double arrow

Л. Фейербах// Практикум по философии: В 2-хч. Ч.1. –Мн.,2004. С.278-280

1) Как Л. Фейербах понимает человека:

Человек никогда не может освободиться от своей под­линной сущности. Он может представить себе при по­мощи фантазии существо другого, высшего рода, но не может абстраги­ровать себя от своего рода, от своей сущности; определения сущности, которыми он наделяет этих других индивидов, почерпаются им из своей собственной сущности, и в его определениях отражается и объективизи­руется он сам. Внутренняя жизнь человека тесно связана с его родом, с его сущнос­тью. Человек мыслит, то есть беседует, говорите самим собой. Животное не может отправлять функции рода без другого индивида, а человек от­правляет функции мышления и слова — ибо мышление и слово суть на­стоящие функции рода — без помощи другого. Человек одновременно и «Я» и «ты»; он может стать на место другого именно потому, что объек­том его сознания служит не только его индивидуальность, но и его сущность.

2) За что Л. Фейербах критикует идеализм и религию:

Отдельный человек, как нечто обособленное, не заклю­чает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между Я и Ты.

Уединенность есть конечность и ограниченность, общение есть сво­бода и бесконечность. Человек для себя является человеком в обычном смысле; человек в общении с человеком, единство Я и Ты есть бог. Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность че­ловека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо. Бог есть дух, это значит по свидетельству ис­тины: дух есть бог. Каков субъект, таков и объект, какова мысль, таков и познаваемый объект. Бог — как абстрактное, отвлеченное, нечувствен­ное существо — есть объект не чувств или чувственного воображения, а разума; следовательно, он есть сущность разума, только разум, объекти­вирующий себя как божественное существо. Мое учение может быть выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшеству­ющее человеку, являющееся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог — мистическое, неопределенное, многозначащее слово, а приро­да. Я понимаю под природой совокупность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя как нечеловеческое.

3) Как взаимосвязаны философия и естествознание:

Природа есть свет, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, живот­ное, растение, человек, поскольку он является существом, непроизволь­но и бессознательно действующим. Философия должна вновь связаться с естествознанием, а естествознание — с философией. Эта взаимная потреб­ность, эта связь, коренящаяся во внутренней необходимости, будет про­должительнее, счастливее и плодотворнее по сравнению с мезальянсом между философией и теологией, существовавшим до сих пор. Во дворце мыслят иначе, чем в хижине. Короче, дело обстоит по-прежнему так: где нет простора для про­явления способностей, там нет и способностей.

Вопрос 3: Роль немецкой классической философии в формировании в культурно-исторической парадигмы социального знания и концепций глобальной эволюции в естествознании. Противоречия немецкой классической философии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: