Политика как общественное явление

Природа политики как относительно самостоятельной сферы общества связана с ее пониманием как явления, порожденного соц. дифференциацией общества, т.е политика есть способ регуляции соц. отношений через нахождение социального баланса общества. Политика-это такой вид социального взаимодействия, к-рый ориентирован на согласование интересов и выражение общественно-значимых целей на координацию основных видов деят-сти людей. В политике надо видеть 2 стороны: 1) Интегративный 2) Дифференцирующий. 1)-примат общезначимого, общенационального над частным. 2)- выражается в линии на обострение противоречий, столкновение интересов различных групп.

Правовое госуд-во и его основные принципы. Правовое госуд-во – это такой тип гос, в к-ром функционирует режим конституционного правления, сущ-т непротивореч-ая правовая система и эффект судебная власть, а так же развит соц-ый контроль политики и власти. Признаки: 1.. верховенство законов, выражающих волю народа; 2.. суверенитет народа;

3.. гарантия осн прав и свобод граждан. Осн. гарантия – наличие частной собственности;

4.. разделение властей; 5.. иерархия юриспруденции.

Условия правового госуд-ва: 1.. наличие гражданского общества.

С 60-х годов возникает новый тип правовое гос-во – это социальное гос-во. Оно стремится обеспечить каждому гражданину достойное существование и одинаковые жизненные шансы для самореализации. Основа – индивид. Соц-ое гос-во выполняет след функции:

1. перераспределяет доход в пользу менее обеспеч-ых; 2. реализует политику занятости и охраны прав; 3. соц-ое страхование, поддерж-т семью и материнство; 4. доступны для всех образование, культуру, здравоохранение.

Первое представление о политич-ом отношении возникает на Древнем Востоке. Античная Греция заложила основы для развития дальнейшей науки. Именно у Платона законы, идеи отражены в формах изменения государства: аристократия, демократия, олигархия, демократия, тирания. Аристотель – ученик Платона – пытался отстаивать идею как общего плана; Аристотель, как и его учитель, предположил типологию форм правления. В основу его классификации легли 2 критерия: количество правящих;

· цель правления: правильная (направленная на общественное благо), неправильная (направленная на удовлетворение своих потребностей) – тирания, олигархия, демократия.

Верховенство закона, а также учения о типах правления находят своё развитие, представление в Античном Риме. В период Средневековья проблемы политики и власти затрагивали Августин, Аквинский, Саболийский.

В эпоху Возрождения политич-ая наука развивалась в рамках этической традиции. Новый этап развития политич-ой мысли флорент. дипломата, историка Николеовиля («Государь», «История Флоренции»…). Он пытался представить государство, его целостность, нерушимость как самодостаточные политические первостепенные ценности. Приоритетные для правителя по отношению к иным ценностям этическим, нравственным. С именем Николеовиля связывают циничную, жестокую, вероломную политику.

Дальнейшее развитие политич-го учения было связано с проблематикой взаимоотношений, государственного суверенитета и разделения властей. Томас Дорф, Шарль Монтесье отстаивал идеи представит. правления. Жан-Жак Руссо отстаивал идеи прямой демократии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: