Фазы работоспособности детей на уроке: врабатывание, оптимальная работоспособность, снижения работоспособности.
При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:
- 3—5 минут — врабатывание;
- 5—10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
- 2—3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
-5—10 минут — период средней работоспособности;
-оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
Часть урока | Время | Нагрузка | Деятельность |
1-й этап. Врабатывание | 5 мин. | Относительно невелика | Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение |
2-й этап. Максимальная работоспособность | 20-25 мин. | Максимальное снижение на 15-й мин. | Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом |
3-й этап. Конечный порыв | 10-15 мин. | Небольшое повышение работоспособности | Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного |
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%