Особое внимание мастер должен уделять организации межоперационного и итогового контроля выполнения работ бригадой. Такой контроль должен иметь многоступенчатый характер: самоконтроль, контроль работы бригадиром бригады, мастером производственного обучения, отделом технического контроля. Такая организация во мно­гом способствует обеспечению высокого качества выполнения учащи­мися производственных работ.

В целях более эффективного решения задач обучения и воспи­тания учащихся в процессе практики широко используются такие формы, как производственные совещания группы и бригадные со­вещания. На таких совещаниях — своеобразных заключительных инструктажах, проводимых совместно с рабочими — бригадирами ученических бригад, решает многие учебно-производственные и учебно-воспитательные задачи, разбирает текущие и перспектив­ные учебно-производственные вопросы, налаживает взаимоотно­шения учащихся и квалифицированных рабочих-бригадиров, подводит итоги, ставит и обсуждает новые задачи, приобщает уча­щихся к производственной обстановке.

Производственная практика учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих предприятия

Эта форма организации производственной практики получила наибольшее распространение благодаря своей сравнительной про­стоте ее осуществления, хотя объективно эффективность ее гораздо ниже, чем практики в составе ученических бригад.

В то же время опыт показывает, что при правильной организа­ции практики, умелом руководстве ею со стороны мастера произ­водственного обучения, при установлении нормальных деловых отношений между учебным заведением и предприятием, мастером и руководителями подразделений предприятия и квалифицирован­ными рабочими, в бригадах которых учащиеся проходят практику, такая форма организации и проведения производственной практи­ки дает вполне удовлетворительные результаты.

Обобщая опыт, можно выделить следующие основные вопросы деятельности мастера производственного обучения по руководству практикой учащихся при включении их в бригады квалифицирован­ных рабочих:

инструктирование учащихся (вводное, текущее, заключитель­ное) о способах и средствах выполнения производственных работ;

контроль правильности загрузки учащихся работами, типичны­ми и характерными для их профессии;

участие в приемке работ, выполненных учащимися; оценка ус­певаемости учащихся;

выдача, руководство и контроль выполнения учащимися зада­ний по изучению современной техники и технологий, применяе­мых на предприятии; перемещение учащихся по объектам работы, рабочим местам, участкам в соответствии с программой практики и графиком пере­мещения


помощь учащимся в ведении дневников практики, контроль правильности ведения дневников;

организация обучения учащихся современным передовым при­емам и способам выполнения производственных работ, применяе­мых на предприятии.

Важное значение для успешности практики учащихся в составе производственных бригад имеют деловые взаимоотношения мастера с квалифицированными рабочими бригад, где учащиеся проходят практику. Эти взаимоотношения во многом влияют на установле­ние контактов рабочих, специалистов с учащимися, включенными в бригады.

Вводное инструктирование учащихся, как правило, проводит ква­лифицированный рабочий, с которым работает учащийся в бригаде. Однако и мастер производственного обучения, используя создавшие­ся благоприятные условия, также проводит инструктирование учащих­ся, прежде всего при перестановке учащихся на новые рабочие места или новое оборудование, новые виды работ. Фактически проводится смешанное вводно-текущее инструктирование. Оно включает обыч­но следующие вопросы:

характеристика работ, выполняемых на данном рабочем месте, технические требования к ним;

особенности устройства и работы оборудования, приборов; спо­собы применения инструментов, приспособлений; режимы работы оборудования, способы управления им, правила ухода;

разбор технической и технологической производственной до­кументации, характерной для данного рабочего места или вида ра­боты;

разъяснение конкретных обязанностей учащихся на рабочем ме­сте; особенности процесса выполнения работы, способы самокон­троля и итогового контроля выполненных работ;

объяснение и показ приемов и способов выполнения производ­ственных работ, характерных для данного рабочего места;

рассмотрение особенностей организации труда, рабочего мес­та, правил безопасности, санитарно-гигиенических требований к процессу выполнения производственных работ;

разбор способов обеспечения необходимой производительнос­ти труда;

разъяснения, от кого и по каким вопросам учащиеся должны получать текущие указания в процессе работы, кто и по каким воп­росам обслуживает данное рабочее место; порядок получения мате риалов, инструментов; информация учащихся, к кому обращаться в случае неполадок в работе оборудования.

Сущность текущего инструктирования учащихся состоит в том, что мастер следит за выполнением учащимися требований техно­логического процесса и правильным использованием оборудования, надлежащим уходом за ним, соблюдением правил безопасности, организацией рабочих мест. Время и содержание такого инструкти­рования диктуется ходом производственного процесса, характером работы учащихся. Мастеру не следует вмешиваться в текущую ра­боту учащегося и давать ему указания в процессе его совместной работы с квалифицированным рабочим. Это обычно делается во вре­мя перерывов в работе. Вмешательство в текущую работу учащего­ся оправданно только при нарушении технологии или правил безопасности. В любом случае текущие указания и замечания уча­щемуся в ходе его производственной работы в бригаде уместны лишь тогда, когда мастер убежден в их правильности, своевременности и производственной необходимости.


Путем индивидуального текущего инструктирования учащих­ся в процессе их работы мастер помогает им самостоятельно при­нимать производственные решения, преодолевать встретившиеся в работе затруднения, осваивать наиболее рациональные приемы и методы труда, способствующие обогащению их производственного опыта.

Руководство мастера работой учащихся не ограничивается толь­ко этим. Мастер обязательно принимает участие в разборе совмест­но с учащимися производственных заданий в начале смены, при переходе от одной работы к другой, при сдаче выполненных работ. Особое внимание мастер уделяет учащимся, заканчивающим оче­редное сложное задание. Совместно с учащимся он проверяет соот­ветствие выполненных работ установленным требованиям, разбирает с ним достоинства и упущения в работе, совместно с уча­щимся предъявляет выполненную работу в отдел технического кон­троля.

В процессе руководства производственной практикой следует как можно более полно и эффективно использовать возможности производственного инструктажа, проводимого в цехе, на участке, в производственной бригаде, следить за использованием учащимися полученных при этом указаний и рекомендаций в своей текущей работе.

Большую методическую помощь мастеру в руководстве произ­водственной деятельностью учащихся оказывает использование раз- рабатываемых на предприятии инструктивно-технологических документов, а также материалов научно-технической информации.

В заключение приведем памятку, рекомендациями которой сле­дует руководствоваться для повышения эффективности проведения производственной практики.

ПАМЯТКА мастеру по руководству производственной практикой учащихся в условиях производства

Наибольший учебно-воспитательный эффект дает такая организация про­изводственного обучения и практика, когда учащиеся выполняют учебно-произ­водственные работы самостоятельно. Необходимо всегда стремиться обеспечить учащихся «самостоятельными» объектами работы.

При планировании своей работы намечайте в первую очередь инструктиро­вание тех учащихся (бригад), которые приступают к новой работе или выполняют трудные, сложные работы.

При переводе учащегося на новое рабочее место ему необходимо четко разъяснить, где он будет работать, что будет делать, что он должен освоить, чему научиться.

Мастер всегда должен точно знать, где в настоящее время работает каждый учащийся его группы, кто им (ею) руководит, что и как он (она) делает, насколько выполняемая работа соответствует требованиям учебной программы.

Недостаточная занятость, безделье — главные причины низкого уровня про­фессиональной подготовки и воспитанности учащихся, нарушений дисциплины. Внимательно следите и принимайте своевременные меры для полной загрузки уча­щихся производственными работами.

Строго следите за правильностью загрузки учащихся работой. Не допускайте использования учащихся на подсобных и вспомогательных работах, не соответ­ствующих требованиям учебной программы.

Постоянно приучайте учащихся пользоваться в ходе работы производствен­ной технической, технологической и инструктивной документацией. Организуя производственное обучение учащихся в составе бригад квалифицированных ра­бочих, нужно направлять их в такие бригады, где есть чему научиться.

Привлекая в качестве наставников учащихся квалифицированных специа­листов и рабочих предприятия, необходимо обеспечить, чтобы они четко знали, что знают и умеют учащиеся, чему их нужно обучить. Нужно постоянно следить, чтобы учащиеся учились у наставников, а не только выполняли совместно с ними работу.

Старайтесь как можно больше и полнее использовать в учебных целях про­изводственный (цеховой, бригадный) инструктаж, особенно по передовым при­емам работы, способам обслуживания и управления новым оборудованием, вопросам безопасности труда.

Широко привлекайте учащихся к коллективному обсуждению хода и резуль­татов учебно-производственной деятельности ученических звеньев, бригад, груп­пы в целом.

Подводя итоги, стремитесь, чтобы учащиеся четко представляли, чему они научились, что освоили, насколько продвинулись в овладении профессией

В составе ученических производственных бригад на предприятия 1. Прочность формируемых у учащихся профессиональных умений и навыков 2. Учащиеся имеют возможность самостоятель­но выполнять разнообразные производствен­ные работы различной сложности 3. Высокий уровень ответственности учащихся за результаты работы 4. Создаются благоприятные возможности для воспитания коллективизма 1. Учащиеся недостаточно связаны с рабочим коллективом предприятия 2. Осложнена работа мастера, гак как он не имеет возможности работать со всей группой, является одновременно руководителем и учебного, и производственного процессов 3. Обучающие функции в значительной степени доверяются квалифицированным рабочим, включенным в состав ученических бригад
В составе бригад квалифицированных рабочих (специалистов) предприятия 1. Сравнительно легко организовать процесс производственной практики учащихся 2. Учащиеся полностью включены в «производственную атмосферу» предприятия 3. Широкие возможности практического освоения учащимися современной техники и технологии, современных способов производства 1. Учебный процесс в значительной степени подчинен решению производственных задач предприятия 2. Снижается руководящая роль мастера как учителя профессии и воспитателя 3. Качество производственного обучения учащихся во многом зависит от добросовестности квалифицированных рабочих-наставников 4. Снижается производственная самостоятельность учащихся за результаты работы 5. Осложняется работа мастера из-за значительной рассредоточенности учащихся по цехам и участкам предприятия
Индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим (специалистам) предприятия 1. Простота организации практики 2. Учащиеся всегда находятся под наблюдением взрослого 3. Возможность эффективно осваивать учащимся современную технику и технологию, передовые способы труда 1. Снижена руководящая роль мастера производственного обучения 2. Эффективность обучения учащихся в значительной степени зависит от добросовестности и педагогического мастерства квалифицированного рабочего-наставника
Таблица

Формы организации производственной практики
Наименование Преимущества Недостатки

Вопросы для закрепления и контроля качества усвоения материала темы

1.Проанализируйте исходные положения, определяющие особенности и эффективность проведения производственной практики учащихся на предприятиях в современных условиях. Чем вы могли бы дополнить эти положения?

2.По каким профессиям (группам профессий, отраслям), по вашему мнению, возможно организовать производственную практику учащихся на предприятиях в составе ученических бригад, в учебных мастерских, производственных подразделениях

учебного заведения?

3.Каковы особенности деятельности мастера производственного обучения при организации и проведении производственной практики учащихся в составе ученичес­ких бригад?

4.Какова роль и место мастера производственного обучения при проведении про­изводственной практики учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих?

5. Каковы особенности обучающей деятельности мастера производственного обу­чения при организации и проведении производственной практики учащихся в бригадах квалифицированных рабочих?

6.Проанализируйте «Памятку мастеру по руководству производственной практикой учащихся в условиях производства». Чем бы вы смогли дополнить отраженные в ней рекомендации и советы?

Литература по теме:

Жеделев.А.П. Организация и методика производственного обучения. М, 1978г.

Скакун В.А. Организация и методика производственного обучения. М,1990

Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения.М,2006

Рассмотрено на заседании Утверждаю

методического объединения Директор ПУ «КРОК»

Протокол № _________ _____________А.В. Волохов

«____»_________20____г. «____»_____________20___г.

Программа производственной практики

Профессия 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации

Квалификация: 43. Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

Форма обучения

Очная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: