double arrow

Обмундирование и снаряжение


В связи с тем, что ДШВ входили организационно в состав Сухопутных Войск, первоначально их обмундирование, снаряжение и нормы довольствия почти полностью соответствовало таковым в мотострелковых войсках. Командование не захотело обращать внимание на несоответствие ряда элементов общевойсковой формы и снаряжения десантной специфике, не учло оно и морального фактора. В общем, до сер. 1983, весь л/с ДШВ ходил в обычной форме мотострелков - правда, за совсем уж явным несоответствием стандартные вещмешки-сидоры заменили на десантные рюкзаки РД-54. Однако, при этом, случались и "неуставные" отходы от этого правила. Так, можно было видеть ВДВешные "птички" на красных петлицах, а увольнявшиеся с действительной службы старались раздобыть "нормальную" десантную форму – с тельняшкой и беретом - и в уже в таком виде ехать "на дембель". Для совершения парашютных прыжков выдавались т.н. "прыжковые" комбинезоны ВДВ.

Летом 1983, буквально перед кончиной генсека КПСС Л.И. Брежнева, было решено нормализовать ситуацию и перевести ДШВ на нормы снабжения и форму ВДВ, что и было сделано к весне следующего года почти повсеместно. И солдаты и офицеры охотно надели голубые береты и тельняшки быстро избавляясь от опостылевшего и презираемого "красного цвета".

Для боевой обстановки можно обрисовать стандартный вид советского бойца-десантника так. Нижнее бельё в т.ч. и тельняшка (майка, с длинным рукавом и тельняшка двойной вязки, т.е. утеплённая); т.н. "прыжковый" комбинезон зеленовато-оливкового цвета; обтягивающий голову матерчатый шлем (зимой – утеплённый с подкладкой), сапоги с боковой шнуровкой (или, реже, с ремнями); наконец – камуфлированный КЗС (костюм защитный сетчатый) или специальный маскировочный костюм. Зимой, носился утеплённый костюм состоящий из короткой куртки и шаровар; всё цвета хаки. Снаряжение (амуниция) – в зависимости от специальности. Обязательно для всех – рюкзак десантника РД-54. Кроме него могли быть: дополнительные общевойсковые подсумки для магазинов АК, подсумок для магазинов снайперской винтовки СВД, портпледы для переноски выстрелов к РПГ и др. Для парашютных прыжков использовались специальные чехлы под стрелковое оружие и грузовой контейнер ГК-30.

Также, в сер. 80-х гг., для снабжения ДШВ, был разработан транспортно-разгрузочный жилет БВД конструктивно напоминающий ГеДеэРовский десантный жилет. Однако - он так и не поступил в войска в массовом порядке.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ВООРУЖЕНИЕ

Говоря об организационно-штатной структуре (ОШС) и комплектации вооружением и техникой (ВВТ) подразделений и частей ДШВ следует сразу сделать следующие оговорки. Во-первых, на ДШВ распространяются те же правила и особенности которые были свойственны для всей СА, а именно – некоторые различия в ОШС и комплектации ВВТ от части к части. Во-вторых, изменения по времени – ОШС и комплектация ВВТ постепенно менялась. Это касалось как низовых подразделений так и общей структуры частей. В-третьих, автору пока не удалось со 100% точностью установить ОШС в соответствии временным периодам и местным особенностям; что связано с пресловутым режимом секретности действовавшим в ВС СССР. Всё это, делает проблему восстановления исторической ОШС ДШВ достаточно проблематичной и требующей отдельного серьёзного исследования. Ниже, я привожу только принципиальную структуру ОДШБР и ОДШБ.

-----

К сожалению, подробно, первоначальная организация воздушно-штурмовых бригад мне не известна. Поэтому, придётся ограничиться только общей структурой. Структурно бригада состояли из: авиагруппы в составе двух вертолётных полков - боевого (бвп) и транспортно-боевого (тбвп), всего 80 Ми-8Т, 20 Ми-6А и 20 Ми-24А; трёх парашютно-десантных (пдб стандартной для ВДВ ОШС) и одного воздушно-штурмового (вшб имел оригинальную ОШС усиленную по сравнению с пдб) батальона. Бригады имели также артиллерийские, противотанковые, зенитные и специальные подразделения. Считается, что бригады имели довольно мощный состав, в общем-то не характерный для советских десантируемых частей того периода. Бригада имела статус тактического объединения – т.е. была равной дивизии.

Оргструктура 11-й, 13-й и 21-йодшбр на 1970-е гг.:

· управление бригады

· три (1-й, 2-й, 3-й) отдельных десантно-штурмовых (пеших) батальона:

o три десантно-штурмовых роты (СПГ-9Д, АГС-17, ПК, РПГ-7Д, РПКС, АКМС)

o противотанковая батарея (СПГ-9МД)

o миномётная батарея (82-мм М)

o взводы: разведывательный, зенитно-ракетный (ПЗРК Стрела-2М), связи, обеспечения, медпункт.

· авиагруппа(до 1977 года, с это года – только вертолётный полк), в составе:

o боевой вертолётный полк (Ми-24, Ми-8)

o транспортно-боевой вертолётный полк (Ми-8 и Ми-6)

o отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения (две роты связи и РТ обеспечения, две ТЭЧ, рота охраны)

· гаубичная артиллерийская батарея (122-мм Г Д-30)

· миномётная батарея (120-мм М ПМ-38)

· горно-пушечная батарея (76-мм ГП 2А2 обр. 1958 г.)

· противотанковая батарея (12 ПТРК "Малютка", позже – "Фагот")

· реактивная батарея (140-мм РСЗО РПУ-16) – вскоре расформирована

· зенитная батарея (23-мм ЗУ-23, ПЗРК Стрела-2М)

· разведывательная рота

· рота связи

· инженерно-сапёрная рота

· рота десантного обеспечения

· бригадный медицинский пункт

· ремонтная рота

· транспортно-хозяйственная рота

· взвод радиохимической разведки

· взвод управления начальника артиллерии

· комендантский взвод

· оркестр.

Примечания:

1. Батальоны, авиагруппа и вертолётные полки имели свои собственные номера:

o в 11 одшбр: 617, 618 и 619 отд. десантно-штурмовые батальоны; 211 авиагруппа в составе 307 и 329 вертолётных полков (до 1977, с этого года – только 329 вертол. полк).

o в 13 одшбр: …, … и … отд. десантно-штурмовые батальоны, … авиагруппа в составе 825 и … вертолётных полков (до 1977).

o в 21 одшбр: 802, 803 и 804 отд. десантно-штурмовые батальоны, 1171 авиагруппа в составе 292 и 325 вертолётных полков (до 1977, с этого года – только 325 вертол. полк).

2. Кроме указанных в бригаде также имелись следующие подразделения: рота молодых солдат (РМС), клуб, особый отдел КГБ со взводом охраны, хозяйственные структуры.

Оргструктура 23-й, 35-й гв., 36-й, 37-й, 38-й гв., 39-й, 40-й, 57-й, 58-й и 128-й одшбр на 1979-88г.:

· управление бригады

· три (1-й, 2-й, 3-й) парашютно-десантных (пеших) батальона:

o три парашютно-десантных роты (ПТРК "Метис", 82-мм М, АГС-17, РПГ-16, ПК, АКС-74, РПКС-74)

o противотанковая батарея (ПТРК Фагот, СПГ-9МД)

o миномётная батарея (120-мм М)

o взводы: зенитно-ракетный (Стрела-2М/-3), связи, обеспечения, медпункт.

· один (4-й) десантно-штурмовой (на бронетехнике) батальон:

o три десантно-штурмовых роты (БМД-1/-1П, БТРД, 82-мм М, РПГ-16, ПК, АКС-74, РПКС-74)

o с 1981 - добавляется миномётная батарея (120-мм М ПМ-38), а с нач. 1983 г. она заменяется на самоходную артбатарею (120-мм САО 2С9 Нона)*

o взводы: гранатомётный (АГС-17), зенитно-ракетный (Стрела-2М/-3), связи, обеспечения, медпункт.

· гаубичный артиллерийский дивизион:

o три гаубичных батареи (122-мм Г Д-30)

o взводы: управления, обеспечения.

· реактивная батарея (122-мм РСЗО БМ-21В Град-В)

· миномётная батарея (120-мм М)

· зенитно-ракетный дивизион (в некоторых бригадах с 1982)**:

o две зенитно-ракетных батареи (СЗРК Стрела-10М)

o зенитно-ракетная батарея (ПЗРК Стрела-3)

o взводы: управления, обеспечения.

· зенитная ракетно-артиллерийская батарея (ЗУ-23, Стрела-3) – до 1982г.

· противотанковая батарея (БТР-РД, Фагот)

· разведывательная рота (БМД-1, БТРД, СБР-3)

· рота связи

· инженерно-сапёрная рота

· рота десантного обеспечения

· автомобильная рота

· медицинская рота

· ремонтная рота

· транспортно-хозяйственная рота (с 1986 - рота материального обеспечения)

· взвод радиохимической разведки, а с 1984, в части бригад – рота радиохимикобиологической защиты

· взвод управления начальника артиллерии

· комендантский взвод

· оркестр.

Примечания:

1. * Первоначально (1979-81), в дшб минбатр не было.

2. ** Зенитный дивизион был в большинстве одшбр с 1983 г. Некоторое время в 35-й гв.одшбр были также и ЗСУ-23-4 "Шилка".

Общая численность бригады развёрнутой по штатам военного времени достигала 2,8-3,0 тыс. чел.

Некоторые бригады имели структуру отличную от представленной выше. Так, оргструктура 83-й бригады отличалась наличием только двух парашютно-десантных (1-й и 2-й) и одного десантно-штурмового (3-й) батальонов. А оргструктура 56-й гв. бригады воевавшей в 1980-89 гг. в Афганистане, отличалась наличием трёх десантно-штурмовых (1-й, 2-й, 3-й) и одного парашютно-десантного (4-го) батальонов. Бригада имела нестандартную организацию к тому же меняющуюся со временем.

Оргструктура 11-й, 13-й и 21-йодшбр на 1979-88гг.:

· управление бригады

· три (1-й, 2-й, 3-й) отдельных десантно-штурмовых (пеших) батальона:

o три десантно-штурмовых роты (82-мм М, ПТРК Фагот, АГС-17, ПК, РПГ-7Д, РПКС-74, АКС-74)

o противотанковая батарея (ПТРК Фагот, СПГ-9МД)

o миномётная батарея (82-мм М)

o взводы: разведывательный, зенитно-ракетный (ПЗРК Стрела-3), связи, обеспечения, медпункт.

· транспортно-боевой вертолётный полк (Ми-8 и Ми-6) – до 1988г.

· гаубичная артиллерийская батарея (122-мм Г Д-30)

· миномётная батарея (120-мм М)

· горно-пушечная батарея (76-мм ГП 2А2 обр. 1958 г.)

· противотанковая батарея (ПТРК "Фагот")

· зенитная батарея (23-мм ЗУ-23, ПЗРК Стрела-2М)

· разведывательная рота

· рота связи

· инженерно-сапёрная рота

· рота десантного обеспечения

· бригадный медицинский пункт

· ремонтная рота

· транспортно-хозяйственная рота

· взвод радиохимической разведки

· взвод управления начальника артиллерии

· комендантский взвод

· оркестр.

Примечания:

1. * Батальоны и вертолётные полки имели свои собственные номера:

o в 11 одшбр: 617, 618 и 619 отд. десантно-штурмовые батальоны; 329 вертолётный полк (в нач. 1988 выведен из состава бригады).

o в 13 одшбр: …, … и … отд. десантно-штурмовые батальоны, … вертолётный полк (в нач. 1988 выведен из состава бригады).

o в 21 одшбр: 802, 803 и 804 отд. десантно-штурмовые батальоны, 325 вертолётный полк (в нач. 1988 выведен из состава бригады).

2. Некоторое время зрв в батальонах не было – зро находились в составе дшр.

3. 802-й (1-й) одшб 21 одшбр имел отличную от стандартной организацию.

Оргструктура одшп отличались от бригад наличием только двух батальонов: 1-го парашютно-десантного (пешего) и 2-го десантно-штурмового (на БМД), а также несколько уменьшенным составом подразделений полкового комплекта. Общая численность полка развёрнутого по штатам военного времени достигала 1,5-1,6 тыс. чел.

Оргструктура одшб на Европейском ТВД и Дальневосточном ТВД была в целом аналогична ОШС пдб бригад, но также имела в своём составе четвёртую роту – десантно-штурмовую (на БМД) и раведвзвод (либо с БМД, либо на УАЗ-469), а в миномётной батарее количество стволов увеличилось до 8 ед. Общая численность батальона развёрнутого по штатам военного времени достигала 650-670 чел.

Зимой-весной 1988 начались оргштатные преобразования завершившиеся к лету 1990, т.е. к тому моменту, когда бригады были переименованы в воздушно-десантные и переподчинены командованию ВДВ СССР. Бригаду существенно облегчили, убрав оттуда всю бронетехнику изъяв из её состава десантно-штурмовой батальон на БМД/БТРД.

Оргструктура 11-й, 13-й, 21-й, 23-й, 35-й гв., 36-й, 37-й, 38-й гв, 40-й, 56-й гв., 83-й овдбр на 1990-91 гг.:

· управление бригады

· три (1-й, 2-й, 3-й) парашютно-десантных (пеших) батальона:

o три парашютно-десантных роты (ПТРК "Метис", 82-мм М, АГС-17, РПГ-7Д, ГП-25, ПК, АКС-74, РПКС-74)

o противотанковая батарея (ПТРК Фагот, СПГ-9МД)

o миномётная батарея (82-мм М)

o взводы: зенитно-ракетный (Стрела-3/Игла), связи, обеспечения, медпункт.

· гаубичный артиллерийский дивизион:

o три гаубичных батареи (122-мм Г Д-30)

o взводы: управления, обеспечения.

· миномётная батарея (120-мм М)

· зенитная ракетно-артиллерийская батарея (ЗУ-23, Стрела-3/Игла)

· противотанковая батарея (ПТРК "Фагот")

· зенитная батарея (23-мм ЗУ-23, ПЗРК Стрела-2М)

· разведывательная рота (УАЗ-3151, ПК, РПГ-7Д, ГП-25, СБР-3)

· рота связи

· инженерно-сапёрная рота

· рота десантного обеспечения

· автомобильная рота

· медицинская рота

· ремонтная рота

· рота материального обеспечения

· рота радиохимикобиологической защиты

· взвод управления начальника артиллерии

· комендантский взвод

· оркестр.

Оргструктура 224 УЦ на 1990-91 гг.:

· управление бригады

· 1-й учебный парашютно-десантный батальон:

o три учебных парашютно-десантных роты (РПГ-7Д, ГП-25, АКС-74, РПКС-74)

o учебная разведывательная рота (ПК, АКС-74, СВД)

· 2-й учебный парашютно-десантный батальон:

o 1-я учебная автомобильная рота (для Урал-4320)

o 2-я учебная автомобильная рота (для ГАЗ-66)

o учебная медицинская рота

o учебная рота связи

· учебный артиллерийский дивизион:

o учебная гаубичная батарея (122-мм Г Д-30)

o учебная миномётная батарея (120-мм М)

o учебная противотанковая батарея (ПТРК Фагот, СПГ-9МД)

· учебная зенитная ракетно-артиллерийская батарея (ЗУ-23, Стрела-3/Игла)

· рота учебных машин (Урал-4320, ГАЗ-66)

· рота связи

· медицинская рота

· ремонтная рота

· рота материального обеспечения

· взвод десантного обеспечения

· комендантский взвод

· оркестр.

ВЕРТОЛЁТЫ - ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА

Отечественные ДШВ имели много проблем как внутренних, так и со стороны. Одной из таких сторонних проблем, напрямую и наиболее сильно влиявших на боеспособность ДШВ было обеспечение их авиационной компонентой, проще говоря – вертолётами.

Массово сформированные в 1979 ДШЧ "второй волны" состояли только из наземного компонента – т.е. в отличие от своих старших собратьев – бригад "первой волны" – вертолётные полки в их составе отсутствовали. Такую ситуацию можно попытаться объяснить несколькими тезисами.

Во-первых,это противоречило доктрине применения вертолётов. Советское военное командование считало что вертолётные полки являются средством оперативного и оперативно-стратегического объединения (армии и фронты). А значит и организационно должны состоять в их составе для централизованного управления ими с концентрацией усилий по использованию на выбранном направлении. Теоретически, видимо, верное стремление придать каждому объединению вертолётные силы, привело в действительности к распылению вертолётов по очень многочисленным в виду общей громадности СА объединениям. Тут надо было либо ликвидировать лишние (или не лишние?) объединения, либо лишать часть из них существенного числа вертолётов, либо форсировать выпуск вертолётов дабы насытить ими войска по максимуму.

Во-вторых, производство вертолётов, как и любого другого вида вооружений, зависит от господствующей на данный момент доктрины. Как уже говорилось выше, "объёмники" ратовавшие за создание поднятие в воздух части наземных сил, а значит и за резкое увеличение количества необходимых для этого воздушно-транспортных средств, потерпели поражение в борьбе со сторонниками традиционной доктрины. И хотя выпуск вертолётов и возрос к нач. 80-х гг., однако это было следствие скорее объективных предпосылок, объективного хода развития ВС страны, а не доктринальная этапная революция.

В-третьих, сам факт совмещения в тактическом соединении воздушного и наземного компонентов вызывал, по-видимому, у многих военных деятелей возражения – и не только субъективные, но и вполне обоснованные. Находясь в составе такого формирования, вертолёты фактически бы изымались из резерва командующего оперативным объединением "привязываясь" исключительно к обеспечению действий ДШЧ. Как представляется автору статьи, высшее военное командование неправильно оценивало зависимость ДШВ от вертолётного обеспечения считая его аналогичным обеспечению действий ВДВ самолётами ВТА не обращая внимания на специфику выражающуюся в куда более тесном и обязательном симбиозе десанта с вертолётами без которого эффективность первого падает. Тем более что по оперативным расчётам и опыту учений выходило, что порядка 70% ресурса транспортных вертолётов предполагалось в любом случае задействовать для десантных задач. И что могло мешать использовать эти вертолёты если они не участвуют в ДШО/ДШД?

Наконец, в-четвёртых,как это принято считать, недостаточным было и количество самих вертолётов для того что бы, как, например американцы, оснастить все соединения которым они могут пригодиться, да ещё и иметь резерв. Однако, тут, как мне кажется, много непонятного. А именно. Рассмотрим производство в СССР вертолётов Ми-8. По официальным данным в период с 1962 по 1997 их было изготовлено 11 000 ед. Причём абсолютное большинство (до 90%) в период 1966-91 гг. По авторским подсчётам это значит, что в ВС должно было быть поставлено в этот период не менее 5500 этих вертолётов только считая транспортные и транспортно-боевые модификации. Официальных отечественных данных о парке Ми-8 в открытой печати нет. Авторитетный журнал "Military Balance" за 1991 год даёт количество транспортных и транспортно-боевых модификаций Ми-8 на 1990/91 гг. соответственно 1000 и 640 ед. Пусть потери в Афганистане и в катастрофах составили 400 ед., пусть выведено из строя 1000 машин выработавших ресурс, но где ж тогда делись остальные 2500 ед.? В общем, как говорится, тема ждёт своего исследователя.

Итак, десантно-штурмовые бригады теоретически, будучи идеальным средством, при очаговом (нелинейном) характере боевых действий из-за отсутствия в их составе придающего маневренность авиационного компонента резко снижали свои потенциальные возможности, становясь, по сути, частями лёгкой пехоты. Принципиальным выходом из сложившегося положения могло бы служить создание особых оперативно-тактических соединений – воздушно-штурмовых корпусов бригадно-полкового состава – подчиняемых в военное время фронтовым управлениям. Это соединение включало бы наземный компонент (ДШЧ из состава СВ или ВДВ) и воздушный вертолётный компонент (из состава АСВ). Такая схема построения позволила бы достигнуть высокой боевой эффективности и при этом всем заинтересованным ведомствам "остаться при своих баранах".

Посмотрим на примере, как предполагалось распределять вертолёты для ДШВ. В качестве исходных принимаем типовые условия – фронтовая наступательная операция четырех армий. В составе группировки один транспортно-боевой вертолетный полк (отбвп), шесть боевых вертолетных полка (обвп), а также одна отд. десантно-штурмовая бригада (3-х батальонная) и три отд. десантно-штурмовых батальона. Кроме того, в каждой из общевойсковых дивизий по одному мотострелковому батальону обучено действиям в составе ТакВД. Анализ возможного содержания операции и характерных для воздушных десантов задач в ходе неё показывают, что в рамках ДШД за 10 суток может потребоваться высадить одшбр в качестве ОТВД и восемь-десять ТакВД в составе одшб и усиленных мсб. Средние нормы выделения транспортно-десантных вертолетов составляют: ОТВД — до четырех полковых вылетов (п/в) отбвп*; ТакВД в составе одшб – один п/в отбвп; усиленного мсб — один п/в отбвп без эскадрильи (вэ). Кроме того, необходим наряд боевых вертолетов сопровождения. Расчётный состав: отбвп - 40 Ми-8Т/МТ, 20 Ми-6А; обвп – 40 Ми-24В/П и 20 Ми-8Т/МТ.

* Здесь необходимо обратить внимание на то, что наличие в одшбр одного из батальонов на бронетехнике резко увеличивало необходимый наряд вертолётов на перевозку и прежде всего тяжёлых Ми-6А. Перевозка ок. 60 ед. БТТ занимала львиную долю в общем количестве вертолёто-вылетов Ми-6А и в реале эскадрильям Ми-6 потребовалось бы сделать больше вылетов. Только массовое производство вертолётов Ми-26 способных принять на борт 2 ед. БТТ класса БМД/БТРД (для Ми-6А только 1 ед.) меняло ситуацию в лучшую сторону. Вообще у автора вызывает сомнение возможность переброски всей БТТ дшб вертолётами Ми-6А.

Излишне доказывать, что высадка ОТВД тремя рейсами, не говоря уже о четырех, равносильна самоубийству. Необходимо обеспечить переброску не более чем двумя рейсами (эшелонами). И тут не обойтись без изъятия на период его действий транспортно-боевых вертолетов из состава обвп (суммарно на 1-2 п/в), т. е. придется оставить их без вэ Ми-8Т/МТ.

Продолжительность высадки ОТВД в два рейса составляет, как правило, 12-16 часов. С учетом последующей подготовки вертолетов только через сутки можно рассчитывать на их повторные действия (в том же Афганистане вертолёты делали и куда больше выводов, но – расчёты делались исходя только из двух вылетов в сутки). В течение указанного времени обвп остаются без вэ Ми-8 и поддерживают войска без их участия. Если в течение тех же суток требуется высадить еще хотя бы один-два ТакВД в составе батальона, то практически все обвп остаются без транспортно-десантных вертолетов. С учётом продолжительности операции и времени восстановления боеспособности одшбр повторная высадка ОТВД практически не осуществима. В оставшиеся девять суток операции возможна высадка ещё восьми-девяти ТакВД в составе одшб/ус.мсб. Однако современный опыт свидетельствует: до 30% летного ресурса транспортных вертолётов придется расходовать на решение задач, не связанных с десантированием. Следовательно, использовать десанты смогут лишь армии на направлении главного удара. Это считалось приемлемой нормой для децентрализованного применения ТакВД. Хотя и не совсем. Все же приходилось привлекать для высадки ДШВ также и транспортные самолёты ВТА ВВС – в основном Ан-12. Это создавало дополнительные неудобства. Так, дшб на БТТ приходилось самостоятельно следовать в такой исходный район десантирования, где имелись аэродромы способные обеспечить подъём самолётов с десантом на борту.


Сейчас читают про: