История становления факторинга

Термин факторинг происходит от латинского «facere» - действовать, совершать, хотя современный гражданский оборот заимствовал данный термин из английского языка (англ. - «factoring»), что связано с широким использованием факторинга в практике международной торговли американскими корпорациями.

Субъекты, именуемые «факторами», известны были еще в XVI веке, а сам термин «фактор» использовался в английской колониальной торговле как синоним слова «агент» и «комиссионер».

В XVIII веке в процессе колонизации Восточной Индии англичане использовали в сфере торговли факторов, обязанностью которых было не только посредничество в продаже товаров, но и получение авансов в счет будущих поставок товаров из Англии.

В Англии начало операциям факторинга положил созданный еще в XVII веке Дом факторов (House of Factors). В то время крупные европейские торговые дома имели свои представительства в колониях - фактории, которые возглавляли факторы (торговые посредники по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках). Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.

Однако бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается лишь во второй половине XIX века в Северной Америке. При этом первоначально американские факторы всего лишь принимали для реализации у производителей товар, т.е. имела место сделка, аналогичная договору комиссии в континентальной системе права. Особенно часто деятельность факторов использовалась в сфере торговли текстилем. С течением времени в связи с введением высоких таможенных пошлин на текстиль в Европе производители начали создавать собственные системы реализации. В результате этого американские факторы вынуждены были изменить формы своей деятельности. Если ранее они являлись посредниками при продаже товаров (agent factoring), то теперь преобразовались в лиц, финансирующих производителей товаров (credit factoring). Факторы разработали также свое ноу-хау о способе финансирования клиентов, которое включало в себя дисконт и исполнение получаемых от клиентов денежных требований, а также принятие на себя финансовых рисков. В свою сферу деятельности они также включали ведение бухгалтерии производителей, внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрагентов и предоставление кредитов для закупки сырья и финансирования производства. Таким образом, американские факторы начали осуществлять деятельность, типичную для банковских организаций. Данная схема настолько прижилась в США, и в настоящее время 90 % производителей текстиля используют схему факторинга.

История становления факторинга в Европе относится к 50-60 гг. ХХ столетия. Уже к середине 60-х годов были созданы три крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG (International Factors Group), FCI (Factors Chain International) и HIG (Heller International Group). Именно в этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами. «С одной стороны, постепенно по ряду товарных групп стал формироваться устойчивый «рынок покупателя», при котором покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа. С другой стороны, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками».[1]

Таким образом, покупатели предпочитали чрезмерно пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке, что связанно с множеством формальностей, носит ограниченный характер (т.е. каждый раз при возникновении потребности в дополнительных заемных средствах нужно обращаться за новым кредитом) и не всегда возможно.

При этом поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто были финансово не способны предоставить рассрочку платежа. Факторинг явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков потребность в оборотных средствах. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара в размере до 85-90% от суммы поставки позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков.

Следовательно, «факторинг явился средством, способствующим росту новых фирм, упрочению связей между поставщиками и покупателями, насыщению товарных рынков конкурентоспособной продукцией, что позволяет по праву называть его «смазочным материалом торговых колес».[2]

В последнее время в силу своей экономической значимости его развитие идет по геометрической прогрессии, особенно в странах, где экономика находится на стадии развития и большой сектор экономки составляет деятельность по перепродаже товаров и услуг.

В России факторинговая деятельность зародилась еще в 1988 году. Факторинг был внедрен в качестве эксперимента «Промстройбанком» и «Жилсоцбанком» СССР. Однако, как отмечает А. Г. Ивасенко, «слабая подготовка работников, отсутствие соответствующей справочной и научной литературы, отсутствие практического опыта факторингового обслуживания, а также необходимость выполнения плана реализации, плана прибыли от реализации обусловили подмену факторинга банковской гарантией, привели к неправильному пониманию его сущности».[3]

Попытки внедрить факторинг на российской почве привели к появлению письма Госбанка СССР от 12 декабря 1989 года №252 «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги». [4] Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.

На современном этапе на российском рынке факторинговых услуг существует не один десяток организаций – банков и факторинговых компаний, предоставляющие услуги факторинга в России, объединённые в Ассоциация факторинговых компаний (АФК). Таким образом, российский рынок факторинговых услуг развивается, хотя в последнее время темп его роста несколько замедлился в связи с нерешенными проблемами в области аконодательства, приводящие к разногласиям в решении различных вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: