double arrow
Лидерство и его содержание

Стиль руководства и его классификация

Стиль управления — представляет собой манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно. Стили могут классифицироваться по разным критериям. Значительное внимание исследованию стилей руководства было уделено в трудах Р. Лайкерта, который в 1961 г. предложил континуум стилей руководств. Его крайними позициями являются руководство, сосредоточенное на работе, и руководство, сосредоточенное на человеке, между ними расположены все другие типы лидерского поведения.

Согласно теории Лайкерта, различают четыре стиля руководства:

1. Эксплуататорско-авторитарный: руководитель имеет четкие характеристики автократа, не доверяет подчиненным, редко привлекает их к принятию решений, а задачи формирует сам. Основной стимул — страх и угроза наказания, вознаграждения случайны, взаимодействие строится на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организация находятся в противоборстве.

2. Патерналистски-авторитарный: руководитель благосклонно позволяет подчиненным принимать ограниченное участие в принятии решений. Вознаграждение действительное, а наказание — потенциальное, и то, и другое используется для мотивации работников. Неформальная организация отчасти противостоит формальной структуре.

3. Консультативный: руководитель принимает стратегические решения и, проявляя доверие, тактические решения делегирует подчиненным. Ограниченное включение работников в процесс принятия решений используется для мотивации. Неформальная организация не совпадает с формальной структурой лишь частично.




4. Демократический стиль руководства характеризуется полным доверием, основан на широком привлечении персонала к управлению организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только в вертикальных направлениях, но и по горизонтали. Формальная и неформальная организации взаимодействуют конструктивно.

Р. Лайкерт назвал модель 1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой управления, а модель 4 — ориентированной на взаимоотношения, в основе которых лежат бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. По мнению Р. Лайкерта, последний подход является самым эффективным.



Лидерство и его содержание

Лидерство в рабочем процессе — это способность определенной личности оказывать влияние как на отдельно взятых участников коллектива, так и на Leadership.jpgкоманду в целом.

Лидер — это человек, которого можно сравнить с зеркалом по отношению к той или иной группе. Это значит, что он отображает все те деловые и психологические черты характера, которые приветствуются и одобряются именно в данной группе.

Влияние лидера сказывается: на умении завладеть вниманием других людей, донести до них свои мысли и видение, в таланте убедить большинство участников команды, что его идеи – интересны и достойны воплощения в жизнь, когда все остальные участники коллектива признают его право принимать решения в ответственных ситуациях, заручится поддержкой людей для достижения целей организации. Считается, что лидером в организации является ее основатель. Это правильное мнение. Но для более успешного развития компании, а также управлением большим коллективом одного лидера явно недостаточно. Поэтому для грамотного управленца важно знать – кто еще в коллективе, кроме него, имеет авторитет у подчиненных? Для эффективного управления персоналом верным решением будет превратить неформального лидера в официального. То есть, назначить его начальником отделения, управления, цеха или любой другой малой группы. Продвигать по карьерной лестнице людей, которые собственными силами, талантами и харизмой научились оказывать влияние на людей – это самый верный управленческий ход.

Стили лидерства

Стиль лидерства — это определенная система приемов, типичная для лидера, которыми он воздействует на членов группы.

Выделяют следующие стили лидеров:

1) Лидер-организатор.

Такой лидер все недостатки, потребности, огрехи и слабые стороны компании и коллектива воспринимает как свои собственные, поэтому действует активно, стараясь улучшить или исправить положение вещей. Этот лидер уверен, что неразрешимых проблем не существует. Поэтому люди готовы его слушать, «заражаясь» его активной жизненной позицией. Лидер-организатор действует исключительно методами убеждений и поощрений, а если ему приходится критиковать, то он это делает корректно, осознавая, что он здесь пока «не самый главный».

2) Лидер-творец.

Отличается своим умением видеть что-то новое в обыденном, позитивное в критичном, готов браться за решение проблем, которые на первый взгляд неразрешимы и даже опасны. Не навязывает своего мнения, а только приглашает к обсуждению, в ходе которого люди склоняются именно к видению лидера, считая его своим собственным.

3) Лидер-борец.

Отличается волевым характером, уверенностью в своих силах, и готовностью бороться с любыми возникающими сложностями. Но порой такому лидеру не хватает времени, чтобы обдумать свои действия, и он не склонен к уступкам.

4) Лидер-дипломат.

Когда такой типаж людей пользуется своими способностями во вред, то их называют интриганами. Он всегда превосходно ориентируется в ситуации и в курсе всех ее скрытых деталей. Такой лидер точно знает, как и на кого лучше повлиять, так как всегда в курсе разных «скрытых течений» (сплетен, пересудов, секретов). Предпочитает не афишировать свои планы. Часто за таким стилем лидерства скрывается неумение руководить более достойными методами.

Оптимальный стиль лидерства

Но все же, самым идеальным лидером является типаж, который сочетает в себе эмоциональные, деловые и информационные компоненты. «Эмоциональные» черты лидера — это составляющая, благодаря которой каждый человек в команде может обратиться к лидеру за сочувствием, поддержкой, узнать его мнение. «Деловые» черты лидера делают его «руками» группы, ведь он может организовать дело, направить его в нужном направлении, наладить полезные деловые взаимосвязи.

«Информационные» черты лидера делают его "мозгом" группы. Люди привыкли обращаться с вопросами именно к нему, ведь он почти все знает, может объяснить и подсказать. Лидер, сочетающий все три компонента, считается самым лучшим






Сейчас читают про: