Патохарактерологические реакции

Патохарактерологические или патологические, реакции — это кратковременные состояния дезадаптивного поведения, продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Имеют психогенное происхождение, возникают в ситуациях грубого ущемления интересов ребенка, оскорбления, обмана. Причинами патологических протестных реакций в школьном возрасте являются: а) конфликтные ситуации в семье (неправильное воспитание, ссоры между родителями, деспотизм одного из родителей, алкоголизм одного или обоих родителей, противопоставление детей в семье и т. д.); б) психотравмирующая ситуация в школе (конфликтные отношения с педагогом или учащимися, несоответствие между требованиями к ученику и его возможностями). Патологические реакции проявляются в ситуациях, когда действия окружающих являются для ребенка фрустрирующими или воспринимаются таковыми.

По мнению В.В. Ковалева и А.Е. Личко, критериями патологических реакций ребенка и подростка являются: а) выход отклоняющегося поведения за пределы ситуации, в которой оно возникло, и утрата психологически понятных связей; б) постепенное присоединение симптомов невротического уровня (колебания настроения, раздражительность, эмоциональная возбудимость, соматовегетативные расстройства) и нарушение социальной адаптации; в) склонность к стереотипизации, когда реакция повторяется по разным поводам в одной и той же клишированной форме.

Виды патохарактерологических реакций:

1. Реакция оппозиции — активная протестная реакция, направленная против лиц или обстоятельств, в которых ущемлялась личность ребенка (переживание обиды, ущемленное самолюбие, недовольство отношением близких людей, утрата внимания). Активный протест может проявляться в истериформном поведении (раннее детство), в аффективных взрывах с драчливостью (школьный возраст), в делании мелких пакостей, грубости, непослушании, агрессивности. Для патологической реакции оппозиции обязательно наличие агрессивного поведения, нередко с оттенком жестокости, с выраженным вегетативным компонентом (покраснение лица, потливость, тахикардия), длительность аффективного состояния ребенка, склонность к повторению и фиксации нарушенного поведения, приобретающего привычный характер. У некоторых детей при большой силе аффективного разряда реакции оппозиции могут сопровождаться двигательным возбуждением и сужением сознания. Могут также выражаться в совершении жестоких поступков, в причинении вреда определенным лицам посредством краж, лжи, наговоров, мучительства животных, принадлежащих этим лицам.

2. Реакция нигилизма (отказа) — пассивная протестная реакция, заключающаяся в уходе от любых форм контакта и отказе от принятия самых желанных и любимых ребенком вещей и способов времяпрепровождения (отказ от любой деятельности, пищи, от речевых форм общения с определенными лицами, пассивность). Реакции отказа чаще всего проявляются в побегах, суицидальных попытках, уходе в мир фантазий, в уходе из школы, мутизме. Проявления пассивного протеста всегда включают изменение отношения ребенка к окружающим — недовольство, обиду, замаскированную враждебность, утрату прежнего эмоционального контакта.

3. Реакция имитации — протестная реакция, характерная для детей 10—12 лет. Это подражание в поведении какому-либо значимому для подростка лицу, подражание поведению антисоциальных элементов, курение, употребление алкоголя, бродяжничество, подражание кумирам молодежной моды и т. п.

4. Реакция контримитации — поведение строится по принципу противоположного от некоего образа (сын проститутки проявляет повышенный аскетизм и утрированные моральные требования к себе и другим).

5. Реакция компенсации — слабость и неудачливость в значимой области ребенок (подросток) стремится восполнить успехами в другой. Неудачи в учебе компенсируются озорством; изоляция в детском коллективе, унижение — агрессивным поведением.

6. Реакция гиперкомпенсации — настойчивые попытки добиться успеха именно в области, где ребенок ощущает свою несостоятельность. Робость, боязливость компенсируется безрассудной смелостью, нерешительность — скоропалительными решениями.

Патологически реакции легко подвергаются обратному развитию при благоприятном для ребенка развитии ситуации, но при многократном повторении могут закрепляться, приводя к деформации личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: