Контрольная работа, вариант 1
1. Сформулируйте принцип Гаузе.
2. Назовите вид авторегуляции плотности популяции по И.А. Шилову, который характеризует следующий пример: «По мере увеличения плотности популяции недостаток пищи и других ресурсов приводит к увеличению смертности и/или снижению рождаемости». Представьте краткий вариант блок-схемы процессов с отрицательной обратной связью.
3. Назовите тип взаимодействия видов, поставьте знаки «+», «0» или «-» для следующего примера: «Многие насекомые, поселяющиеся в норах большой песчанки, используют благоприятный микроклимат, практически не оказывая влияния на хозяина норы».
4. Оцените общее количество (Nобщ.) активных муравьев («разведчиков», «фуражиров» и др.) в муравейнике по следующим данным: было помечено и выпущено в муравейник nмеч. = 1000 особей; на следующий день в выборке из 500 отловленных муравьев (Mвыб.) оказалось 50 меченых особей (mмеч.). Приведите формулу и расчет: Nобщ. =
5. Приведенные примеры разделите на две группы: а) зависимые от плотности популяции факторы и б) независимые от плотности популяции факторы: хищничество; паразитизм; температура воздуха; конкуренция; количество осадков; ионизирующая радиация
|
|
6. Подберите термин, противоположный термину эмиграция.
7. По известной Вам схеме укажите тип взаимодействия, участников, а также в чем конкретно проявляется то или иное влияние, поставьте стрелки и (+), (-) или (0) для энтомофильных растений и …
8. Выберите показатель, который характеризует плотность населения популяции
а) 10 особей; б) 10 штук · год -1;
в) 10 особей/м2; г) 10 тонн/га в год
9. Представьте на схеме (рисунке) основные виды биотических взаимодействий консортов с центральным видом консорции Betula pendula
10. Наиболее известные стратегии жизни (экологические стратегии).
Американские экологи Р. Мак-Артур и Э. Уилсон (1967) предложили одну из самых известных концепций – подразделение организмов на «К – стратегов» и «r – стратегов». Объясните, что означают «К» и «r», какие основные черты свойственны К – стратегам и r – стратегам.
Контрольная работа, вариант 2
1. Дайте определение термину аменсализм и приведите пример.
2. Назовите вид авторегуляции плотности популяции по И.А. Шилову, который характеризует следующий пример: «Цианобактерии способны к синтезу специфических внеклеточных метаболитов, которые замедляют рост и скорость деления клеток». Представьте краткий вариант блок-схемы процессов с отрицательной обратной связью.
3. Назовите тип взаимодействия видов, поставьте знаки «+», «0» или «-» для следующего примера: «Рыбы-прилипалы, присасываясь к акуле, получают не только «средство передвижения», но и питаются остатками пищи акулы, которой это соседство, вероятно, практически безразлично».
|
|
4. Оцените общее количество (Nобщ.) активных муравьев («разведчиков», «фуражиров» и др.) в муравейнике по следующим данным: было помечено и выпущено в муравейник nмеч. = 600 особей; на следующий день в выборке из 50 отловленных муравьев (Mвыб.) оказалось 5 меченых особей (mмеч.). Приведите формулу и расчет: Nобщ. =
5. Приведенные примеры разделите на две группы: а) зависимые от плотности популяции факторы и б) независимые от плотности популяции факторы: аменсализм; симбиотрофия; температура почвы; протокооперация; количество осадков; солнечное излучение.
6. Подберите термин, противоположный термину мутуализм.
7. По известной Вам схеме укажите тип взаимодействия, участников, а также в чем конкретно проявляется то или иное влияние, поставьте стрелки и (+), (-) или (0) для орнитофильных растений и …
8. Процессы притока, вселения особей называют
а) конкуренцией; б) иммиграцией; в) эмиграцией; г) трансплантацией
9. Представьте на схеме (рисунке) основные виды биотических взаимодействий консортов с центральным видом консорции Pinus sylvestris
10. Наиболее известные стратегии жизни (экологические стратегии).
Американские экологи Р. Мак-Артур и Э. Уилсон (1967) предложили одну из самых известных концепций – подразделение организмов на «К – стратегов» и «r – стратегов». Какому типу динамики численности населения популяции по С.А. Северцову соответствуют «К – стратеги». Обоснуйте.
Литература
Основная литература
1. Бигон М. и др. Экология. Особи, популяции и сообщества. - М.: Мир, 1989, в 2-х тт.
2. Гиляров А.М. Популяционная экология. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
3. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Введение в экологию. Образовательный модуль, книга 1: Учебное пособие. – М.: Издательство МГОУ, 2009. – 140 с.
4. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Экология. Аудиторный практикум. Часть 2. Организм и среда. Экологические факторы. Поток энергии (учебное пособие). М. МГОПУ – ТЭКОЦЕНТР – МГОУ, 2007.
5. Одум Ю. Экология. - М.: Мир, 1986, в 2-х томах.
6. Фёдоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. - М., 1980.
7. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004.
8.Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997.
Дополнительная литература
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. - М.: ЮНИТИ, 1998.
Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Горышина Т.К. Экология растений. – М.: Высш. школа, 1979
Дылис Н.В. Основы биогеоценологии. - М., 1978.
Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека. - М., 1968.
Лархер В. Экология растений. – М.: Мир, 1979.
Леме Ж. Основы биогеографии. - М.: Прогресс, 1976.
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. - М.: Прогресс, 1993.
Небел Б. Наука об окружающей среде. - М.: Мир, 1993.
Петров К.М. Общая экология. - С.-Петербург, 1997.
Пианка Э. Эволюционная экология. - М., 1981.
Реймерс Н.Ф. Экология. – М.: Россия молодая, 1994.
Риклефс Р. Основы общей экологии. - М.: Мир, 1979.
Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. – М.: Прогресс, 1980.
Экология / Под ред. проф. В.В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 768 с.
Эннос А.Р., Бейли С.Э.Р. Биология окружающей среды. Проблемы и решения. - М.: Колос, 1997.
Интернет:
Всемирный Фонд дикой природы (WWF), сайт: www.panda.org
Лондонское зоологическое общество (ZSL), сайт: www.zoo.cam.ac.uk/ioz
Международная программа «Оценка экосистем на рубеже тысячелетий» (MEA), сайт: www.maweb.org