Тема 14. Теории коммуникативных способностей и трансформационного лидерства
Активная экспрессивность
Качества внимательного слушателя
Обратная связь
Открытость коммуникации
Означает осуществление широкой, доверительной коммуникации при отсутствии особо определенного объема коммуникации для секторов или эшелонов (вертикальных или горизонтальных ограничений), а также общий доступ к информации.
Личная проверка того, достигнуты ли цели коммуникации, а также доведение до собеседника в активной форме требующих улучшения моментов.
Качества внимательного слушателя, позволяющие путем внимательного выслушивания собеседника понять не только то, что он сказал, но и то, что он не смог сказать или пропустил.
Выбор средств, соответствующих цели коммуникации, изложение передаваемого содержания в простой и легкой для понимания форме, а также применение соответствующего языка жестов вплоть до учета влияния одеждь на эффект коммуникации.
|
|
Результаты анализа процессов и типов коммуникации, а также соответствующих моделей с целью нахождения связи между лидерством и коммуникацией можно сформулировать следующим образом.
1. В современном обществе информатизации существует необходимость в осуществляющейся по различным каналам коммуникации в целях совместного пользования и передачи информации, являющейся источником социально-экономического развития, что не только преследует цели собственно коммуникации, но и играет важную роль в обеспечении эффективности лидерства и менеджмента.
2. Поскольку межличностная коммуникация осуществляется в обоих направлениях при личном контакте, она обладает большими возможностями влияния на изменение индивидуального поведения работника, чем прочие виды организационной коммуникации. Поэтому развитие способностей в данной области является желательным в интересах обеспечения трансформационного лидерства.
3. Хотя коммуникация направлена на достижение эффективного результата, внимание к результату при игнорировании процесса в долгосрочном плане наносит ущерб и самому результату, поэтому здесь желательны подходы с позиции отношений, которые придают значение как результату, так и процессу.
4. Существует группа способностей, называемая способностями коммуникации при лидерстве, первостепенное развитие которых способствует становлению руководителя в качестве эффективно действующего лидера.
В приведенном анализе литературы реалии лидерства и коммуникации рассматривались как независимые друг от друга, при этом фрагментарно отмечалось, что коммуникативные способности необходимы в качестве средства обеспечения лидерства. В связи с этим необходимо осуществить синтез теорий лидерства с теориями способностей межличностной коммуникации, что создаст основу для изучения корреляции между этими двумя понятиями.
|
|
В большинстве исследований, которые к настоящему времени выдвигали теории лидерства, представляя его в понятийной форме, лидерство в основном рассматривалось с точки зрения его результатов и качеств. Иными словами, источник лидерства искали в характере, влиянии, силе убеждения лидера, в адаптации со стороны подчиненных и т.п. Напротив, понимание лидерства как единого процесса, а межличностной коммуникации - как одного из элементов обеспечения лидерства возникло совсем недавно. Исследования по лидерству, которые с начала XX в. осуществлялись на основе теории качеств, стали изменяться в направлении процессуальное™, начиная с исследований Басса и Аволио (Bass & Avolio, 1994), рассматривавших лидерство как результат взаимодействия, а последние исследования пришли к признанию роли подчиненных в осуществлении лидерства. Уитерспун (Witherspoon, 1997) утверждал: «Лидерство представляет собой ряд действий, возникающих в процессе активной руководящей деятельности, и данный процесс зависит от того, насколько понимается и насколько хорошо осуществляется коммуникация». Немногим ранее Басе (Bass, 1990) определил лидерство как «возникающее в результате взаимодействия».
В недавно возникшей теории трансформационного лидерства взаимодействию между лидером и подчиненными придается значение важного источника лидерства, чем признается роль коммуникации в процессе
обеспечения лидерства. Учитывая то обстоятельство, что здесь способности межличностной коммуникации рассматриваются как важное средство, которое может быть использовано в целях достижения лидером и подчиненными высоких результатов, а акцент делается на взаимодействии между лидером и подчиненными, теория трансформационного лидерства является единственной теорией, полностью признающей роль коммуникативных способностей в процессе лидерства. Однако и теория трансформационного лидерства лишь намекает на то, что коммуникация является средством, используемым для достижения установленных лидером целей, но не понимает ее как непременное условие и средство обеспечения лидерства.
В целях выявления взаимосвязей между трансформационным лидерством и способностями межличностной коммуникации целесообразно прежде всего проанализировать взаимосвязи между Шкалой оценки трансформационного лидерства из 10 пунктов Басса и Аволио и способностями межличностного общения по Рубину и Мартину, а также осуществить обобщение, сопоставление и выявление взаимосвязей между отмеченными Юклем (Yukl, 1994) особенностями трансформационного лидерства и разработанной Рубином и Мартином (Rubin & Martin, 1994) Шкалой оценки способностей межличностной коммуникации. Затем в ходе сопоставления результатов исследований по трансформационному лидерству Бенниса и Нануса (Bennis & Nanus, 1985), а также Тиши и Де Ванна (Tichy & De Vanna, 1986, 1990) с компонентами межличностной коммуникации можно будет выявить взаимоотношения между трансформационным лидерством и способностями межличностной коммуникации.
Результаты проведенного по каждому из компонентов сравнительного анализа и обобщения взаимосвязей между Шкалой оценки трансформационного лидерства из 10 пунктов Басса и Аволио и способностями межличностной коммуникации по Рубину и Мартину представлены в табл. 3.7. ак видно из данной таблицы, такие составляющие трансформационного лидерства, как идеализированное влияние-качества, идеализированное влияние-поведение, вдохновляющая мотивация, интеллектуальное стимулирование и индивидуальная забота, а также такая составляющая лидерства как обмена, как обусловленное вознаграждение, имеют положительную корреляцию с межличностным общением, тогда как такая составляющая лидерства как обмена, как пассивное управление в порядке исключения, а также лидерство как невмешательство имеют отрицательную корреляцию с ними.
|
|
Проанализированные выше корреляции основываются на качественных суждениях и нуждаются в количественно-аналитическом изучении, однако из них видно, что контроль над средой, управление взаимодействием и прочие элементы, непосредственно требующиеся при оказании влияния на партнера, имеют высокую степень корреляции.
Таблица 3.7
Шкала оценки трансформационного лидерства Басса и Аволио и ее связь со
способностями коммуникации по Рубину и Мартину
П-А | П-В | IM | IS | 1С | CR | МЕА | МЕР | LFL | |
Внимательность и заинтересованность | -0 | -0 ' | |||||||
Самоутверждение | |||||||||
Эмоциональная проницательность | -0 | -0 | |||||||
кГпнтпппх. нал средой | о | о | о | о | о | о | -0 | ||
Эмоциональная выразительность | -0 | ||||||||
Непосредственност ь | -0 | ||||||||
Управление взаимодействием | -0 | ||||||||
Самораскрытие | |||||||||
Легкость в общении | |||||||||
Оказание поддержки | -0 |
* Знак "-0" означает обратную корреляцию.
Примечание:
ПА: идеализированное влияние -качества (Idealized Influence-Attributed) ПВ: идеализированное влияние-поведение (Idealized Influence-Behavior) IM: вдохновляющая мотивация (Inspirational Motivation) IS: интеллектуальное стимулирование (Intellectual Stimulation) 1С: индивидуальная забота (Individual Consideration) CR: обусловленное вознаграждение (Contingent Reward) МЕА: управление в порядке исключения - активное (Management by Exception - Active)
|
|
МЕР: управление в порядке исключения - пассивное (Management by Exception - Passive)
LFL: лидерство как невмешательство (Laissez-Faire Leadership) В табл.3.8 в горизонтальной строке приведены особенности поведения, которыми, согласно Юклю (Yukl, 1994), следует обладать, чтобы стать лидером трансформационного типа, а в вертикальной - составляющие Шкалы оценки способностей межличностной коммуникации Рубина и Мартина (Rubin & Martin, 1994). В табл. 3.8 наличие выявленной качественным анализом корреляции между категориями двух строчек обозначается значком "0".