Переутомление

Переутомление – это продолжительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушениями деятельности систем организма и требующее длительного отдыха. Переутомление проявляется в нарушении психических функций. При переутомлении у школьников наблюдается раздражительность, ослабление психофизиологических процессов – внимания, мышления, памяти. Часто проявляются головная боль, расстройство сна, потеря аппетита, снижение зрения, раздражительность, плаксивость и т. д. При переутомлении необходимы длительный отдых, соблюдение строгого режима в школе и дома.

Общая учебная нагрузка в школе состоит из государственного компонента учебного плана и школьного компонента.

Между занятиями по обязательному и школьному компонентам необходим перерыв не менее 30 мин для обеда и отдыха.

Многочисленные наблюдения и исследования подтверждают, что не все предметы вызывают одинаковое утомление. Наиболее значительные нарушения функционального состояния центральной нервной системы отмечены у школьников после уроков математики, физики, химии. Причем чем позже проходят эти уроки, тем большее утомление они вызывают. При составлении расписания необходимо учитывать, что по степени/трудности уроки распределяются следующим образом: тяжелые уроки - математика, физика, химия, астрономия, иностранный язык; уроки средней тяжести - история, биология, русский язык и литература," белорусский язык и литература, география; легкие уроки - труд, рисование, пение, спецподготовка, физкультура.

В течение учебного дня необходимо легкие уроки чередовать с трудными, естественно-математические предметы - с гуманитарными, предметы, требующие большого умственного напряжения и внимания, - с уроками, включающими двигательный и динамический компоненты. В соответствии с изменениями динамики работоспособности в течение дня на первом уроке целесообразно изучать предметы средней сложности, на втором и третьем - тяжелые предметы. Уроки труда и физкультуры нужно использовать для поддержания работоспособности школьников, поэтому предпочтительно делать их четвертыми или пятыми. Перемена вида деятельности снимает утомление, и на пятом-щестом уроках школьники будут работоспособны. Предметы, требующие большего интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, не рекомендуется ставить на первые или последние уроки.

В течение недели учебная нагрузка также должна распределяться в соответствии с закономерностями динамики работоспособности. Для этого рекомендована шкала трудности предметов.

Максимальное количество баллов за день по всем предметам должно приходиться на вторник и среду. Понедельник должен быть относительно незагруженным. Четверг после напряженных дней (вторника и среды) необходимо сделать облегченным, чтобы предотвратить падение работоспособности. Пятница по загруженности близка к понедельнику. А суббота должна быть наиболее легким днем. Если наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или оно одинаково во все дни - расписание не соответствует физиолого-гигиеническим требованиям.

Контрольные работы проводятся по графику, который утверждается директором школы. В течение учебного дня может проводиться только одна контрольная работа. Не рекомендуется проводить контрольные работы после уроков физкультуры, на последних уроках, в понедельник и пятницу.

Между окончанием занятий в школе и приготовлением уроков необходим как минимум 1,5-часовой активный отдых на свежем воздухе. Дети с ослабленным здоровьем, перенесшие тяжелые заболевания нуждаются в дневном сне. После отдыха улучшается качество работы, точность и координация движений, острота зрения. Учащиеся первой смены готовят уроки с 15 до 17 ч, в момент подъема работоспособности. Учащиеся второй смены должны выполнять домашние задания утром, до 12-ч.

Основные требования к расписанию уроков:

- Рекомендуется чередовать предметы, не требующие одинаковой работы (например, письмо и чтение). Ставить друг за другом такие уроки, как письмо и рисование, нецелесообразно. Напряжение мелких мышц кисти быстро приводит к утомлению и снижению работоспособности учащихся.

- Следует включать в середину учебного дня (3—4-й урок) уроки труда, физкультуры.

- Необходимо планировать более легкие предметы на начало и конец учебного дня, а также учебной недели.

- Не рекомендуется планировать контрольные работы на конец недели (например, в пятницу), два дня подряд (во вторник и среду), по две в день.

Для учащихся начальной школы домашние задания на понедельник рекомендуются в устной форме (включая письмо, математику). Каникулы предназначены для полноценного отдыха школьников, поэтому домашние задания на их период упраздняются. Рекомендуется только чтение.

20.Режим дня школьников, как динамический стериотив. Занятия по выбору: музыка, студия, кружки, секция, худ литература. Пролангированность выполнения.

Правильный режим дня — это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте — раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Внеклассные и внешкольные занятия. Внеклассные и внешкольные занятия с учащимися проводят в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в воскресные дни и во время каникул. Работа школьников в различных кружках внешкольных учреждений должна находиться под непосредственным наблюдением и руководством опытных педагогов-воспитателей и пионервожатых, разумно направляющих деятельность детей и подростков в соответствии с их развитием, возрастными возможностями и при правильном чередовании работы и отдыха.

Планируя внеклассную и внешкольную работу, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Организация свободного времени учащихся. В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам: для учащихся младших классов 1—1,5 ч, а средних и старших классов — 1,5—2,5 ч. Это время учащиеся могут использовать для чтения художественной литературы, конструирования, рисования, просмотра телевизионных передач, прослушивания радиопередач. Специальное время предусматривают для пребывания на открытом воздухе. Всякий час, проведенный школьниками на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, благоприятно влияет на здоровье. Исследования показали, что 1—1,5-часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку, повышает работоспособность учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: