Функции государственного управления

По субъекту воздействия, по объему (масштабу), по средствам и по характеру воздействия на объект управления их можно разделять на социально-организационные и внутриорганизационные.

Социально-организационные функции государственного управления направлены на все многообразие общественных процессов, происходящих во внутригосударственной жизни. В них заключен основной смысл управленческой деятельности государства, реализуется его предназначение по выполнению своих обязанностей перед обществом. Для Российской Федерации в настоящее время характерна рассогласованность в действиях органов государственной власти разных уровней, что вызвано серьезными противоречиями в российской правовой системе. На практике это проявляется не только в отступлениях правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления от требований федерального законодательства, но и в конкретных действиях руководителей государственных и муниципальных органов и их должностных лиц.

Внутриорганизационные функции государственного управления нацелены на организацию, упорядочение, активизацию деятельности всех структур государственного аппарата, придание ей определенности и динамизма. Стоит, однако, иметь в виду, что реализация внутренних функций при всей их значимости может принимать гипертрофированные формы, и тогда государственный аппарат начинает работать на себя, создавая видимость деятельности. Это зависит от многих факторов, в том числе от характера решаемых задач и от уровня управленческой культуры. Направленность этой группы функций сообразуется с вертикальным и горизонтальным построением организационной структуры управления, а также с целями и содержанием деятельности разных управляемых объектов.

По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие и специфические.

Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль.

Само понятие «организация» имеет два значения:

а) функция управления, обеспечивающая политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую, техническую и иную упорядоченность;

б) коллектив людей, объединенных достижением конкретных, общих для них целей. В функциональном смысле суть ее - в единстве этих двух значений - выразили американские специалисты в области менеджмента Т. Питере и Р. Уотермен в работе «В поисках эффективного управления». Они рассматривают организацию в единстве семи основных переменных: структуры, стратегии, системы и процедур управления, общих для всех ценностных установок, совокупности приобретенных навыков, умения, стиля управления, системы кадров. В самом деле, группа людей, лишенная всех перечисленных выше составляющих, теряет признаки организации и не может рассматриваться как социальный организм. Таким образом, организация в качестве функции государственного управления состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и процессуального регулирования: регламентов, нормативов, инструкций, требований, ответственности и др.

Должным образом налаженная организация управления создает оптимальные условия для эффективного функционирования системы путем упорядоченного и рационального использования материальных, духовных, интеллектуальных и иных резервов управляющего субъекта. При этом государственное управление осуществляется с учетом политической и экономической конъюнктуры, характера задач, которые решает государство на соответствующем историческом этапе, а также реальных возможностей, которыми располагает общество.

Функция планирования в государственном управлении выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсных затрат, способов и сроков, а также форм и методов поэтапного контроля за деятельностью объекта управления, силами которого достигается реализация планового задания. В период демонтажа советской планово-распорядительной системы всеобъемлющего государственного планирования в российском обществе возникло предубеждение в отношении планирования вообще, что само по себе неверно. Планирование, если оно опирается на точность расчетов, научную обоснованность критериев, исчерпывающий анализ исходных данных, потенциальных возможностей и средств достижения целей государства и общества - необходимое условие развития любого социального организма.

Планирование должно быть тесно увязано с прогнозированием.

Функция прогнозирования в государственном управлении представляет собой выработку обоснованного суждения о будущем развитии общества или его вариантов, путей и сроков его достижения. Прогноз является надежным инструментом принятия стратегического, управленческого решения. При этом прогнозирование должно опираться на достоверное знание и точную информацию, учитывать материальные и духовные возможности общества, исключать эмоции «текущего момента» и слепую веру в «светлое будущее».

Основоположник позитивной социологии Огюст Конт так оценивал значимость знания в управлении: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять». В советском государстве (считалось, что протекающие в нем процессы основаны на единственно достоверном знании закономерностей общественного развития) планировалось все: от космических программ до производства детских игрушек. В основе как долгосрочного, так и текущего планирования лежал марксистско-ленинский прогноз будущего устройства общества, сомнение в достоверности которого рассматривалось как недопустимая ересь. По этому поводу тонко замечено: «Фома Аквинат знал, что верит. Ленин верил, что знает». И если сам В.И. Ленин в конце жизни позволил себе усомниться в абсолютной достоверности такого знания, его последователи подобной мысли не допускали. Поэтому цели все больше превращались в авантюру, планирование утрачивало реалистический характер, выполнение планов осуществлялось в значительной степени административными средствами в принудительном порядке, что в конечном итоге должно было и привело к дискредитации советской системы планирования. Формирование базовых элементов современной общественной системы при благоприятных тенденциях позволяет предположить, что Россия наконец-то преодолеет перманентное состояние волюнтаристских экспериментов, бесконечных поисков, проб и ошибок в определении перспектив стратегического развития.

При таких условиях может успешно осуществляться, например, планирование законотворческой деятельности в масштабах как государства в целом, так и субъектов Российской Федерации. С этой целью изучается качественное состояние правовой базы, наличие в ней пробелов, потребности в правовом регулировании отдельных сфер общественных отношений, мировой опыт, устанавливаются сроки, определяются исполнители (субъекты права законодательной инициативы), закладывается механизм реализации принимаемых нормативных правовых актов, прогнозируются возможные последствия их принятия и т.д.

Важным элементом научного планирования в государственном управлении является моделирование социальных процессов. В данном контексте речь идет не о методе моделирования, а о необходимости наличия в руках управляющего субъекта различных вариантов развития системы под влиянием возможного изменения внешних обстоятельств: изменений конъюнктуры мирового рынка, геополитической ситуации, природных, технических и иных катаклизмов и т.д.

Мотивацию как управленческую функцию принято чаще всего рассматривать применительно к ограниченным, локальным системам. Мудрость руководителя здесь заключается в том, чтобы не столько сформировать мотивы деятельности людей, сколько их познать, уловить и сообразовать в соответствии с ними действия по руководству системой. Применительно к государственному управлению функция мотивации принципиально та же, но отличается масштабом и содержанием. Мотивация на общегосударственном уровне приобретает вид национальной идеи. При этом идеи, овладевшие массами, становятся, по мнению Карла Маркса, материальной силой. Жизнь доказала бесспорность этого положения во всем его величии и трагизме. Наиболее зримо и осязаемо это проявляется в тоталитарных и авторитарных режимах (идеи коммунистического равенства, национал-социализма, религиозного фундаментализма и др.).

В демократических обществах и в обществах, переживающих стадию демократических трансформаций, функции глобальных идей не менее значимы. Примерами могут служить «американская мечта», идеи национального возрождения, например, в послевоенных Германии, Японии, Италии. Расставшись с коммунистической идеологией, пока не обрела приемлемой и перспективной общенациональной идеи Россия. Какой она будет, трудно предположить. Сегодня в российском обществе идет явный и скрытый (спонтанный) ее поиск. Но можно с уверенностью сказать, что в числе составляющих этой идеи должны быть целостность страны и единство российского народа.

Регулирование является важной функцией современного государственного управления. Оно может рассматриваться в широком и узком смысле. Государство путем издания законов, подзаконных и судебных актов устанавливает определенные общие правила поведения участников общественных отношений, т.е. нормативно регулирует их.

Это - государственное регулирование в широком смысле. Таким образом, осуществляется государственное регулирование общественных отношений; корректировка и контроль за исполнением правовых предписаний; координируется, направляется и стимулируется деятельность, участников общественных отношений, а также обеспечивается защита их законных прав и интересов; определяются приоритеты в структурной политике и многое другое.

В узком смысле государственное регулирование выступает в качестве функции государственного управления в конкретных сферах, охватывая отдельные стороны социально-политических, экономических и духовных отношений. Так, основными рычагами государственного регулирования в социально-экономической сфере являются: государственный бюджет, государственная система заказов на товары и услуги, государственная налоговая система, стандарты, таможенные, тарифы, пошлины, федеральные целевые программы, определение приоритетов развития отраслей, ценовая политика и т.д. Проводя в масштабах государства политику приватизации или национализации, применяя процедуры банкротства несостоятельных предприятий, государство осуществляет свое регулирующее воздействие. Вмешательство государства в рыночные процессы может осуществляться прямым и косвенным регулированием. Например, прямое регулирование ценообразования - лимитирование цен и их субсидирование из средств госбюджета; косвенное - через налоговую, инвестиционную и кредитную политику, госзаказы частным компаниям и т.д.

Роль государственного регулирования особенно возросла в 1930-е гг., когда мировой кризис и «Великая депрессия» до основания потрясли экономические и политические устои западных стран. Под влиянием прежде всего научно-технического прогресса и связанного с ним изменения положения работника в системе производства возникла острая необходимость путем законного и оперативного государственно-властного вмешательства обеспечить согласованную и слаженную работу всех звеньев системы государственного управления с целью преодоления кризиса.

Впервые в полном объеме государственное регулирование было осуществлено в США с введением «Нового курса» президента-демократа Ф. Рузвельта, пришедшего на смену республиканцу Г. Гуверу с его политикой «свободного рыночного хозяйства», которая, вызвав острые социально-экономические катаклизмы и резкую социальную поляризацию общества, чуть было не привела к смене общественно-политической системы. Это означало, что демократическое государство не может быть только «ночным сторожем» интересов собственников, а должно в необходимом объеме брать на себя функцию регулятора общественных отношений. Государственное регулирование осуществляется в интересах всего общества и должно опираться на соответствующую правовую базу, создавая благоприятные экономические, правовые и организационные условия для предпринимательской деятельности. При этом государственные органы не должны вмешиваться непосредственно в производственную, хозяйственную и финансовую деятельность предприятий, организаций, учреждений, если это прямо не предусмотрено законодательством. К сожалению, при проведении рыночных реформ в России в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного порядка не были в полной мере использованы рычаги государственного регулирования, при осуществлении которых к тому же были допущены серьезные просчеты, что привело к социально-экономическим деформациям.

Функцию контроля в государственном управлении можно рассматривать как с точки зрения упорядочения деятельности государственных структур, так и с точки зрения гармонизации общественных отношений. С помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и принимаются меры для приведения ее в состояние соответствия с ними.

Этим контроль, в частности, отличается от надзора, где надзирающий только констатирует отклонение и информирует соответствующие инстанции, компетентные принимать управленческие решения. Функция контроля призвана обеспечивать дисциплину, законность, соблюдение режима деятельности и результативность субъектов и объектов государственного управления. В этом отношении контрольные функции смыкаются с государственным регулированием, повышают его эффективность.

Роль, которую играет контроль в государственном управлении, зависит в значительной степени от характера политического режима. Тоталитарные режимы доводят систему государственного (и его разновидности партийного) контроля до степени высокого совершенства, превращая его в мощный рычаг воздействия на все стороны жизни общества и государства. При этом для осуществления контрольных функций привлекается огромное число людей, за которыми, в свою очередь, также необходимо устанавливать контроль. Известно, что перед Второй мировой войной в СССР стало правилом, что каждый директор в ряде отраслей ежедневно в установленное время суток докладывал министру о выполнении текущего задания, а последний в свою очередь докладывал высшему руководству страны. В условиях надвигающейся военной угрозы это было объективной необходимостью. Завершилась же эпоха тотального контроля на трагикомической ноте: людей стали «отлавливать» в магазинах, куда они вынуждены были ходить в рабочее время - вечером прилавки были пусты. Контроль при этом носил преимущественно закрытый характер.

Если подходить к контролю с точки зрения теорий управления, то он должен удовлетворять следующим требованиям: оперативности, гласности, объективности, целесообразности. Контрольная функция заключается в выявлении отклонений и корректировке управленческих воздействий.

Государственный контроль может носить как общий, так и специфический характер. Виды его при этом многообразны. В Российской Федерации контрольные функции осуществляют различные органы государственной власти: представительные органы власти - парламентский контроль (Федеральное Собрание, законодательные (представительные) органы субъектов федерации); исполнение федерального бюджета - бюджетный контроль (Счетная палата); Президент РФ - президентский контроль (надведомственный); Правительство РФ - правительственный контроль (межведомственный контроль); органы исполнительной власти (ведомственный контроль); суды Российской Федерации - судебный контроль, в том числе конституционный.

Специфические функции государственного управления находят свое воплощение в конкретных проявлениях всего многообразия возникающих на практике ситуаций, где необходимо действовать только от имени государства, реализуя его компетенцию. В их числе можно назвать функции правоприменения, проведения выборов и референдумов, государственный статистический учет (перепись населения), лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и ряд других.

Совокупность способов и методов управления, которые использует государство для реализации функций управления, определяет виды (формы) государственного управления. Можно выделить следующие виды управления: авторитарное и демократическое управление по роли и месту человека и общества как объектов управления; по характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами – координационное и субординационное управление; по критерию использования форм собственности и владения имуществом - федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное) управление; в зависимости от срока исполнения принимаемых решений управления - оперативные, тактические и стратегические.

В формах управления важная роль отводится программам. Программы – государственно-служебный документ, имеющий определенную цель. Программы: федеральные, локальные, федерально-локальные (Тысячелетие Казани). Программа всегда увязана: по срокам; по исполнителям; по ресурсам. В управлении различными процессами активнее стали использовать концепции и доктрины, т.е. документы государственных органов, воплощающие собой теоретические обоснования (взгляды) основных направлений и содержания государственной деятельности, например, Военная доктрина, Концепция национальной политики и т.д

41. Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России.

Разделение властей - принцип организации и деятельности госу­дарственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа органов самостоятельна и неза­висима от других, что обеспечивается собственным источником форми­рования и наличием своего предмета ведения. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пре­делы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, пу­тем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или за­конам и другими способами.

Законодательная, исполнительная и судебная власть в современной России. В силу федеративного устройства государственный ап­парат состоит из двух уровней: центральных (федеральных) органов и ор­ганов субъектов РФ. В соответствии со ст. 11 Конституции госу­дарственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Суды РФ. Ор­ганы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятель­ны (ст. 10 Конституции). Конституция РФ как бы выводит Президента за рамки разделения властей. Конституция РФ провозглашает Президента главой госу­дарства, гарантом прав и свобод граждан, га­рантом конституционного строя страны. Как глава государства Президент назначает ряд должностных лиц государства, ведает вопросами гражданства и помило­вания, присваивает государственные награды. Кроме того, Президент обладает обширными полномочиями в сфере законода­тельной и, особенно, исполнительной ветвей власти (фактиче­ски Правительство полностью находится под контролем Президента). Федеральное Собрание (Парламент) — высший представительный законодательный орган гос. власти РФ, состоит из двух палат. Государственная Дума из­бирается всем населением в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов РФ. ФЗ принимает Гос. Дума. Гос. Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, назначает Председателя ЦБ РФ, назначает Уполномо­ченного по правам человека. Совет Федерации назначает

Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ. Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государ­ственной Думой законов. Конституции РФ называет Правительство РФ органом, стоящим во главе исполнительной власти. Однако, это не совсем верно, поскольку решения Правительства могут быть отме­нены Президентом РФ, так как именно Президент формирует Правитель­ство РФ. В него входят: Председатель, его Заместитель и федеральные министры. Непо­средственно возглавляет и организует работу Правительства его Пред­седатель. В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, она как бы является независимым арбитром для ОГВ и физ. лиц при разрешении различного рода социальных конфликтов и проблем. Судебная власть в РФ осуще­ствляется системой судов, которые осуществляют правосудие. Согласно Конституции РФ в России существует 4 вида судопроизводства: кон­ституционное, гражданское, уголовное и административное. Система органов го­сударственной власти субъектов РФ устанавливаются ими самостоятель­но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти установленными федеральным законом. Таким образом, на уровне субъектов РФ также действует принцип разделения властей.

Особенность реализации данного принципа в России заключается в том, что принцип разделения властей действует на 2-х уровнях: на Федеральном уровне и уровне субъектов РФ. На уровне субъектов все органы власти устанавливаются самостоятельно.

На местном уровне данный принцип не действует, т.к. отсутствует законодательный орган., поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов гос.власти.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи., арбитражный суд и суды общей юрисдикции. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

42 Требования к кандидату на замещение должности Президент России и порядок его избрания.

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Согласно этому закону для регистрации кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) минимум 2 миллиона подписей граждан РФ, которые его поддерживают. Закон позволяет приносить их с запасом в 5 %, то есть до 2 миллионов 100 тысяч подписей. ЦИК должен проверить не меньше 20 % из 2 млн подписей. Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше 2 миллионов.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 81 Конституции РФ).

Назначение выборов. Порядок назначения выборов Президента Российской Федерации подробно регламентирован законодательством Российской Федерации. Основными нормативно - правовыми актами регламентирующими процесс выборов Президента Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10.01.03 N 19-ФЗв ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Выборы Президента Российской Федерации назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. К уполномоченным на то органам в соответствии с действующим законодательством (п. "д" ч.1 ст. 102 Конституции) относятся:

- Совет Федерации Федерального Собрания.

- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Решение о назначении выборов должно быть принято Советом Федерации не позднее чем за 90 дней и не ранее 100 дней до дня голосования, кроме случаев досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, тогда выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. В случае досрочного прекращения полномочий выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Центральная избирательная комиссия назначает выборы Президента Российской Федерации только в случаях:

- Если Совет Федерации в установленные законом сроки не назначил выборы Президента Российской Федерации.

- Если Совет Федерации не назначил досрочные выборы Президента Российской Федерации.

Решение о назначении выборов официально публикуется в средствах массовой информации.

Образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей. По своему содержанию избирательные округа представляют собой разграниченные территории Российской Федерации, образованные в соответствии с нормами избирательного законодательства для организации выборов депутатов представительных органов федерального значения, депутатов местных законодательных органов либо выборных должностных лиц. Выборы Президента проходят в едином избирательном округе, включающем территорию Российской Федерации.

Для обеспечения организации проведения голосования и подсчета голосов образовываются специальные территориальные организационные единицы - избирательные участки. Их важнейшей функцией является предоставление возможности обладателям активного избирательного права реализовать свое право на выбор, придя в помещение избирательного участка, ознакомившись с общедоступными списками избирателей, внесение в них необходимых изменений и дополнений в соответствии с требованиями Федерального закона об основных гарантиях. На избирательных участках обустраиваются специальные места для голосования, выдаются избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, проводится голосование и осуществляется непосредственно общественное наблюдение за ходом выборов.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Анализ законодательства позволяет выделить два порядка выдвижения кандидатуры на пост Президента: в порядке самовыдвижения и выдвижение кандидата политической партией, избирательным блоком.

Право выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента Российской Федерации имеет каждый гражданин, достигший 35 лет и проживающий постоянно в течение не менее 10 лет на территории Российской Федерации.

Далее осуществляется:

· Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата

· Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками

· Представление избирательных документов для регистрации кандидата

· Регистрация кандидата

Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента Российской Федерации, обязаны собрать в его поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

Представление избирательных документов для регистрации кандидата. В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в срок от 80 до 45 дней до дня голосования предоставляются документы для регистрации кандидата на пост Президента Российской Федерации. Срок подачи документов истекает в 18 часов по московскому времени 45 дня до дня голосования.

Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации должна проверить соблюдение порядка выдвижения каждого кандидата: соблюдение порядка сбора подписей, соблюдение порядка оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, достоверность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, избирательным блоком, выдвинувшими кандидатов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет подписные листы и иные принятые в соответствии с Федеральным законом документы в течение 10 дней со дня их приема.

О результатах проверки подписей кандидат, уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока извещаются не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

Регистрация кандидата. В течение 10 дней с момента принятия документов, необходимых для регистрации кандидата на пост Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия принимает одно из следующих решений:

- о регистрации кандидата. В этом случае каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации и сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации передаются в средства массовой информации.

В решении о регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком, делается отметка о том, что кандидат был выдвинут политической партией или избирательным блоком.

- об отказе в регистрации кандидата.

Если было принято решение об отказе в регистрации кандидата, то в течение суток с момента принятия такого решения выдается его копия с изложением оснований отказа кандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата.

Выборы Президента Российской Федерации могут быть отложены для дополнительного выдвижения кандидатов на срок до 60 дней по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов.

Предвыборная агитация и информирование избирателей. Предвыборная агитация- деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.2).

Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов.

Информирование избирателей осуществляют избирательные комиссии.

Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Закон предусмотрел множественность форм предвыборной агитации через СМИ. В частности предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. Здесь следует заметить, что если все вышеуказанные понятия имеют свои вполне точные и конкретные определения, даваемые, как правило, в Инструкциях ЦИК, то затруднения вызывает возможность применения так называемых, «иных не запрещенных законом форм», которые так же указываются законодателем в качестве форм проведения предвыборной агитации в СМИ, но одновременно с этим не расшифровываются. Такая трактовка, даваемая в законодательстве, кажется весьма странной и, самое главное, неконкретной. Вряд ли то, что хорошо для определения границ полномочий частного лица, так же применимо к деятельности государственных и общественных институтов, к определению границ их полномочий, характера общественных отношений при выборах органов власти.

В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, их доверенными лицами, политическими партиями, группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, их доверенными лицами.

В день голосования до момента окончания голосования на территории Российской Федерации запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов Президента Российской Федерации, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").

Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, является разновидностью информирования избирателей.

В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за или против кандидата либо против всех кандидатов;

2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;

4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторного голосования - в агитационный период, указанный в пункте 5 настоящей статьи. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию

Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Голосование является важным этапом при проведении выборов Президента. Голосование начинается в 8 часов и заканчивается в 20 часов по местному времени. Голосование может закончиться до 20 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей на избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях.

После получения членами участковой избирательной комиссии избирательных бюллетеней для выдачи начинается процесс голосования - с получения бюллетеня избирателем, до проставления им отметки или в квадрате рядом с одним из кандидатов или "против всех".

Избиратель может проголосовать только лично, за одного кандидата либо против всех кандидатов, включенных в избирательный бюллетень, один раз и соответственно получить один избирательный бюллетень, за исключением случаев, когда избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку. В этом случае он обращается к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. Испорченный избирательный бюллетень, на котором член избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, незамедлительно погашается.

Досрочное голосование проводится по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не ранее чем за 15 до дня голосования на избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях

Подсчет голосов избирателей на избирательном участке производится в день выборов сразу по истечении времени голосования непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса открыто и гласно.

Ha основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученных из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, и данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе данных, переданных по техническим каналам связи из указанных участковых избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента Российской Федерации.

Избранным считается кандидат, который получил более 1/2 голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. 50 процентов голосов избирателей + один голос.

Выборы признаются несостоявшимися:

- в них участвовало менее половины общего числа избирателей;

- "против" всех зарегистрированных кандидатов проголосовало больше избирателей, чем "за";

- ни один кандидат не набрал половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании;

- если все кандидаты выбыли до повторного голосования с случаях снятия своей кандидатуры, отзыва кандидатов политической партией, избирательным блоком, выдвинувших этих кандидатов, смерти зарегистрированного кандидата, признания кандидата умершим.

Выборы Президента Российской Федерации признаются недействительными в случаях, когда:

- допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

- если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, охватывающих 1/4 часть избирателей;

- по решению суда.

В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента Российской Федерации и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по выборам Президента Российской Федерации по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, которое проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах.

Повторные выборы Президента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в случае, если:

- выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися в результате того, что в них участвовало менее половины общего числа избирателей, "против" всех кандидатов проголосовало больше, чем "за", ни один кандидат не набрал половины голосов избирателей, участвовавших в выборах, или все кандидаты выбыли до повторного голосования;

- выборы Президента Российской Федерации недействительными, когда допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления граждан, итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, охватывающих 1/4 избирателей, по решению суда;

- на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам,

- при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента Российской Федерации, т.е. не получил 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Не позднее чем через три дня после принятия решения о проведении повторных выборов Президента Российской Федерации сообщение об этом публикуется в средствах массовой информации.

Повторные выборы проводятся в том же порядке, что и общие выборы, но с сокращением сроков избирательных действий не более чем на одну треть, за исключением запрещения выдвижения кандидатов, действия (бездействие) которых послужили (послужило) основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.

Таким образом, выборы Президента Российской Федерации представляют определенную совокупность стадий или процедур, сроки и порядок осуществления которых регламентированы законодательством Российской Федерации. Особенностью данных выборов является то, что они проводятся по единому федеральному округу, а также некоторые особенности (требования) к реализации пассивного избирательного права.

43. Президент России: конституционно-правовой статус и роль в системе государственного управления.

Институт президентства был учрежден в Российской Федерации 12 июня 1991 г. Президент выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики. Как глава государства, он представляет Рос­сийскую Федерацию внутри страны и в международных отноше­ниях, является верховным главнокомандующим вооруженными силами государства (ст. 80, 87 Конституции РФ).В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью. Согласно Конституции РФ, Президент избирается гражданами Российской Федерации на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании (ч. 1 ст. -81). Порядок выборов Президента определяется Федеральным законом «О вы­борах президента Российской Федерации».

Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они не должны противоречить Конституции РФ и феде­ральным законам (ч. 2, 3 ст. 90 Конституции РФ).

Организационное обеспече­ние деятельности Президента по исполнению им своих полно­мочий возлагается на его Администрацию. Она действует на ос­нове Положения об Администрации Президента. Персональный состав Администрации формируется Президентом, он же назна­чает руководителя Администрации. Администрация занимается информационной и аналитиче­ской работой, обеспечением взаимодействия Президента с дру­гими органами власти, субъектами РФ, общественностью, осу­ществляет подготовку указов и распоряжений, издаваемых Пре­зидентом, организацию протокольных мероприятий и т.д.

44. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок формирования, правой статус, функции, структура и роль в государственном управлении.

Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента РФ. В него в соответствии с ч.2 ст.95 Конституции РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Согласно Ст.102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; и о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ; заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосо­ванием Председателя Совета Федерации и его заместителей (ч. 1 ст. 101 Конституции РФ). Председатель Совета Федерации организует работу Совета Федерации, ведет заседания, ведает внутренним распорядком палаты, представляет ее в отношениях с другими государственными органами и зару­бежными парламентами. Свою работу Совет Федерации строит на принципе коллек­тивности. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, связанных с охраной государственной тайны, безопас­ности государства, палата вправе проводить закрытые заседания. Решением палаты на ее заседания могут быть приглашены пред­ставители других государственных органов, общественных объ­единений, научных учреждений, экспертизы и специалисты для представления необходимых сведений и заключений по рас­сматриваемым вопросам и законам. На открытых заседаниях Совета Федерации могут присутствовать журналисты.

Полномочия Совета Федерации условно можно разделить на исключительные полномочия и полномочия в сфере законода­тельства.

Исключительные полномочия Совета Федерации определены в ст. 102 Конституции РФ. Другая группа полномочий Совета Федерации - полномочия в сфере законодательства. Конституция закрепляет за Советом Федерации одобрение федеральных законов, принятых Государ­ственной Думой, и принятие совместно с ней федеральных кон­ституционных законов (ст. 105).

45.Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок формирования, правой статус, функции, структура и роль в государственном управлении.

Федеральное Собрание является постоянно действующим ор­ганом. Оно состоит из двух палат: верхней - Совета Федерации и нижней - Государственной Думы. Палаты Федерального Соб­рания заседают раздельно, но могут собираться совместно.

Нижняя палата Федерального собра­ния - Государственная Дума состоитиз 450. Согласно ст. 97 Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Государственной Думы работают на постоянной ос­нове. Они не могут находиться на государственной службе, за­ниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме препода­вательской, научной и иной творческой деятельности. Как и члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы об­ладают неприкосновенностью. Решение о лишении депутата не­прикосновенности принимает по представлению Генерального прокурора сама Дума большинством голосов.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией, законами, а также Регламентом, принимаемым Думой. Для совместной деятельности и выражения единой пози­ции по вопросам, рассматриваемым Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения — фракции и депутатские группы.

Основная работа депутатов по законодательству происходит в комитетах и комиссиях. Комитеты Государственной Думы осу­ществляют подготовку и предварительное рассмотрение законо­проектов, организуют проводимые палатой парламентские сове­щания, а также контроль за реализацией законодательства, дают заключения и предложения по соответствующим разделам про­екта федерального бюджета.

Согласно Конституции РФ к ведению Думы относятся: дача согласия Прези­денту на назначение Председателя Правительства; решение во­проса о доверии Правительству; назначение на должность и ос­вобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее ауди­торов, Уполномоченного по правам человека; объявление амни­стии и выдвижение обвинения против Президента (ст. 103 ч. 1). По вопросам, отнесенным к ее ведению, Государственная Дума издает постановления, которые принимаются большинством го­лосов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией (ст.ст. 23 и 103 Конституции РФ).

Законодательный процесс. Основной задачей Государственной Думы является рассмотрение и принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Федеральное Собрание принимает две категории законов — федеральные законы и федеральные конституционные законы. Они различаются по способу принятия, юридической силе и, следовательно, занимают неодинаковое место в иерархии норма­тивных правовых актов. Федеральные законы принимаются в обычном порядке по вопросам, отнесенным Конституцией к ис­ключительной -компетенции Российской Федерации, а также к совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Они обла­дают верховенством по отношению к законам субъектов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: