Расчет технико-экономических показателей реализуемого инвестиционного проекта выполнен исходя из плановой расстановочной численности производственного персонала.
В основу расчетов фонда заработной платы предприятия положены данные анализа осуществляемой предприятием политики формирования оплаты труда в действующем производстве. Среднесписочная численность работников предприятия за 2011 год, по данным статистической отчетности, составила 689 человек, в том числе промышленно-производственный персонал (ППП) – 666 человек, из него рабочие – 544 человек, руководители – 49 человека, специалисты – 73 человека, персонал неосновной деятельности – 23 человек.
Для реализации планируемого инвестиционного проекта предприятие располагает квалифицированным инженерно-техническим, производственным и управленческим персоналом. При этом увеличение численности персонала после реализации проекта не планируется.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
Одной из основных задач администрации предприятия является сохранение трудового коллектива, обеспечение максимальной занятости работающих в соответствии с их квалификацией.
Обучение кадров планируется на перспективу, на основании анализа потребности в кадрах и повышении их квалификации.
Потребность в кадрах и требования к их квалификации определяют руководители структурных подразделений при анализе проблем и причин их возникновения, учитывая возраст персонала, планирование деятельности подразделения и др.
ОАО «Минскдрев» поощряет повышение образовательного уровня и квалификации своих работников. На предприятии ежегодно разрабатываются и реализуются планы переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и инженерно-технического состава.
Имеющийся состав аппарата управления обладает необходимыми знаниями и практическим опытом, обеспечивающим хозяйственную деятельность предприятия. Средний стаж работы на предприятии руководителей, специалистов и служащих составляет свыше 10 лет.
Подготовка новых рабочих основных специальностей непосредственно на предприятии проводится по индивидуальной форме обучения с использованием учебных планов, разработанных специалистами предприятия по профессиям, относящимся к специфике отрасли и с учетом рекомендаций Республиканского института профессионального образования. Обучение включает в себя изучение теоретического курса и производственное обучение. Теоретическое и производственное обучение проводится в пределах рабочего времени.
При подготовке рабочих на предприятии используют перечень профессий для подготовки рабочих на производстве, утвержденный Министерством образования Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь № 14/25/29/56 от 28 февраля 2003 года с учетом изменений и дополнений.
При организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятии используются следующие нормативно-правовые документы:
§ типовое «Положение о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих)», утвержденное Постановлением Совета Министров РБ от 24 января 2008 года № 103;
§ типовое «Положение об аттестации руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций», утвержденное Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 31 октября 1996 года № 84.
Переподготовка кадров осуществляется либо на предприятии, либо в учебных заведениях с отрывом от работы.
Стратегия маркетинга
Реализация продукции
Реализация продукции, производимой ОАО «Минскдрев», сегодня осуществляется преимущественно на внутреннем рынке Республики Беларусь.
Структура реализации продукции ОАО «Минскдрев» включает в себя следующие группы:
§ массовое новое жилищное строительство - 82%;
§ индивидуальное строительство - 3,5%;
§ оптовая торговля - 7%;
§ ремонтно-строительные нужды (вторичный рынок) - 7,5%.
Конкурентные преимущества ОАО «Минскдрев»
Основными конкурентными преимуществами ОАО "Минскдрев" являются:
§ наличие собственной сырьевой базы;
§ комплексная структура производства, где все основные полуфабрикаты, материалы для производства конечных изделий выпускаются в структурных подразделениях объединения;
§ стабильный трудовой коллектив с высоким профессиональным уровнем;
§ наработанные связи с поставщиками сырья и материалов;
§ наличие развитой сбытовой сети;
§ постоянный контроль качества выпускаемой продукции, получение сертификатов качества и соответствия, подтверждающих высокое качество продукции;
§ выгодное географическое расположение г. Минска.
Перечисленные конкурентные преимущества позволяют ОАО «Минскдрев» занимать лидерские позиции на этом сегменте рынка строительных деталей. Древесина, используемая для производства дверей, проходит специальную технологическую обработку, в результате которой она приобретает строгие геометрические формы, не подверженные деформации в течение длительного времени. Двери и окна поставляются в упакованном виде, готовые к установке.
Цели стратегии маркетинга
В качестве основных рыночных ориентиров деятельности ОАО «Минскдрев» можно определить следующие средне- и долгосрочные цели:
§ Получение прибыли за счет удовлетворения спроса на белорусском рынке на двери, произведенных с использованием новейших прогрессивных технологий;
§ Увеличение доли предприятия на белорусском рынке за счет областей и районов, удаленных от г. Минска;
§ Постепенное увеличение экспортной составляющей в объеме реализации продукции за счет российского и европейского рынков.
Реализуя настоящий проект, ОАО "Минскдрев" основными целями ставит перед собой сохранение и упрочение позиций на рынке оконных блоков и получение прибыли за счет удовлетворения спроса со стороны потребителей на продукцию высоких потребительских качеств.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
§ Приобретение прогрессивного технологического оборудования с целью выпуска продукции, отвечающей современным требованиям;
§ повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет повышения ее качества и применения гибкой ценовой политики;
§ обеспечение лояльности потребителей за счет высокого качества продукции и приемлемых цен и, как следствие, захват существенной доли целевого рынка;
§ увеличение объемов продаж благодаря активной работе службы маркетинга, как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
§ удержание существующих и завоевание новых позиций, как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке за счет быстрого реагирования на изменения в спросе и в конкурентной среде и предложения рынку востребованной в текущий момент продукции.
Позиционирование товара
Успешный сбыт продукции предприятия планируется обеспечивать за счет следующих факторов:
§ высокая надежность и механическая прочность изделий;
§ разнообразие моделей и цветов;
§ высокое качество изделий;
§ удобная упаковка;
§ относительно невысокие цены;
§ наличие сертификатов.
Конкурентными преимуществами реализуемой продукции станут высокое качество продукции в широком смысле, доступные для широкого круга потребителей цены, а также положительный имидж предприятия и его продукции, который будет упрочен вследствие реализации комплекса маркетинга.
Сегментирование рынка
Потенциальные потребители продукции предприятия подразделяются на следующие сегменты:
§ Строительные организации, занимающиеся возведением крупных объектов промышленного и гражданского строительства, в том числе жилищного. На данном сегменте присутствуют крупные строительные организации, работающие по типовым и специальным проектам и использующие стандартные строительные детали. Закупка строительных деталей такими заказчиками осуществляется систематически и в больших количествах. Предпочитают работать с крупными и надежными производителями;
§ Ремонтно-строительные организации, занимающиеся ремонтом и реконструкцией существующих объектов;
§ Индивидуальные застройщики (дольщики) и владельцы жилых квартир, частных домов и коттеджей.
На сегодняшний день производственные мощности ОАО «Минскдрев» позволяют ему успешно работать на всех описанных сегментах рынка. Дальнейшее расширение и модернизация производства, увеличение производственных мощностей позволят предприятию увеличить рыночную долю на каждом из сегментов.
Товарная политика
Особенностью спроса на столярно-строительные изделия является его объективная массовость и, в то же время, цикличность. Циклы спроса на столярно-строительные изделия коррелируют с циклами строительной активности. Во многом объемы и структура спроса на столярно-строительные изделия зависит от ситуации на рынке жилой и офисной недвижимости.
Основной продукцией ОАО "Минскдрев" является различные по назначению столярно-строительные изделия. Ассортимент продукции объединения включает в себя обширную номенклатуру дверных и оконных блоков. Кроме этого, деревообрабатывающий комплекс реализует пиломатериалы, деловую древесину, погонажные изделия, а также оказывает услуги по обработке древесины.
Планирование ассортимента ОАО "Минскдрев" осуществляется исходя из результатов изучения потребностей конечных и оптовых потребителей, тенденций изменения спроса, как в количественном, так и в качественном выражении.
Особое значение на ОАО "Минскдрев" придается качеству продукции. В этом направлении предпринимаются существенные шаги: внедряются новые технологии, разрабатываются новые продукции оригинальными дизайнерскими и конструктивными решениями.
Качество конечной продукции очень во многом определяется качеством исходного сырья и материалов — пиломатериалов, шпона, ДСП и т.д. Благодаря качественным исходным материалам, предприятие может нарастить объемы выпуска относительно недорогой продукции высокого качества, которая сейчас востребована не только на внутреннем рынке, но и на рынках ближнего и дальнего зарубежья.
Вопрос совершенствования упаковки продукции не стоит так остро на деревообрабатывающем комплексе, поскольку этот фактор не оказывает существенного влияния на потребительский спрос. Вопросу упаковки уделяют внимание больше оптовые посредники и транспортные предприятия. Поэтому главная характеристика упаковки, на которую постоянно обращено внимание на ОАО "Минскдрев" — это ее способность сохранять потребительские свойства товара во время складского хранения и транспортировки. В то же время упаковка должна быть простой в использовании, утилизации и не должна быть слишком дорогой.
Столярно-строительные изделия, являясь потребительским товаром длительного пользования, нуждается в сервисной поддержке. Для обеспечения качественного сервиса на ОАО "Минскдрев" планируется организовать высокоэффективную службу сервиса и сопровождения (доставка, сборка), обеспечить качественный гарантийный и послегарантийный ремонт, а также готовность принять обратно поставленную продукцию, если в ней обнаружен неустранимый на месте дефект, и в кратчайший срок заменить ее с компенсацией понесенного потребителем ущерба. Для координации работы всей службы сервиса на предприятии планируется организация горячей потребительской линии по приему предложений и рекламаций от потребителей.
Политика распределения
При реализации продукции ОАО "Минскдрев" использует следующие каналы распределения:
§ Прямые покупатели;
§ Оптовые посредники;
§ Государственные оптово-розничные торговые предприятия;
§ Фирменная торговля.
С целью освоения региональных рынков и обеспечения роста продаж привлекаются крупные компании к заключению дилерских договоров. Этот вид сбыта очень важен для предприятия, так как позволяет продавать большое количество продукции с минимальными сбытовыми издержками. На этот канал делается основная ставка в стратегии сбыта ОАО "Минскдрев". Решение о передаче функций сбыта посредникам (дилерам) принимается индивидуально и оправдывается в случае, если посредник способен выполнять их более эффективно, чем предприятие-изготовитель.
К дилеру предъявляются следующие требования:
§ Территориальное расположение, исключающее конкуренцию с региональным представительством;
§ Не менее трех месяцев стабильной работы с ОАО "Минскдрев";
§ Наличие постоянных ежемесячных заказов;
§ Упоминание ОАО «Минскдрев» в собственной рекламе.
Развитие сети региональных представительств и официальных дилеров позволит сделать работу предприятия на внешнем рынке наиболее эффективной.
Ценовая политика
В целях увеличения конкурентоспособности продукции и обеспечения достаточного уровня продаж руководство предприятия считает необходимым проводить гибкую ценовую политику, постоянно проводить маркетинговую работу, направленную на комплексное изучение рынка для принятия стратегических и оперативных решений в области ценообразования.
В настоящий момент на предприятии ценообразование осуществляется затратными методами, что не позволяет учесть в цене продукции ее потребительскую ценность, уровень конкуренции и другие рыночные факторы.
Наиболее эффективными для предприятия являются рыночные ценовые стратегии, такие как стратегия проникновения и стратегия конкурентной цены.
Затратные методы ценообразования должны применяться как дополнительные для установления нижнего предела цен, при которых реализация продукции принесет прибыль.
Переход к рыночной экономике стимулировал развитие инициативы предприятий и организаций промышленности строительных деталей по поиску методов продвижения своей продукции на товарных рынках, модернизации производства, внедрению современных технологий и оборудования, изысканию средств на создание новых производственных мощностей. Проведение таких мер обусловлено ужесточающейся конкуренцией на рынке строительных деталей. Данные обстоятельства предопределяют выработку предприятием соответствующей маркетинговой политики.
Производство строительных деталей относится к разряду материалоемких, энергоемких и трудоемких производств, требующих значительных капитальных затрат как на создание, так и модернизацию продукции. При этом стоимость и объемы потребления продукции тесным образом связаны с уровнем платежеспособного спроса на рынках, где данная продукция реализуется.
В условиях продолжающегося дефицита жилья и недостаточно высокого уровня доходов населения предприятие вынуждено вести политику умеренного ценообразования. Ценовая стратегия строится исходя из принципа покрытия затрат на производство и реализацию продукции и получения планируемой прибыли для развития. При этом учитывается конкурентное окружение и положение самого предприятия в конкурентной среде.
При определении уровня рентабельности учитывается как потребность предприятия в финансовых средствах, так и необходимость сохранения ценовой конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Необходимость постоянного взаимодействия с клиентами для быстрого покрытия крупного рынка вызывают потребность налаживания хорошей распределительной сети.
Достижение высоких коммерческих результатов ОАО «Минскдрев» невозможно без осуществления коммуникационных мероприятий, в первую очередь рекламного характера. Для этого как в местной, так и республиканской печати публикуются подробные сообщения о работах, проводимых на предприятии, информация об обновлении модельного ряда продукции.
Кроме того, для обеспечения узнаваемости бренда и торгового знака предприятие уделяет большое внимание наличию рекламы. Для этих целей используется пресса, наружная реклама. Для потенциальных покупателей разработаны рекламные листовки, выпускаются фирменные папки, каталоги, флайеры с нанесенным торговым знаком и наименованием предприятия. У предприятия действует собственный постоянно обновляемый Интернет-сайт с удобным интерфейсом, где представлен весь модельный ряд производимой продукции с подробной информацией о технологии ее изготовления, типоразмерах, комплектации и т.д.
Успешная реализация маркетинговой политики предприятия во многом зависит от отношения к товару, сложившегося у широкого круга потенциальных потребителей. В настоящее время перед предприятием стоит задача по формированию предпочтения у покупателей именно его продукции перед продукцией других изготовителей. Для решения этой задачи необходимо проведение тщательно спланированной рекламной кампании, интенсивность которой будет соизмеряться с объемами производства, прогнозируемыми объемами продаж на целевых рынках и требуемыми затратами.
Для рынка оптовых покупателей рекомендуется доведение информации посредством коммерческих предложений или непосредственно коммерческим агентами, поскольку рынок оптовых покупателей имеет небольшое количество участников, которым важна конкретная техническая информация о предлагаемом товаре.
Рынок индивидуальных потребителей имеет значительно большее количество покупателей, поэтому наиболее эффективным здесь является распространение рекламной информации о продукции предприятия и ее преимуществах в средствах массовой информации, специализированных изданиях.
ОАО "Минскдрев", занимая значительную долю рынка по основным видам продукции, является одним из крупнейших предприятий деревообрабатывающей промышленности Беларуси. Удержание своих позиций на рынке и дальнейшее их укрепление возможно только за счет технического перевооружения и освоения на новой технологической базе востребованной рынком продукции.
Реализация настоящего проекта позволит предприятию возможность полнее удовлетворить запросы потребителей, не отставать от конкурентов по ассортименту и качеству продукции, а разработанная стратегия маркетинга обеспечит эффективную реализацию продукции на внутреннем и достижения реализации на внешнем рынке свыше 20% от общего объема производства.