Задание 5. 1

Подготовьте презентацию (реферат) по одной из тем:

· Типы взаимодействия видов в биоценозе (общий обзор).

· Симбиоз.

· Аменсализм и нейтрализм.

· Мутуализм.

· Конкуренция.

· Комменсализм.

· Симбиотрофия.

· Хищничество и паразитизм.

· Консорция.

Задание 5.2. Назовите тип взаимодействия и второго участника (группу организмов) для орнитофильных растений

а) конкуренция, сорняки; б) аменсализм, птицы-опылители;

в) мутуализм, птицы-опылители; г) мутуализм, насекомые-опылители.

Представьте эту ситуацию в виде схемы (см. пример в лекции):

Задание 5.3. Назовите тип взаимодействия и второго участника (группу организмов) для хироптерофильных растений

а) конкуренция, мхи; б) комменсализм, насекомые-опылители;

в) мутуализм, летучие мыши; г) мутуализм, насекомые-опылители.

Представьте эту ситуацию в виде схемы (см. пример в лекции):

Задание 5.4. Назовите тип взаимодействия и участников для лишайника

а) конкуренция, мох и водоросли; б) аменсализм, гриб и водоросли;

в) мутуализм, мох и водоросли; г) мутуализм, гриб и водоросли.

Представьте эту ситуацию в виде схемы (см. пример в лекции):


Задание 5.5. Назовите тип взаимодействия и возможных участников для микоризы:

а) конкуренция, лишайник и дерево; б) аменсализм, гриб и дерево;

в) мутуализм, гриб и водоросли; г) мутуализм, гриб и дерево.

Представьте эту ситуацию в виде схемы (см. пример в лекции):

Задание 5.6. Какие типы биотических взаимодействий способны: а) расширить экологическую нишу; б) ограничить экологическую нишу изучаемого вида:

Расширяют экологическую нишу Ограничивают экологическую нишу
Мутуализм (+; +); …………………………………………….. ……………………………………………… Паразитизм (–; +) * ………………………………………………. ……………………………………………….

* первый знак относится к изучаемому виду, например, (–; +) означает, что интересующий нас вид испытывает негативное влияние.

Задание 5.7. Иногда молодым людям напоминают о необходимости занять свою нишу в обществе. Составьте иерархический перечень необходимых условий для человека, который прочно занимает определенную нишу в обществе:

1) ……………………………………………………………………………………………..;

2) ……………………………………………………………………………………………..;

3) ……………………………………………………………………………………………..;

4) ……………………………………………………………………………………………..;

5) ……………………………………………………………………………………………..

Задание 5.8. Все ли экологические ниши заняты? Так ли уж совершенны экосистемы? Как Вы можете прокомментировать приведённые ниже объявления:

Объявление 1. Эвтрофному озеру требуются специалисты в области разложения (минерализации) детрита, для работы в экстремальных условиях. Оплата в валюте от 10 кДж/м2 в сек.Облигатных аэробов просим не беспокоиться.

…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………..

Объявление2. Экосистеме саванны требуется специалист по контролю за численностью крупных травоядных. Работа в утренние и вечерние часы два – три раза в неделю. Возможно совместительство. Паразитов просим не беспокоиться.

…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………..


Задание 5.9. Дополните таблицу взаимодействия видов приведёнными ниже примерами (по И.А. Шилову), названиями и/или знаками (+); (0); (–):

Типы непосредственного взаимодействия видов (популяций) в биоценозе.

Тип взаимодействия Виды 1 2 Характеристика
1. Нейтрализм 0 0 Ни одна популяция не влияет на другую. Пример: рыжий муравей и филин в лесу.
2. ……………… …………………   0 – Вид 1 негативно влияет на численность вида 2, не испытывая обратного влияния. Пример: слоны и мелкие прибрежные беспозвоночные, обитающие в местах водопоя слонов.
  3. Конкуренция   ……. .………………………………………………………………….. .………………………………………………………………….. .………………………………………………………………….. .………………………………………………………………….. .…………………………………………………………………..
4. Комменсализм а) квартирантство б)……………… ………………... в) ……………… ………………… + 0 Вид 1 испытывает положительное влияние со стороны вида 2, которому это «безразлично». Пример а) ………………………………………………………. …………………………………………………………………… Пример б) дрожжевые грибки, сбраживающие сахара, и уксуснокислые бактерии, окисляющие спирт Пример в) ……………………………………………………… ……………………………………………………………………..
5. Хищничество и ……………… …………………   ……. .………………………………………………………………….. .………………………………………………………………….. .………………………………………………………………….. .………………………………………………………………….. .…………………………………………………………………..
6. ………………… ………………… …………………   + + .………………………………………………………………….. .………………………………………………………………….. .………………………………………………………………….. .………………………………………………………………….. .…………………………………………………………………..

Примеры взаимодействия видов в биоценозе (из И.А. Шилова, 1997 и др.).

1. В опылении растений принимают участие не только насекомые, но и птицы и даже млекопитающие. Наиболее известны в этом отношении крыланы в Старом Свете и листоногие летучие мыши в Америке. У хироптерофильных растений цветки белые, «выставлены» на длинных прочных цветоножках, обладают характерным сильным запахом. Летучие мыши-опылители питаются не только нектаром, но и пыльцой.

2. Рыбы-прилипалы, присасываясь к акуле, получают не только «средство передвижения», но и питаются остатками пищи акулы, которой это соседство, вероятно, практически безразлично.

3. В норах грызунов обычно поселяются самые разнообразные «квартиранты». Например, многие насекомые, поселяющиеся в норах большой песчанки, используют благоприятный микроклимат, практически не оказывая влияния на хозяина норы.

4. Формы паразитизма чрезвычайно многообразны. Различают эктопаразитизм, при котором паразит обитает на хозяине и связан с его покровами (клещи, блохи, вши) и эндопаразитизм, когда паразит живет внутри тела хозяина (простейшие, паразитические черви). Среди высших растений пример эктопаразитизма – повилика.

5. В конкуренции за гнездовые убежища большая синица Parus major доминирует над более мелкой лазоревкой Р. caeruleus, захватывая дуплянки с летком большего диаметра. Вне условий конкуренции лазоревки предпочитают леток в 32 мм, а в присутствии большой синицы селятся в дуплянках с летком 26 мм, непригодных для конкурента.

6. Понятие «симбиоз» употребляется для обозначения любых форм тесного сожительства организмов разных видов. Такие взаимоотношения, при которых оба взаимосвязанных вида получают определенные преимущества, обозначают как мутуализм. Классические примеры мутуалистических взаимоотношений – актинии и обитающие в венчике их щупалец рыбки, а также раки-отшельники и актинии.

АКТИНИИ – морские анемоны, отряд шестилучевых кораллов. Одиночные бесскелетные полипы. Тело с венчиком щупалец, обычно ярко окрашено. Около 1500 видов, во всех морях, от литорали до глубин 8000 м. Прикосновение щупалец может вызвать болезненный ожог.

7. Тонкая плёночка на поверхности домашнего вина – это колонии уксуснокислых бактерий, которые окисляют (аэробы, им нужен кислород) этиловый спирт до уксусной кислоты. Соответственно, вместо домашнего вина получится разбавленный уксус. А вот этиловый спирт уксуснокислым бактериям «поставляют, сами того не подозревая», дрожжи, сбраживающие сахара.

8. Если два вида используют один и тот же ресурс, то между ними возникает конкуренция. Так, в классических опытах Т. Парка (табл. 7.1) показано, что исход конкуренции за пищу среди двух близких видов мучных хрущаков рода триболиум зависит от температуры и влажности среды.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: