Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники рас­пределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую откло­нений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.

Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а так­же недостаточную физическую подготовленность.

Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улуч­шение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.

При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчени­ем сложности, сокращением длительности упражнений и коли­чества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с боль­шими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением пре­пятствий, в эстафетах.

Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

В специальную группу включают учащихся, имеющих такие от­клонения в состоянии здоровья, которые являются противопока­занием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как времен­ный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболе­вания и других отклонений в состоянии здоровья).

К специальной медицинской группе (СМГ) относят учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. К специальной медицинской группе относятся школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Занятия по физической культуре со школьниками этой группы дол­жны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Занятия с такими учащимися должны проводиться учителем физической культуры под наблюдением школьного врача.

Преподавание предмета «Физическая культура» предполагает: компенсацию нарушенных болезнью функций организма школьников; сообщение им знаний по физической культуре; формирование у них двигательных умений и навыков; поддержание оптимальной работоспособности на протяжении всего периода обучения.

В основу программы по физической культуре для школьников, отнесенных к СМГ, положена учебная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния здоровья школьника. Программа рассчитана на учителей физической культуры, имеющих специальное образование.

Наряду с обучением двигательным навыкам учитель должен сообщать учащимся необходимые сведения о режиме дня, закаливании, правильном дыхании, влиянии занятий физической культурой на здоровье, прививать и закреплять гигиенические навыки, учить элементарным правилам самоконтроля.

Материал программы сгруппирован по годам обучения физическим упражнениям.

В программный материал по гимнастике включены: раздельные упражнения на расслабление мышц; дыхательные упражнения; упражнения на формирование осанки; упражнения для профилактики плоскостопия; ОРУ; танцевальные упражнения; упражнения в равновесии, в висах и упорах. Для юношей 10-11 классов включают упражнения с гантелями весом не более 1-2 кг. После 3-4-х месяцев регулярных занятий вес можно увеличить до 2,5-3 кг.

Из раздела легкая атлетика: строго дозированная ходьба и бег; метания правой и левой рукой; прыжки в длину с места.

Подвижные игры и спортивные игры требуют строгой дозировки. Любая игра должна быть закончена за 7-10 минут до окончания урока. («Гонка мячей по кругу»; «Передал – садись»; «Пионербол»; «Мяч капитану»; элементы баскетбола, волейбола) Игры в волейбол и баскетбол по упрощенным правилам по 3-5 мин.

Лыжная подготовка: ходьба на лыжах по равнинной местности, при подъемах в пологую гору; закаливание; оздоровление.

Основными задачами физического воспитания учащихся, от­несенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

- укрепление здоровья, содействие правильному физическо­му развитию и закаливанию организма;

- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

- повышение физической и умственной работоспособности;

- повышение иммунологической реактивности и сопротивля­емости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоци­руемой простудными заболеваниями и наличием очагов хрони­ческой инфекции;

- формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;

- обучение рациональному дыханию;

- освоение основных двигательных умений и навыков;

- воспитание морально-волевых качеств;

- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физичес­кой культурой и внедрение их в режим дня учащихся;

- создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом.

В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболева­ниями желудочно-кишечного тракта.

Основной формой физического воспитания учащихся с откло­нениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключитель­ная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; при­меняются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока.

Подбор уп­ражнений в основной части урока (20-22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными на­выками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) ос­новных физических качеств. Наиболее широко используются гим­настические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы под­вижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упраж­нения, связанные с натуживанием, продолжительными статичес­кими напряжениями. В заключительной части урока (3-5 мин) вы­полняются простые упражнения на расслабление, ходьба в мед­ленном темпе, дыхательные упражнения.

Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем ре­комендуется выполнять при ЧСС 120-130 уд./мин, с постепен­ным увеличением интенсивности физических нагрузок в основ­ной части урока и частоты пульса до 140-150 уд./мин.

Двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.

Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей.

Кроме уроков используются и другие формы физического воспи­тания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.

Учитель обязан познакомиться с диагнозами заболеваний учащихся, особенностями протекания болезни, знать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений. Следует знать, что в составе группы могут быть ученики с различной адаптацией к нагрузкам. Поэтому основным направлением в работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Дифференцированный подход можно осуществить, применяя следующие приемы:

1. Построение учащихся не по росту, а по степени физической работоспособности.

2. Перед каждым упражнением определяется ЧСС.

3. При проведении эстафет более подготовленные стоят в начале колонны.

4. При проведении игр ученики, имеющие слабую подготовленность, заменяются через 2-3 мин.

Комплектуется группа школьным врачом совместно с врачом лечебной физической культуры районной детской поликлиники и преподавателем физического воспитания школы. При этом учитывается характер заболеваний, функциональные возможности сердечно-сосудистой системы учащихся. Возможны совместные занятия школьников с различными заболеваниями, так как у детей при многих заболеваниях имеются сходные между собой нарушения функций той или другой системы. Группы должны формироваться с учетом возрастов (для 1-4, 5-8, 9-11 классов). Численность группы не должна превышать 10-15 человек. В зависимости от функционального состояния школьников и характера заболеваний группа может подразделяться на подгруппы. Нагрузку надо индивидуализировать.

Занятия должны проводиться строго по расписанию 2-3 раза в неделю по 30-45 минут во внеурочное время, контролируется завучем и врачом. Только при систематических занятиях в кабинете ЛФК школьник может освобождаться от уроков физической культуры по предъявлению справки. В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся сроки ограничения нагрузок могут быть изменены врачом.

Цикл занятий со СМГ делится на 3 периода:

Подготовительный – 1,5-2 месяца. Его задачи:

1. Изучение функциональных возможностей каждого занимающегося.

2. Проверка их физической подготовленности.

3. Постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы, дыхательной и центральной нервной системой.

4. Повышение устойчивости их организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Основной. Длительность зависит от приспособленности организма к физической нагрузке. Его задачи:

1. Продолжается дальнейшая тренировка всех систем организма.

2. Укрепление и совершенствование функций мышечной системы.

3. Обучение основным двигательным навыкам из числа предусмотренных программой по физической культурой.

Заключительный. Предшествует переводу школьника в подготовительную группу. Длится 1-2 месяца. Занятия приближаются к занятиям школьного урока физической культуры по содержанию с несколько сниженной физической нагрузкой. Используется преимущественно материал гимнастического раздела, подвижных игр, легкой атлетики, лыжной подготовки. Исключаются упражнения с длительным статическим напряжением, натуживанием, упражнения на быстроту (в подготовительной группе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы).

Помещение, в котором проводятся занятия, должны отвечать всем необходимым гигиеническим требованиям (чистый пол, свежий воздух, площадь на 1-го занимающегося не менее 4 м2). В теплое время года хорошо проводить занятия на свежем воздухе. Большое значение имеет организация правильного режима дня, рациональное питание. Для детей имеющих неправильную осанку или искривление позвоночника, необходимо предусмотреть отдых среди дня в течение 1,5-2 ч. в положении лежа на спине, животе.

В СМГ занимаются физической культурой дети с различными заболеваниями. Для детей, имеющих отклонения со стороны ССС (неактивная фаза ревматизма, функциональное изменения и др.), противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Рекомендуются ОРУ, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении - лежа, сидя, стоя, ходьба, дозированный бег в медленном темпе (от 15 сек. в I четверти 1го года обучения до 1,5-2 мин. в конце 2го года обучения).

Детям с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) тоже противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Особое внимание уделять дыхательным упражнениям, которые должны способствовать тренировке полного дыхания особенно углубленного выдоха. Удлинению выдоха помогают упражнения на развитие диафрагмального дыхания и упражнения дыхательного характера с выдохом через рот с одновременным произношением гласных (а, у, е, и, о) и согласных (р, ж, ш, щ, з, с) букв или их соединений (бря, бри, бру,…).

Эти упражнения должны рекомендоваться детям для выполнения дома до 3 – 5 раз в день. Для детей с заболеваниями почек значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении ОРУ особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде до 10-15 минут. Для школьников с нарушением нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие перенапряжение нервной системы (упражнения в равновесии, уменьшение времени игр и т.д.).

При заболевании органов зрения исключаются упражнения, связанные с сотрясением тела. При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Для детей, имеющих лишний вес, рекомендуется упражнения с отягощениями (гантели, набивные мячи). Нарушение осанки - упражнения, лежа на спине, животе, четвереньках, танцевальные упражнения, танцевальные игры. Каждое физическое упражнение должно выполняться свободно, без задержки дыхания. Следует обращать внимание на глубину выдоха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: