Молодежная культура и субкультура

В последние несколько лет в нашей стране среди молодежи появилось огромное количество разнообразных культур и субкультур, если лет десять назад их количество не превышало двадцати, то в настоящее время эти образования достаточно трудно пересчитать и как-то систематизировать.Важно отличать молодежную культуру от культуры молодежи. На первый взгляд, эти два понятия равнозначны, но это не совсем так. «Если молодежная культура принадлежит молодежи и не свойственна обществу как целому, то культура молодежи включает в себя и общие элементы культуры, передаваемые молодежи старшим поколением в процессе воспитания и образования».6Еще одним важным термином является термин «субкультура». Наиболее полное определение субкультуры дает Волков Ю.Г.: «Субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающейся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней»7.Молодой человек очень импульсивен, впечатлителен, динамичен и эмоционален, по этому часто возникает непонимание и конфликт между ним и представителями старшего поколения из-за несовпадения мнений, интересов, увлечений и ценностей. Этот конфликт является одной из ведущих причин образования молодежных культур и субкультур. Процесс культурной преемственности одновременно сближает и разъединяет поколения. Старшие поколение передает весь свой опыт и духовное богатство, а молодежь должна прилагать усилия для его овладения, но помимо этого, она должна также и соединить этот материал с реальной современной жизнью, образуя тем самым новую культуру. В современном обществе, с его динамичным развитием все более сложными становятся взаимоотношения между разными поколениями, а соответственно претерпевает значительные изменения и процесс культурной преемственности: меняются механизмы развития культуры, снижается ценность жизненного опыта старших поколений. И чем общество быстрее развивается, тем больше увеличивается культурная пропасть между молодежью и «миром взрослых», потому что чем старше человек, тем ему труднее адаптироваться к новым условиям, а для молодежи, ввиду ее мобильности и динамичности, это не составляет большого труда.Некоторые исследователи считают, что «возникает принципиально новый тип культуры, в рамках которой не молодежь заимствует нормы и ценности из опыта предыдущих поколений, а наоборот, старшее поколение от молодых»8. Во многих случаях, новации, в какой сфере общественных отношений они не возникали, проходят проверку в молодежной среде, а только потом, постепенно, принимаются старшими, более консервативными членами общественных отношений. Очень часто, в большинстве случаев, повод и причина конфликта между молодежью и взрослыми не совпадают. Причинами могут особенности психики подростка, не умение выстраивать диалог, не понимание сути культурных различий поколений и многие другие, а поводом может стать отклонение от осуществления принципов социальной справедливости, разные ценности и т.д.

А.Н. Сухов подразделяет конфликты на следующие виды:

1. Внутриличностные конфликты (столкновение в психики индивида несовместимых процессов, вследствие чего личность не может нормально существовать);

2.Конфликты между личностью и группой;

3.Конфликты между малыми группами;

4.Конфликты между малыми и большими группами;

5.Конфликты между большими группами.9

Вариантом преодоления конфликта может быть выход человека на новый уровень понимания или включаются механизмы психической защиты:

1.Вытеснение (по принципу: «не было этого»);

2. Конверсия (построена на использовании чувства юмора);

3. Резкий подъем самооценки («принципы родителей верны, но они их не могут придерживаться, а вот я могу, я их выше»);

4. Резкое падение оценки родителей.10

Толчок к развитию конфликта чаще всего дается извне, появляется внутриличностный конфликт, который потом переходит в межличностный или личности и группы. Вследствие этого молодой человек меняет семью на неформальную группу. Очень часто эту ситуацию усугубляет неправильное воспитание. В таких случаях эта неформальная группа становится местом, с особым эмоционально-психологическим климатом, комфортным для молодежи. Молодежные неформальные группы могут создаваться специально для изживания конфликтов со старшим поколением. С помощью атрибутов и символов той или иной субкультуры подросток пытается влиять на взрослых. Например, символы агрессии в панк-культуре: воинственного вида ирокез, цепи, шипы и черепа в качестве украшений. Это помогает погасить конфликт с родителями, переведя его во внешнюю среду, снять внутренне напряжение подростка.Большую роль в сплочении членов конкретной субкультурной группы играют:

1.Внешний вид;

Внешний вид человека несет социально значимую информацию о его общественном положении, выполняет функцию пароля. Член одной субкультуры всегда узнает своего, и отличит членов других групп.

2. Сленг;

Чем интенсивнее взаимодействуют члены одной группы, тем больше слов входят в их сленг. Например, в конце 80-х годов девушка, входившая в субкультуру хиппи, написала «Словарь системного сленга», куда входил жаргон хиппи. Использование этих слов сплочает группу и выделяет ее в обществе.

3. Место сборов;

Служат в основном символом общности и очень устойчивы во времени. Чем крупнее город, тем больше таких мест. Существуют места, где собираются представители только одной субкультуры, например, в Красноярске скинхеды собираются во дворе дома на перекрестке улицы Ленина и Кирова, на других точках собираются разные неформальные группы, в нашем городе сквер «Стакан» напротив Детского мира, где совместно существуют и панки, и хиппи, и скинхеды.

4. Музыка;

В некоторых случаях субкультуры образуются в зависимости от того, какую музыку слушают ее члены, являясь в этом случае «точкой кристаллизации»11, ускоряет процесс формирование этой общности. Такая музыка сильно влияет на поведение подростков. Подрастающее поколение делает музыку причиной конфликта ценностей с взрослыми, происходит культурная преемственность. Подростки в молодежной музыке находят как отрицание авторитетов, так и стремление к идеалу, отождествляя себя с молодыми музыкантами.Группообразующая роль молодежной музыки позволяет ей занимать в жизнедеятельности молодежи место центрального элемента, своеобразие мироощущения и способов самовыражения, образцы поведения и взаимодействия, сленг и символы образуют своеобразный культурный комплекс – молодежную культуру.

Из всего выше сказанного следует, что у каждой молодежной субкультуры есть определенные характерные только для нее признаки. В качестве таких признаков может выступать внешний вид, атрибуты, сленг и музыка, и являются также составляющими субкультуры, со стороны членов таких субкультур им уделяется много внимания. Многие из субкультур агрессивны, как внешне, так и внутренне. Это, скорее всего, является следствием причин возникновения субкультур. Например, конфликт на разных уровнях зачастую выливается в уход подростка в субкультуру. Членство молодого человека в той или иной подобной группе не пожизненно, в среднем молодой человек покидает субкультуру в 20 лет. Более того, как бы странно это не звучало для старших поколений, субкультура является неотъемлемой частью господствующей культуры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: