Самобытность русской философии. Ее характерные черты и особенности. Основные течения русской философии XIX века

Русская философия имеет выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Одной из главных целей русской философии является не описание исторических факторов и событий, а изучение их внутреннего смысла.

Для понимания русской философии важно так же знать и центральную идею русской философии. Идея заключается в поиске и обосновании особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. Русская философия интересна, благодаря своеобразию исторического развития.

И для того, чтобы понять особенности русской философии рубежа XIX-XX вв., нужно заглянуть в историю развития философской мысли в России.

Начальный период становления русской философии - X-XI века. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом крещения

Руси в 988 году Русская философия впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли в христианизированном виде.

Философия с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в IX веке Кириллом и Мефодием. Именно монастыри были концентрацией духовной жизни Древней Руси. Это отразилось на характере философских учений, которые основывались на христианских мыслях. Первым древнерусским философом был киевский митрополит Илларион, живший в XI веке. Он создал ''Слово о законе и благодати''.

В работе Иллариона содержались глубокие размышления о судьбе России и большом значении и предназначении русского народа и русского государства в мире.

Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации.

Особая же идея формирования России возникла в XVI веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В период с XVI по XVIII вв. были замечены оригинальные поиски русской философской мысли. И проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития Европейской культуры. Более же важные изменения в идеях России разрабатывались в периоде отечественной философии XIX начала XX вв. Основоположниками данного периода являются П.Л. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, В.С. Бердяев.[4, c. 176-178]

В 40-60-х гг. XIX в. наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление имели две тенденции. Первую представляли славянофилы, вторую - западники. В связи с этим существовали два направления русской философской мысли, славянофильство и западничество. В оформлении идей того и другого направления немалую роль сыграл Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).Свои взгляды он изложил в знаменитых ''Философских письмах''. Чаадаев превозносил Католический Запад, ставил его в пример России, а с другой стороны, говорил, что Россия в отличие от Запада имеет особую ''Вселенскую миссию''. Таким образом,с одной стороны прославляя Запад, он является предтечей западничества в России, с другой - оправдание исключительности России, ее особого предназначения послужило утверждению славянофильства.Конечно Чаадаев осознавал двойственность своей позиции и говорил по этому поводу, что русский народ только отыскивает принадлежащую им идею. Правота автора по вопросу о неопределенности характера национальной идеи обнаруживается сразу же, как только обратится к представителям русской общественной мысли, идущим вслед за Чаадаевым. Оба направления противоположным образом объясняют смысл и значение Русской идеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: