Особенности проектного мышления (критика, анализ, проблематизация, целеполагание, концептуализация, экспертная оценка и др)

Взаимоотношение вещь – дизайн! /объект – субъект/ Объект (вещь) может быть задан извне - заказчиком

Дизайнер должен относиться ко всему критически и искать недостатки, проблемы в окружающей среде. Если дизайнер не видит проблем, то ему нечего улучшать, а ведь главная цель дизайнера как проектировщика – это именно улучшение, повышение комфорта, удобства пользования, безопасности (помимо получения прибыли), в противном случае дизайн будет неэффективен. «Нет критики – нет дизайна». Критика как уже созданных вещей, так и проектируемого объекта.

Анализ - познавательная деятельность. Для дизайнера очень важнно идти в ногу со временем или даже опережать его. Для этого необходимо постоянно отслеживать моду, современные тренды, потребности и интересы потребителя. В наш век расцвета интернета это как никогда легко: информация о новых течениях в дизайне, стилях, достижениях науки и технологий поступает максимально быстро, мгновенно. Это дает уникальную возможность постоянно расширять свой кругозор, вбирать в себя новую информацию и изучать аналоги посредством статей, картинок, фотографий, концептов, фильмов и многого другого.

Проблематизация – формирование проектных проблем. Основные из них – социо-культурные проблемы, поиск новой, нестандартной морфологии. Проблематизация включает в себя 4 направления (правило четырех «П»): потребитель (проблемы, связанные с потреблением, что предпочитает потребитель); производство (как это производится? компоновка, конструкция, технология); продажа (продукт должен стать товаром. маркетинг); проектирование (проектировщик, субъективное видение будущего продукта, художественное видение). Необходимо осознавать, что надо преобразовывать. Проектная проблема – объективно существующее противоречие, которое складывается в одной из сфер влияния дизайна. Каждая проблема – стратегическое направление.

Целеполагание. Цели должны быть сформулированы в виде проблем, задач на поиск формы, конструкции, технологии, морфологии, образа и т.д. и т.п. Цель может быть заданной извне заказчиком (техническое задание, заказ на разработку), а может сложится внутри – дизайнер сам ее формирует, видя конечный результат. В конкурсном проекте цель на 50% задана извне и на 50% - самим проектировщиком.

Концептуализация. Концепция указывает на стратегию и тактику проектирования. Она обычно создается на начальном этапе. Однако, чтобы оправдать свое решение, она может быть также переписана в конце процесса проектирования, так как в ходе работы дизайнер может изменить свой замысел.

Дизайн-концепция - замысел, обобщенно-конструктивно излагающий идею решения актуальной научно-обоснованной проблемы и пути достижения поставленной цели.

Смысловые блоки:

4) выработка профессиональной идеологии, как результат проектного анализа; указывает на идеал, которого нужно достичь;

5) выработка системы принципов проектирования объекта;

6) формулирование принципиальной проектной модели (эргономика);

7) эффективность (социо-культурная, экономическая; социально-экономическое обоснование);

Экспертная оценка – привлечение специалистов из разных областей для оценки процесса и конечного результата. Их помощь в решении проблем возникающих в их областях (конструктивные, психологические, эргономические и т.д.).

Их место в дизайн-проектировании: последовательно!!!! Без них никак не обойтись. Сначала мы анализируем почву, аналоги, ситуацию. Потом критикуем аналоги, получая тем самым возможность поставить правильно проблему. Далее, зная проблему, мы ставим себе цель, которую можем и должны достичь. Затем думаем, как мы можем ее достичь, какими путями. А в конце это все оценивают. Но не стоит забывать, что некоторые из вышеперечисленных действий помимо четко зафиксированного во времени шага имеют еще и довольно длительный период: критика, экспертная оценка длятся на протяжении всего процесса проектирования!!!!

Основные категории проектной деятельности в дизайне: функция, морфология, проектный образ. Взаимосвязь категорий «функция», «морфология», «проектный образ» в процессе реального проектирования.

Структура проектной деятельности:

1.образное проектирование

2.функциональное проектирование

3.морфология(соединение образа и функции)

Отличие от образа- характерные элементы(sumsung, Iphon)

Морфология - это материальная форма вещи, организованная или созданная в соответствии с её функциями.

Дизайн-деятельность по проектированию культурных образов.

Образ в дизайне- проектный образ –мнение потребителя(захочет ли он купить). Для проектного образа характерно тиражирование. В проектном образе отражено: 1. Производство, 2. Параметры связанные с эконом. моделью общества, 3.маркетинг и рынок, 4. Духовная и материальная культура.

Функциональное проектирование нацелено, прежде всего, на создание эффективно работающего объекта. Функция первична.

Функции вещи:

1.Каждый предмет имеет утилитарную функцию(рабочую)- направлена на удовлетворение потребностей потребителя и связана с изменением среды. Человек-вещь-среда.

2. Адаптивная функция- направлена на поддержание среды в состоянии, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность человека.

3.Результативная функция- направлена на достижение целей, как реальный результат, так и статусный.

4. Интегративная функция (отражаются смыслы, традиции общества, в котором. будет использ.)

5. Коммуникативная функция(знаковая)-вещь несет информацию о себе, отражает образ жизни, статус, привычки.

В проектной деятельности большое значение имеет выбор цели. Цели необходимо структурировать:

- цели связанные с образом

- ………………………….с функцией

- ………………………..с морфологией

- ….……………….. с технологией


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: