Тема 4.1.Производственое обучение на предприятии. Производственная практика

Лекция 1-2 Производственное обучение на предприятии.

1. Цели и задачи производственного обучения.

2.Подготовка и организация мастера к обучению учащихся на предприятии.

3.Формы обучения на производстве.

Производственная практика является заключительным пери­одом практического профессионального обучения учащихся. Она включает два этапа учебного процесса:

1) производственное обу­чение учащихся в условиях производства (на предприятиях), где они отрабатывают умения и навыки выполнения трудовых опера­ций и трудовых процессов, которые невозможно или нецелесооб­разно осваивать в учебных мастерских;

2) специализация учащихся на выполнении определенных видов производственных работ. На этих этапах происходят дальнейшее развитие, совершенствование и отработка качеств, характеризующих основы профессионально­го мастерства учащихся, формируется квалифицированный рабо­чий, специалист-профессионал, способный успешно выполнять работу в соответствии с требованиями профессиональной харак­теристики Образовательного стандарта начального профессиональ­ного образования.

Подготовка и организация производственной практики учащихся на предприятиях

Подготовительная работа мастера к проведению производ­ственной практики учащихся на предприятиях сводится к следу­ющему:

изучение производственного процесса и организации труда ра­бочих применяемых на предприятии;

определение подразделений (цехов, участков,.), где будут проходить производственную практику учащиеся;

определение форм организации производственной практики учащихся

определение совместно с руководителями подразделений пред­приятия рабочих мест, где учащиеся будут проходить производствен­ную практику;

участие в подготовке и заключении договора между учебным заведением и предприятием о проведении производственной прак­тики учащихся;

участие в разработке рабочей программы производственной практики учащихся;

разработка графиков перемещения учащихся по производствен­ным подразделениям (цехам, участкам, отделениям и т. п.), рабо­чим местам, где будет проводиться практика.

Рабочая программа производственной практики учащихся, как правило, содержит разделы:

1) общие положения: фонд времени на практику; сроки прове­дения; нормы времени, устанавливаемые для учащихся на выпол­нение работ разной сложности; указания о режиме труда учащихся; организационные вопросы руководства практикой и т. п.;

2) учебно-воспитательные задачи производственной практики;

3) характер и содержание работ и функций, которые должны выполнять учащиеся в процессе практики: сложность, точность, об­рабатываемые или используемые материалы, физиологогигиенические и организационные требования, основные параметры и т. п.;

4) характеристика рабочих мест, на которых учащиеся будут проходить практику:

названия и номера цехов и участков; оборудо­вание, на котором учащиеся будут работать; инструменты, приспо­собления, приборы, оснастка и др. оснащение рабочих мест, которое учащиеся должны освоить в процессе практики, и т. п.;

5) примерные виды (перечень) производственных работ, функ­ций, обязанностей, которые учащиеся должны выполнять в процессе практики;

6) современные приемы и способы труда, характерные для пред­приятия, новая техника и технология, которые должны быть освое­ны учащимися в процессе практики;

7) краткие методические рекомендации мастеру по рациональной организации и проведению производственной практики учащихся.

К рабочим местам предприятия, где намечается прохождение производственной практики учащихся, предъявляются следующие требования:

типичность для профессии, специальности учащихся;

современность оснащенности и технологии выполнения про­изводственных работ;

нормальная обеспеченность сырьем, материалами, средствами технического обслуживания и т. п.;

соответствие требованиям безопасности, санитарии и гигиены.

Порядок и организация производственной практики учащихся обычно оформляются приказом по предприятию или его подразде­лению, в подготовке которого самое деятельное участие принимает мастер производственного обучения. В приказе указываются под­разделения предприятия, где будет проводиться практика учащих­ся, формы ее проведения, фамилии работников, ответственных от предприятия за создание необходимых условий для качественного проведения практики.

На основе такого приказа составляется договор на проведение практики, в котором отражаются взаимные обязанности и права учебного заведения и предприятия.

Перед выходом учащихся на предприятие для прохождения про­изводственной практики организуется, как правило, встреча-беседа руководителей подразделений предприятия, где будет проводиться практика, с учащимися-практикантами. В этой встрече принимают участие также бригадиры и рабочие-наставники, с которыми уча­щиеся будут работать в ходе практики.

Одна из важнейших задач мастера в процессе руководства про­изводственной практикой — обеспечение безопасных условий ра­боты учащихся. Производственная практика начинается с проведе­ния занятий по изучению вопросов безопасности труда в конкрет­ных условиях предприятия. Такие занятия проводятся, как правило, работниками предприятия, ответственными за технику безопасно­сти. По итогам занятий учащиеся обычно сдают зачет, результаты которого оформляются особым протоколом.

В течение первых дней практики учащиеся знакомятся с под­разделениями предприятия, рабочими местами, где они будут прак­тиковаться, с инструктивной и нормативной документацией, определяющей правила и требования к выполнению производствен­ных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: