Лекция 1-2 Производственное обучение на предприятии.
1. Цели и задачи производственного обучения.
2.Подготовка и организация мастера к обучению учащихся на предприятии.
3.Формы обучения на производстве.
Производственная практика является заключительным периодом практического профессионального обучения учащихся. Она включает два этапа учебного процесса:
1) производственное обучение учащихся в условиях производства (на предприятиях), где они отрабатывают умения и навыки выполнения трудовых операций и трудовых процессов, которые невозможно или нецелесообразно осваивать в учебных мастерских;
2) специализация учащихся на выполнении определенных видов производственных работ. На этих этапах происходят дальнейшее развитие, совершенствование и отработка качеств, характеризующих основы профессионального мастерства учащихся, формируется квалифицированный рабочий, специалист-профессионал, способный успешно выполнять работу в соответствии с требованиями профессиональной характеристики Образовательного стандарта начального профессионального образования.
Подготовка и организация производственной практики учащихся на предприятиях
Подготовительная работа мастера к проведению производственной практики учащихся на предприятиях сводится к следующему:
изучение производственного процесса и организации труда рабочих применяемых на предприятии;
определение подразделений (цехов, участков,.), где будут проходить производственную практику учащиеся;
определение форм организации производственной практики учащихся
определение совместно с руководителями подразделений предприятия рабочих мест, где учащиеся будут проходить производственную практику;
участие в подготовке и заключении договора между учебным заведением и предприятием о проведении производственной практики учащихся;
участие в разработке рабочей программы производственной практики учащихся;
разработка графиков перемещения учащихся по производственным подразделениям (цехам, участкам, отделениям и т. п.), рабочим местам, где будет проводиться практика.
Рабочая программа производственной практики учащихся, как правило, содержит разделы:
1) общие положения: фонд времени на практику; сроки проведения; нормы времени, устанавливаемые для учащихся на выполнение работ разной сложности; указания о режиме труда учащихся; организационные вопросы руководства практикой и т. п.;
2) учебно-воспитательные задачи производственной практики;
3) характер и содержание работ и функций, которые должны выполнять учащиеся в процессе практики: сложность, точность, обрабатываемые или используемые материалы, физиологогигиенические и организационные требования, основные параметры и т. п.;
4) характеристика рабочих мест, на которых учащиеся будут проходить практику:
названия и номера цехов и участков; оборудование, на котором учащиеся будут работать; инструменты, приспособления, приборы, оснастка и др. оснащение рабочих мест, которое учащиеся должны освоить в процессе практики, и т. п.;
5) примерные виды (перечень) производственных работ, функций, обязанностей, которые учащиеся должны выполнять в процессе практики;
6) современные приемы и способы труда, характерные для предприятия, новая техника и технология, которые должны быть освоены учащимися в процессе практики;
7) краткие методические рекомендации мастеру по рациональной организации и проведению производственной практики учащихся.
К рабочим местам предприятия, где намечается прохождение производственной практики учащихся, предъявляются следующие требования:
типичность для профессии, специальности учащихся;
современность оснащенности и технологии выполнения производственных работ;
нормальная обеспеченность сырьем, материалами, средствами технического обслуживания и т. п.;
соответствие требованиям безопасности, санитарии и гигиены.
Порядок и организация производственной практики учащихся обычно оформляются приказом по предприятию или его подразделению, в подготовке которого самое деятельное участие принимает мастер производственного обучения. В приказе указываются подразделения предприятия, где будет проводиться практика учащихся, формы ее проведения, фамилии работников, ответственных от предприятия за создание необходимых условий для качественного проведения практики.
На основе такого приказа составляется договор на проведение практики, в котором отражаются взаимные обязанности и права учебного заведения и предприятия.
Перед выходом учащихся на предприятие для прохождения производственной практики организуется, как правило, встреча-беседа руководителей подразделений предприятия, где будет проводиться практика, с учащимися-практикантами. В этой встрече принимают участие также бригадиры и рабочие-наставники, с которыми учащиеся будут работать в ходе практики.
Одна из важнейших задач мастера в процессе руководства производственной практикой — обеспечение безопасных условий работы учащихся. Производственная практика начинается с проведения занятий по изучению вопросов безопасности труда в конкретных условиях предприятия. Такие занятия проводятся, как правило, работниками предприятия, ответственными за технику безопасности. По итогам занятий учащиеся обычно сдают зачет, результаты которого оформляются особым протоколом.
В течение первых дней практики учащиеся знакомятся с подразделениями предприятия, рабочими местами, где они будут практиковаться, с инструктивной и нормативной документацией, определяющей правила и требования к выполнению производственных работ.