Научные подходы при разработке управленческих решений. Процессный подход

Основа конкурентоспособности любой организации – умение эффективно организовать свою деятельность в постоянно изменяющихся условиях. Процессный подход к управлению обеспечивает гибкость, позволяет лучше удовлетворять потребности клиентов и быстрее реагировать на их изменение. В конечном счете - повышает управляемость и жизнеспособность организации. За счет чего это происходит?

При процессном подходе предприятие рассматривается как система взаимоувязанных бизнес-процессов, конечным результатом которых является удовлетворение потребности клиентов. Чаще всего процессы объединяются по продуктовому принципу, реже – по клиентскому или территориальному. Каждый из продуктовых (клиентских или территориальных) бизнес-процессов является «полным», то есть, содержит все необходимые ресурсы для получения конечного результата.

Применение механизма внутренних поставщиков и клиентов повышает качество всех промежуточных результатов, и, в конечном счете – качество продукта или услуги, предоставляемых внешнему клиенту. Наличие одного владельца, управляющего всеми ресурсами процесса, позволяет планировать внутренние ресурсы на длительный период. Процессный подход отлично согласуется с управлением на основе сбалансированной системы показателей; применение ССП в сочетании с процессным подходом обеспечивает сквозное и долгосрочное управление эффективностью организации.

В чем отличия процессного подхода к управлению от функционального?

Функциональный подход

Нет одного ответственного за конечный результат. Отсутствие гибкости, медленное принятие решений и затруднение в проведении изменений. Конфликты между функциональными подразделениями. Общая эффективность не вытекает из эффективности работы подразделений. Наиболее распространенный способ повышения эффективности – снижение расходов на выполнение функций

Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий. Есть один владелец процесса, отвечающий за его конечный результат. Повышенная гибкость, быстрота в принятии решений и заинтересованность в целесообразных изменениях. Повышенные требования к знаниям и квалификации персонала. Возможность оптимизации процессов по критериям качества результата. Последнее может выступать ограничением для снижения расходов.

Проблемы функционального подхода:

Разные функциональные подразделения видят бизнес компании со своей точки зрения и не заинтересованы в том, что прямо их не касается.

Конкуренция между функциональными структурами разрушает бизнес. Она противоречит логике общего результата и мешает фокусировке на долгосрочных, сбалансированных целях.

Коммуникации строятся на основе административной иерархической лестницы, что заставляет управленческий сигнал двигаться сначала вверх, потом вниз с искажениями и задержками.

Отсутствие единого, сквозного регламента, описывающего технологию выполнения работ. В лучшем случае это фрагментарные инструкции для функциональных специалистов.

Преимущества процессного подхода:

Программно-целевой подход к управлению. Объект управления – результаты бизнес-процессов (внутренние и внешние), ориентированные на удовлетворение потребностей клиентов.

Преобладание горизонтальных, межфункциональных связей, что повышает гибкость и оперативность принятия и реализации решений. Отсутствие ведомственных интересов и конфликтов

«Плоская» оргструктура, минимальная глубина и сложность иерархии. На 8 гребцов 1 рулевой, а не наоборот, как при функциональном подходе.

Командная работа. Единая цель и мотивация от результата повышает ответственность и согласованность коллективных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: