Опрос как наиболее распространенный метод сбора социологической информации. Критерии оценки типов опросов. Общие методические требования к организации и проведению опросов

Опрос представляет собой метод сбора социологической информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (анкетера-интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом и вытекающие из целей и задач исследования. Опросы могут различаться:по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;

· по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;

· по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;

· по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.

Есть общие методические требования к организации и проведению опроса, которые уточняются и доводятся до сведения анкетеров на инструктаже.

Интервьюер, проводящий опрос, должен действовать строго по инструкции, полученной на инструктаже; он должен досконально знать содержание опросного листа с учетом всевозможных переходов и фильтров; знать, как регистрировать ответы, как работать с карточками, которые прилагаются к инструментарию. Все указания по ведению опроса и работе с опросным листом, правилам заполнения опросных листов, поиска респондентов содержатся в инструкции и продублированы (как правило) в самом опросном листе (перед каждым вопросом другим шрифтом отмечается специфика работы с ним, указаны все переходы). Инструкция интервьюеру, где указаны все технические, методические, организационные аспекты интервью, которые могут вызвать затруднения в ходе интервьюирования, является важным методическим документом и должна быть подробно составлена. В инструкции описано содержание вводной беседы с респондентом, правила поиска и замены респондентов, принципы проведения интервью, способы регистрации ответов.

30. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных
Познавательные возможности метода социологического опроса реализуются в диалогическом вопросно-ответном общении исследователя с респондентами. В этом общении именно вопрос выступает элементарным техническим инструментом опроса. Именно с помощью вопроса социолог получает в виде ответов респондентов ту совокупность единиц эмпирической информации (первичных данных), которая служит основой для установления социальных фактов, для построения индексов, комплексных интегративных показателей.
Начинать проведение эмпирического исследования следует с грамотно сформулированного программного (исследовательского) вопроса - это такой вопрос, который определят то, ради чего проводится анкетирование. Совокупность ответов на конкретные вопросы анкеты даст ответ на программный вопрос.
Функции вопроса: три функции – индикаторная, коммуникативная и инструментальная.

Индикаторная функция. вопрос обеспечивает получение искомой информации, а не какой-либо другой.
Коммуникативная функция вопроса обусловлена социально-психологической природой общения. Комм. функция обеспечивает связь между сознанием исследователя и обыденным сознанием респондентов. Достигается это путём перевода вопроса на уровень обыденной лексики респондента.
Инструментальная функция вопроса связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к его измерительным возможностям, построению шкал и индексов, формулируемых на основе блока вопросов.
Логическая структура вопроса определяется наличием в нём двух обязательных элементов: а) базисной информации о том, что известно; б) указанием на недостаточность известной информации и необходимость её восполнения или уточнения.
!!! В том случае, если исследователь ошибается в определении базисной части вопроса (известной информации), т. е. предположение оказалось неправильным, появляется «эффект внушения».
Требования к базисной части вопроса: а) её информация должна быть в равной степени известна и респонденту, и исследователю; б) она должна однозначно пониматься и респондентом, и исследователем;
в) она должна быть свободна от влияния явных и неявных ожиданий исследователя по поводу социально одобряемых и неодобряемых ответов.
Виды анкетных вопросов
Все вопросы анкеты обычно разделяют:

1) по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности);

Выделяют вопросы о знаниях людей, мнениях, пожеланиях, ожиданиях; о фактах поведения – поступках, действиях и результатах деятельности; о личности респондента(соц-дем блок/ «паспортичка»)
Существует и другое направление по предметному содержанию, которое связано с выделением различных сфер социальной практики: труд, досуг, семья, образование и т. д.
2) форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

Закрытыми считаются такие вопросы, в которых перечислены все возможные. подразделяются на: дихотомические, альтернативные, неальтернативные, вопросы-меню.
Дихотомические вопросы предполагают ответы: да, нет, не знаю(может строиться не только в дихотомической форме,но и в шкальной, и в табличной формах). Альтернативные вопросы - выбор респондентом только одного варианта ответа из набора предложенных. Неальтернативные вопросы (их ещё иногда называют «вопросы-меню») предусматривают возможность выбора нескольких вариантов ответов.

Полузакрытые вопросы также как и закрытые, содержат варианты ответа респондента на поставленный вопрос, но при этом респондент может не ограничиваться предложенным списком вариантов, а предложить свой вариант ответа. (+другие)
Открытые вопросы не содержат никаких подсказок и дают возможность респонденту выразить своё мнение в той словесной форме, в которой он привык выражаться.
3) методической функции (основные и неосновные, вводные и основные, контактные и контрольные, вопросы-фильтры и др.);

Вводные вопросы служат для того, чтобы наладить контакт с респондентом, заинтересовать его, постепенно ввести его в тему исследуемой проблемной ситуации. Вводные вопросы не должны быть сложными. располагаются в самом начале анкеты.

Содержательные вопросы – это основные вопросы анкеты. Они используются для сбора информации, необходимой для достижения целей исследования.

Вопросы-фильтры могут использоваться для отсеивания части респондентов от участия в опросе, если они не удовлетворяют определенным критериям (выявление «чужих»). В этом случае эти вопросы ставятся в самом начале анкеты.

Контрольные вопросы используются для проверки компетентности, точности или искренности опрашиваемого. С помощью контрольных вопросов проверяется достоверность только наиболее важной информации, получаемой от респондента.

4) отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные);

5) технике заполнения (трудные, сложные).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: