Общественно-государственная политика в сфере культуры и досуга

Глава 1. Социально-культурная работа как феномен современного мира

Один из самых главных вопросов культурологии – формирование в человеке с детства высоких культурно-досуговых потребностей и обеспечение условий их удовлетворения на основе инициативы и самоорганизации. Отсюда, многогранность задач в общественно-государственной культурно-досуговой политике зарубежных стран:

· определение соответствующих приоритетов или нужд в смысле создания возможностей рационального досуга для различных возрастных или социальных групп;

· обследование реального процесса удовлетворения этих потребностей, основываясь на социологических анализах, в организации досуга раз­ных групп населения для муниципальных правительств, доброволь­ных агенств, школ и других социальных институтов.

· создание научно-обоснованных моделей культурно-досуговых возможностей для разных групп населения и обеспечение материаль­ной и организационно-методической базы их удовлетворения;

· достижение рационального понимания проблем досуга и его важности для общественной жизни, физического, морального и социального благополучия через образовательно-воспитательную систему детей, юношества и других возрастных групп;

· рассмотрение работы и отдыха как составляющих общие качест­ва жизни и обеспечения основных человеческих потребностей в соответствии с новым пониманием досуга и его значимости в современном социуме;

· совершенствование и корректирование национальной программы формирования у подрастающего поколения умений и навыков самоорганизации своего досуга.

Эти проблемы носят общий планетарный характер, т.к. именно из-за профессиональной некомпетентности, критически низкого уровня культуры и образования, духовной ущербности случаются взрывы и аварии, развязываются войны и конфликты, социальная и расовая дискриминация, нищета и бедность, поэтому столь актуальной становятся сегодня идеи мировой культуры и толерантности, новой планетарной этики.

В США, Великобритании и других англоязычных странах в пос­ледние десятилетия утвердила себя динамичная и достаточно эффек­тивная общественно-государственная система реализации воспита­тельного потенциала досуга разных групп населения. В ее струк­туру входят:

- меры государственной защиты национальных ценностей куль­туры, сохранение и развитие традиционной народной культуры;

- содействие государства в создании и функционировании ин­фраструктуры культурно-досуговой деятельности всех форм собственности;

- налоговые льготы предприятиям, организациям, обществам и другим социальным институтам, вкладывающим свои средства в ор­ганизацию досуга населения;

- достаточно прогрессивная, хотя и со значительными сложностями и противоречиями программа нравственно-эстетического воспитания детей, подростков, молодежи; а также оригинальные и со­циально-значимые формы организации досуга пожилых людей.

В настоящее время развитию культурно-досуговой деятельности в США, Великобритании, Канаде, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии способствуют государственная политика в сфере досуга и активность ряда научных и общественно-просветительных организаций, опираю­щихся на выводы и рекомендации сложившихся в последние десятиле­тия научных школ исследователей досуга (Д. Келли, Д. Берд, Д. Нейлингер, Д. Уайскопф, Б. Дривер, Р. Рапопорт, С. Гордон, Р. Краус), оп­ределяющих досуг как рекреативно-развивающуюся деятельность. В научной литературе, со­циологии и статистике англоязычных стран введено также понятие «досуговое время», т.е. свободное время, используемое для отдыха, развлечений, непрерывного самообразования и духовного наполнения личности (в 60-80-е годы было поддержано российскими учеными В.А. Ядовым, Б.А. Грушиным, Э.В. Соколовым, И.В. Бестужевым-Ладой, В.Д. Патрушевым, Р.А. Евтеевой и др.).

Примечательно, что этот категориальный аппарат стал основой государственных документов, на­шел отражение в юридической практике и, что особенно важно, в учебных пособиях для средней и высшей школ. Используя влечение людей к семейному досугу, инфраструктура культурно-досуговой деятельности в определенной мере фокусируется на том, чтобы работающие супруги в выходные и праздничные дни могли провести свое свободное время с детьми. К примеру, в Нью-Йорке 2-4-х часовые семейные экскурсии организуются на 86-ом этаже /на высоте 320 метров/ 102-х этажного небоскреба «Эммайр стэйт билдинг», Рокфеллер-центре, театральном кварта­ле «Бродвей-тайме сквер», Эллис-Айленде у статуи Свободы, Линкольн-центре, Колумбийском университете, музее изобразительных искусств «Метрополитен» и т.д.

Семья может проплыть на теплоходе вокруг Манхеттена, проле­теть на вертолете над центром Нью-Йорка, отдохнуть в сотнях город­ских парках. Однако, культ здоровья и спорта в первую очередь зовет американца и его семью на стадион. Только на стадионах «Мадисон Сквер Гарден», «Шеа», «Янки», в национальном теннисном центре и теннисном клубе «Бест-Сайд» за субботу и воскресенье бывает до 1,5-2-х млн. человек. Так, в США сегодня реализуется формула «Кто неделю интенсивно работал, должен в уикенд столь же интенсивно отдохнуть».

В XXI веке ожидается быстрое увеличение так называемых работников сферы знаний или специалистов по информации, которые готовят программы, ленты, материалы передачи инфор­мации и т.д. для обучения, тренировки и других деловых целей. Кроме того, будет возрастать потребность в системных дизайнерах и ин­женерах, большая возможность иметь работу в таких областях, как ко­смос, солнечная энергия, экология.

С 90-х годов наиболее очевидно увеличение свободного времени для одного человека – от 36 до 45-ти часов в неделю. Среднее число часов для всех взрослых жителей городов выросло примерно на 11% с 34,3 до 38,5 часов в неделю. Следует отметить, что увеличение времени досуга не явилось результатом резкого сокращения рабочей недели, которая относительно стабильна со времен Второй Мировой войны. Общее увеличение досуга произошло в основном за счет таких причин, как увеличение числа праздничных дней, оплаченных отпусков, более раннего добровольного ухода на пенсию по возрасту и другим причинам.

С 1981 по 1993 гг. в США принято 44 национальных обществен­но-государственных культурных программ, с помощью которых предусматривающих:

- значительное развитие инфраструктуры досуга детей, пенси­онеров и инвалидов;

- наполнение деятельности учебных заведений, парков, музе­ев, театров, концертных и других учреждений культуры педагогиче­ски целесообразными формами культурно-досуговой деятельности;

- использование гостиничных комплексов, стадионов, теннис­ных кортов, площадок для игры в гольф, пляжей, оздоровительных центров, казино, дансингов и других развлекательно-игровых учреждений для обеспечения рационального досуга разных групп населения;

- привлечение ученых и известных практиков к научно-обосно­ванному отбору содержания и формы подготовки специалистов общес­твенного и семейного досуга.

Наряду с государством в осуществлении этих программ прини­мают участие промышленные и строительные корпорации, банки, объ­единения фермеров, религиозные общины, ассоциации ученых, учите­лей, врачей, деятелей искусств; культурно-просветительные и спо­ртивные общества, благотворительные организации, частные лица. Система разработки и реализации общественно-государственных программ содействия в организации рационального досуга различных групп населения успешно внедряется в Великобритании, Канаде, Ав­стралии, Новой Зеландии.

Соединение усилий государства и общественных организаций позволило создать центр культуры имени Дж. Кеннеди в Нью-Йорке, «Диснейленд» во Флориде и Калифорнии; удивляющие техническим и эстетическим совершенством национальные парки, ботанические са­ды, пляжи, библиотеки, музеи и другие центры культуры и отдыха, культурно-спортивные и оздоровительные, зрелищно-игро­вые комплексы. В Великобритании, Австралии и Новой Зеландии по примеру Япо­нии в 60-80-х годах XX века разработана и успешно осуществляется общественно-государственная система материального поощрения народного творчества. В школах и культурно-досуговых центрах пропагандируется народное музыкальное творчество, хореографическое, песенное искусство. Фильмы, спектакли, выставки, отражающие оте­чественные культурные традиции, получают существенную дотацию государства к местных органов власти.

В соответствии с национальной программой художественно-эстетического воспитания детей и подростков в школах Англии, Шотландии, Уэльса в течение всего периода обучения проводятся уроки народного искусства, которое в одинаковой степени преподается мальчикам и девочкам. Занятия фольклором и прикладным творчеством проходят дифференцированно. Девочки усваивают фольклорное пение, вязание, национальное куль­турное искусство; мальчики – народные приемы обработки дерева, ка­мня, кожи, кости, железа. Следует отметить, что как государственные, так и частные учебные заведения финансируются государством.

Успех процесса приобщения детей к национально-художественным традициям в значительной мере обеспечивается тем, что каждый учеб­ный час, связанный с овладением тем или иным видом искусства, интегрируется широкой системой внеучебной деятельности. Для усиления популярности данных программ к руководству ее осуществлением в качестве почетного председателя Совета художественно-эстетического воспи­тания привлечена Королева Елизавета II, члены королевской семьи шефствуют над различными их направлениями.

Следует отметить, что программы не исклю­чают знакомства детей с достижениями культуры других народов ми­ра, значительное место, в которой занимает культура России. Весьма отрадно, что школьники Великобритании дос­таточно хорошо знают Пушкина, Чехова, Чайковского, Репина, Станис­лавского, Тарковского, Кабалевского и многих других деятелей русской культуры.

Постоянная забота о сохранении и обогащении фольклорного ис­кусства, народных ритуалов и обрядов составляют важное направление государственной политики стран Западной Европы. Здесь прак­тически в каждой школе или другом учебном заведении есть фольк­лорные коллективы. Видео-кассеты фольклорных концертов реализуются в гораздо больших тиражах, чем аме­риканские эстрадные шлягеры. В англоязычных странах, как и в Японии, Юго-Восточной Азии, на Среднем и Ближнем Востоке, в Скандинавии, Германии и странах Бенилюкса, органы управления куль­турой несут перед государством и общественными институтами ответственность за недопущение на эстраду, в кино и видеосалоны яв­лений антикультуры. Наиболее ценной в развитых англоязычных странах представля­ется система разработки и реализации общественно-государственных программ организации досуга таких групп населения, которые более других нуждаются в поддержке государства и социальной защите.

Особое внимание заслуживает деятельность Ассоциаций актеров театра, кино и телевидения, национальной Программы организации досуга инвалидов, предусматривающая решение широкого круга проблем – от создания в учреждении культуры специальных подъездов и мест для этой группы населения до подготовки социальных работников, ориентированных на специфику вовлечения инвалидов в культурно-досуговую творческую деятельность. В соответствии с программой в каждом из 50-ти штатов страны создается ориентированная на инвалидов инфраструктура парков, са­дов, пляжей, стадионов, зрелищно-игровых и других центров досуга, которые за счет ассигнований государства и благотворительных ор­ганизаций приспосабливают свою деятельность для удовлетворения запросов различных групп инвалидов.

Специально средства выделяются для обеспечения возмож­ности слепым, слабослышащим и иным категориям инвалидов восприни­мать художественную информацию, общаться, участвовать в художест­венном творчестве. В штате Нью-Джерси специально оборудован дом для инвалидов с телевизором, пианино, сидячим бильярдом в холле, комнатами для спокойных игр (шахматы, шашки и т.д.). Работают все кружки и клубы по интересам (хоровые, художественные, технические, прикладных видов творчества и др.). Стены дома украшены произведениями народного творчества одино­ких инвалидов. Организована мастерская по гончарному делу. Любители-умельцы лепят и обжигают в специальной печи глиняные горшки, вазы для цветов, скульптурные статуэтки и многое дру­гое. Имеется магазин для продажи произведений самодеятельного творчества инвалидов, госпиталь для лечения больных и про­филактики заболеваний, оснащенный компьютерной видео­рентгенсистемой, новейшим тех­ническим оборудованием палат, современными препаратами и лекарствами, содержащимися в специальных холодильниках. В книге отзывов больных - благодарности врачам и сестрам, создающим добрую психо­логическую атмосферу и безупречное лечение.

В настоящее время во многих штатах совершенствуются програм­мы, объединяющие усилия социальных работников, релаксаторов, вра­чей, психологов, деятелей культуры в обеспечении социальной защи­ты интересов инвалидов и вовлечении последних в активную культурно-досуговую деятельность (спортивные и художественные состязания, специальные фестивали и другие комплексные мероприятия..

В соответствии с Федеральной программой социально-культурной поддержки наименее защищенных групп населения в США за счет общефедеральных и муниципальных органов, общественных организаций и благотворительных обществ социальные педагоги, релаксаторы, пре­подаватели музыки и изобразительного искусства организуют досуг многодетных семей, ведут занятия по основам эстетической культу­ры с детьми малоимущих родителей, организуют досуговые кружки сре­ди иммигрантов. В различных штатах в эту программу вносят опре­деленные поправки. К примеру, во Флориде и других регионах Юго-Во­стока ведется специальная работа с кубинцами, в Калифорнии – с мексиканцами, в Нью-Йорке и Филадельфии с иммигрантами из бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы. Однако, везде приоритетными представляются самые разные формы вовлечения населения и, в первую очередь, вновь прибывших в страну, в различные формы со­циально-культурной деятельности, способствующей рекреации и духовному обогащению личности.

В соответствии с принципами государственной политики в сфере культуры и досуга в США, Австралии, Новой Зеландии сложилась система налогового поощрения вложений в социально-культурную дея­тельность. Производственные объединения этих стран, вкладывающие средства в организацию досуга трудящихся и членов их семей, полу­чают налоговые привилегии в таких размерах, которые делают эти ассоциации не только социально-значимыми, но и материально выгод­ными. В этих условиях производственные фирмы оплачивают туристи­ческие, спортивные и художественно-зрелищные абонементы рабочих и членов их семей; выделяют средства на расходы по непрерывному образованию, эстетическому просвещению и любительскому творчест­ву. В США и Канаде производственные и торговые фирмы поощряются налоговыми привилегиями, когда они финансируют развитие национа­льных парков и центров детского досуга. В Великобритании предпри­ятия оплачивают систему празднично-ритуальных торжеств, развитие фольклорного творчества, семейные туристические поездки. Аналогичная система сегодня получает свое развитие и в других странах Западной Европы.

Общественно-государственная политика в сфере досуга – это результат социально-экономических успехов высокоразвитых стран современного Запада, но, в значительной мере – это следствие активного влияния науки на формирование политического курса страны. Примером реализации прогрессивных принципов общественно-государственной политики может служить «Национальная программа организации досуга молодежи», разработанная в США в конце 90-х годов совместными усилиями Конгресса, Правительства и десятков научных учреждений и общественных организаций. Программа имеет принципиальное значение, т.к. интегрирует в себе самые широкие достижения страны вобласти экономики, политики, культуры и воспитания. Остановимся на ней более подробно.

В представленных Конгрессу США рекомендациях ука­зывается на необходимость ориентирования не на коммерческие, дорогие и сложные формы досуга, «пожирающие пространство и разрушающие красоту», а на виды молодежной досу­говой деятельности, которые не требуют больших затрат. Возможности правительственных служб, профессионалов и коммерсантов в этой области ограничены. Лучшие результаты дает деятельность добровольцев, эн­тузиастов, поэтому общественно-государственная политика в сфере молодежного досуга должна базироваться на логике самодеятельной простоты, самообеспечении и самоуправляемости в досуге.

В национальной программе организации досуга молодежи деталь­но раскрыты механизмы использования для этих целей существующей инфраструктуры досуга. Согласно стандартной классификации отрас­лей, принятой в статистике США, к рекреационной сфере относятся гостиничные предприятия – отели, мотели, трейлерные парки, кем­пинги, спортивные и рекреационные лагеря; специализированные пре­дприятия и учреждения, удовлетворяющие потребности в отдыхе и ра­звлечениях - учреждения культуры (кинотеатры, эстрадные и симфо­нические оркестры, театры, художественные студии); спортивно-зрелищные мероприятия, бесбольные, футбольные, хоккейные и др. спортклубы; предприятия для активных занятий спортом (бассейны, катки, лодочные станции, пляжи и т.д.); развлекательные учрежде­ния (парки, детские площадки, цирки, зоопарки); государственный рекреационный фонд: национальные парки, природные достопримечательности, национальные леса, а также парки и зоны отдыха штатов, округов и муниципалитетов. Достоинство программы – в конкретизации роли и места каждого из приведенных выше социальных институтов в культурно-досуговой деятельности молодежи, ориентирует их на максимальное раскрытие своего воспитательного потенциала в обеспечении конст­руктивного воздействия на подрастающее поколение.

Основное место в производстве услуг для отдыха населения принадлежит частному сектору, но каждое учреждение культуры и досуга в соответствии с законодательством обязано нести опреде­ленные обязательства по отношению к молодежи.

Еще более четко вовлечение всех учреждений досуга в реали­зацию различных просветительно-воспитательных проектов запрограм­мировано в Великобритании. Индустрия досуга занимает исключитель­ное место в экономике Великобритании. 30% доходов граждан страны идут на различные формы досуговой деятельности и товары для досу­га. За последние 20 лет количество занятых в сфере, обслуживаю­щей досуг, возросло на 36%.

Для досуговой индустрии Великобритании характерна высокая концентрация: некоторые особо крупные компании производят большую часть товаров и услуг. Эти корпорации не только создают все новые виды услуг и товаров, но и пытаются влиять на изменение «досугового спроса». Процессы, происходящие в индустрии досуга, носят противоречивый характер. С одной стороны, корпорации, свя­занные с рынком досуга, проявляют большой интерес к различные категориям потребителей и ориентируют производство продукции на удовлетворение самых разных потребностей, отражающих реально существующие социально-демографические, этнические, половые и иные различия. Молодежная сфера является одной из наиболее динамичных секторов досугового рынка Великобритании и США, охватывающая ре­ализацию одежды, грампластинок, телевизионной и звуковоспроизво­дящей аппаратуры, сеть молодежных магазинов, кафе, дискотек и т.п. В США конкуренция за рынки рекреационных услуг вызвала прилив ка­питала в такую прибыльную сферу, как гостиничный бизнес, где по­является все больше новых видов услуг, связанных с ярко выражен­ным сезонным характером деятельности отелей и мотелей. Применя­ется целая система мер по стимулированию спроса в межсезонья: при отелях создаются молодежные клубы здоровья и спортивные комплексы, предлагаются программы проведения уик-эндов и т.п.

С другой стороны, производство и потребление в сфере досуга становится все более массовым, вызывая те тенденции, о которых уже говорилось выше. В последние годы к Великобритании появилась тенденция финансирования банкам и крупнейшими корпорациями не­рентабельных с экономической точки зрения форм культуры и искус­ства на общенациональном уровне, являющихся предметами националь­ного престижа, - оркестров, оперных и драматических коллективов и т.п., которые в противном случае были бы неконкурентноспособ­ным на досуговом рынке.

Потребности молодежи в рекреационных услугах удовлетворяют­ся не только в границах частного сектора хозяйства. На развитие способов и средств отдыха населения направлена деятельность ряда государственных организаций. В ведении государства в США, Вели­кобритании находятся территории для массового отдыха населения, создание отдельных объектов рекреационного назначения, проведе­ние исследовании в области планирования отдыха. В Великобритании государство, с одной стороны, контролирует досуговый рынок через систему лицензий, с другой - осуществляет контроль за обществен­ными местами отдыха и их использованием» В ряде случаев правите­льство частично финансирует некоторые учреждения досуга или не­которые виды досуговой деятельности. Официальные организации суб­сидируют также культурную и рекреационную деятельность на местах – театры, уличные фестивали, передвижные выставки, библиотеки и др. Здесь созданы специальные отделы, ведающие проблемами ор­ганизации досуга.

Анализируя практику обеспечения досуга молодежи, И.А.Новикова [1] убедительно показала, что в европейских странах и США нет единой системы организации, отвечающей за руководство досуговой деятельностью. Эти функции выполняют школы, парки, отделы и дру­гие организации. Нет и единого мнения о том, кому должен принад­лежать приоритет в этой области. Сторонники передачи руководства досугом детей и юношества школе говорит о многих ее преимущест­вах в этой области, от наличия штата учителей, достаточно квали­фицированных, чтобы осуществлять как образовательную, так и досуговую деятельность, об учебном плане школы, который включает различные виды деятельности /занятия спортом, музыкой, пением, драматическим искусством/, являющиеся частью досуговых программ, о местоположении школы, ее близости к детям, позволяющий при неко­торых изменениях окружающего ландшафта использовать прилегающую территорию под площадки для организованных досуговых программ.

Противники школьного руководства досугом указывают на то, что досуговая программа должна охватывать все блоки общества, лю­дей всех возрастов, школа же привыкла иметь дело с детьми, под­ростками, юношеством: школьные учителя, являясь хорошими специа­листами, не всегда могут быть хорошими организаторам досуга, они вносят элементы классной работы, что не подходит для руководства досуговой деятельностью; в школах досуговая деятельность включа­ется в раздел физического воспитания, поэтому в школе преобладают спортивные программы, руководство же досуговыми программами тре­бует использования всех имеющихся возможностей.

Природные условия США, Великобритании, Австралии обусловили исключительную роль парков как ведущих центров досуга. Особый ста­тус парков в системе рекреации и духовной жизни обусловил и их особую роль как организационно-методических центров культурно-досуговой деятельности. Обладая большими территориями, которые мо­гут быть использованы для проведения досуговых программ /игровые площадки, плавательные бассейны, территории для организации ла­герей и т.д./ парки, тем не менее, по разному реализуют свои по­тенциальные возможности. Одни /особенно в Калифорнии/ органически сочетают активную рекреацию с включением людей в интенсивный про­цесс духовного творчества, другие /Пенсильвания, районы больших озер/ ограничиваются лишь организацией развлечений.

Сейчас в западных странах наметились тенденции к совместному использованию возможностей школы и парка. Так, по инициативе Нэнси Рейган в США с конца 70-х начала 80-х годов укрепилась политика объединения усилий муниципальных органов, общественных организации парков, школы, частных лиц по внедрению научных основ орга­низации детского и юношеского досуга.

В соответствии с программой, созданной по поручению американской Палаты представителей, группа ученых разработала перечень приоритетных форм досуга, которые в наибольшей мере отвечают тре­бованиям творческого развития личности в условиях свободного времени. К этим приоритетным формам досуга специалисты культурологии отнесли:

Чтение. Оно включает оценку литературы и впечатление от нее. Эта деятельность в значительной степени связана с библиотекой. Помимо чтения и обслуживания литературы, при библиотеках органи­зуются совместные чтения, дискуссии о прочитанном, читательские конференции.

Музыка, искусство. Этот вид деятельности ставит своей целью эстетическое воспитание, обучение пониманию музыки, живописи, архитектуры и т.д. Конкретное выражение это находит в создании му­зыкальных кружков, хоров, оркестров, специальных кружков и клу­бов по искусству.

Творческие ремесла. Этот вид деятельности включает в себя работу, связанную с внутренним украшением дома, работу с деревом, глиной, картоном, радиолюбительство, умение работать с различны­ми инструментам, электрическими приборами, химическими препара­тами. Все это имеет целью стимулировать изобретательскую мысль школьника.

Танцы /народные и современные/. Цель обучения - развитие у ребенка, подростка ритмики, пластики движения.

Драматическое искусство. Этот вид досуговой деятельности включает организацию драматических кружков, постановку любитель­ских спектаклей, концертов, шоу и т.д.

Игры, спорт. Широко распространенный вид досуга среда школь­ников. Он включает популярные игры, как бадминтон, баскетбол, травяной хоккей, ручной мяч, гольф, бейсбол, плавание, фехтова­ние и др.

Досуг на природе. Это – занятие садоводством, летние лагеря, пейте походы, изучение леса, организация выставок цветов и т.д.

Путешествия и исследование неизвестных мест. Особенно распространенный вид деятельности в каникулы и на уик-энд. Цель – изучение географии местности, ее истории, экономики, нравов, обычаев и т.п.

Общение как форма проведения досуга. Здесь имеются ввиду вечера, встречи, беседы, игры для школьников старших классов.

Министерство массовой культуры США по возможности координируют усилия организаций, которые участвуют в осуществлении культурно-досуговых программ. Для одних из них досуг является единственным и основным занятием, для других - побочным. Некоторые обслуживают определенную территорию, как, например, штат в США, графство в Англии, провинцию в Канаде, другие – только своих членов. Есть организации, которые занимаются только одним видом досуга, есть культурно-досуговые объединения и ассоциации, которые пытаются охватить широкий диапазон отдыха, развлечений и интеллектуально насыщенного досуга.

Пытаясь выявить степень разработанности вопроса и общест­венное мнение, сложившееся вокруг проблемы молодежного досуга, мы осуществили контент анализ научных изданий и периодической печати США, Канады и Великобритании за 1937-1992 годы. В общей сложности источниками получения информации стало 18 монографий; 12 сборников материалов научных конференций; 44 публикации по итогам научных исследований различных университетов; 38 статей периодической печати.

В 94 из 112 анализируемых материалов отмечались бесспорные успехи в осуществлении общественно-государственной политики в сфере молодежного досуга, констатировался определенный прогресс в развитии инфраструктуры культурно-досуговой деятельности молодых, отдельные достижения в разработке некоторых аспектов молодежной досуговой субкультуры.

В 72 публикациях отмечается, что в США и в Великобритании, и в Канаде отсутствует единый комплексный подход в определении приоритетных направлений исследований молодежных проблем; нет ясности - что изучено относительно полно, а какие проблемы потаятся в стороне от активной деятельности ученых.

В 59 работах констатируется, что до сих пор никто всерьез не пытается выработать единые методологические принципы научного анализа в результате чего существует недоговоренность между социологами, психологами, юристами, демографами в междисциплинарном изучении явлений и процессов, происходящих в молодежной среде. Исследования, проводимые по «нестыкованным» программам и методикам не позволяют выйти на сравнительный анализ явлений и процессов в молодежной среде, в итоге чего отсутствуют научно обоснованные прогнозы на ближайшую перспективу и начало XXI века.

В 38 научных трудах указывается, что проводимые исследования часто имеют слабую теоретическую и эмпирическую базы, низкий уровень организации и недостаточно глубокую интерпретацию полученных результатов. В 37 опубликованных материалах обращено внимание на то, что во многих исследованиях отсутствует связь с практикой решения конкретных проблем.

Используя методику программированного наблюдения и анализ документов, отражающих содержание и формы культурно-досуговых центров в Нью-Йорке, Филадельфии и Вашингтоне, можно видеть, что наряду с заслуживающими самой высокой опенки образцами эффективной организации досуга, в значительной части парков или иных центров свободного времяпрепровождения молодежи его сводят лишь к органи­зации развлекательных мероприятий, в других - в сферу досуга не­адекватно переносятся методы и формы управления учебной деятель­ностью, явно неприемлемые в условиях свободного времени. Формы культурно-досуговой деятельности, которые наиболее соответствуют природе отношений, складывающихся в сфере молодежного досуга, по мнению специалистов и членов попечительских советов 14 парков и о центров эстетического просвещения и зрелищно-игрового досуга этих городов внедряются крайне медленно. Общий уровень культуры организации свободного времени подрастающих поколений вступил в определенное противоречие с требованиями жизни и это явилось сле­дствием утвердившихся в коммерческих структурах вульгарно-потре­бительских взглядов на сущность, природу и специфику молодежного досуга, существенного отставания педагогики и смежных наук, вхо­дящих в теорию человекознания, от требований современного разви­того общества, а главное отсутствия единой научно обоснованной общественно-государственной программы, ориентированной не на ре­шение отдельных аспектов жизни подрастающих поколений, не на ка­кую-то часть или группу молодых людей, к которым спонсоры прояв­ляют благосклонность, а обеспечения досуга всей молодежи страны, Такая программа призвана отразить роль к место государства к об­щества в решении кардинальных проблем использования свободного времени как фактора духовного развитая личности и существенного резерва обогащения культуры.

С целью преодоления сложившегося противоречия и определения приоритетных ориентиров общественно-государственной культурной политики в сфере молодежного досуга ученые Пристонского и Калифорнийского университетов в 1991 году выступили с инициативой ра­зработки «Федеральной преграды культурной политики в сфере моло­дежного досуга», которая включала бы в себя:

- эстетический всеобуч детей, учащейся молодежи и их родителей;

- пропаганду к внедрение непреходящих ценностей мировой и американской культуры, возрождение и обогащение лучших традиций культурно-досугового творчества народов, составляющих ныне американское общество;

- развитие интереса к различным формам прикладного творчест­ва, формирование умений и навыков внедрения прикладного искусства в досуг и быт молодежи;

- защиту социальных прав молодежи в сфере досуга и культурно-досугового творчества, обеспечение широкой доступности достижений национальной и мировой культуры всем слоям детей, подростков, юно­шей и девушек;

- изучение и использование конструктивных сторон опыта Евро­пы, Ближнего и Дальнего Востока и других регионов мира в организа­ции досуга молодежи;

- создание материально-технической базы культурно-досуговой деятельности, отвечающей требованиям к возможностям начала ХXI века;

- подготовку кадров организаторов досуга, владеющих современ­ными методиками педагогики сотворчества и способных принять на се­бя роль духовных лидеров в реализации федеральных и региональных культурно-досуговых программ.

В методологии восприятия молодежи как субъекта определенной субкультуры, ученые Пристонского и Калифорнийского университетов соединили три аспекта:

1/ антропологический, включающий в себя попытки исследовать молодежь методами классического психоанализа, применить к ней те­оретические построения социал-дарвинизма;

2/ культурологический, в основе которого лежит постулат теории поколений;

3/ интеграционный подход, заключающийся в синтезе разных со­четаний двух других.

Однако следует отметить, что различные теоретические концеп­ции и многочисленные исследования последних двух десятилетий не дали пока целостного междисциплинарного знания о молодежи как мно­гочисленной социально-демографической группе общества, о противоречивых механизмах ее социализации, хотя отдельные социально-педагогические проекты заслуживают пристального внимания. Примером, в частности, может быть одобренная и рекомендованная всем разви­тым странам программа ЮНЕСКО – «Молодежь в изменяющемся мире», которая не в полной мере, но значительно активнее, чем в других странах реализуется в США, Канаде и Великобритании. Значительный интерес представляет опыт выработки молодежной политики в конк­ретно-исторических ситуациях англоязычных стран. Примером чему могут служить «Программа преодоления рассовых предрассудков в досуге молодежи Калифорнии» или принятая в Великобритании прог­рамма «Досуг как сфера борьбы с наркоманией среди молодежи». Бе­зусловного внимания заслуживает и опыт успешного функционирования служб социальной помощи и центров молодежной информации, фи­нансирование которых осуществляется в соответствии с принятой в США в 1982 году «Государственной программой совершенствования социальной информации».

Проблемы молодежи - тема не новая для международного сооб­щества. Забота о молодежи провозглашена одной из важных задач ООН с самого начала ее деятельности. Начиная с 1946 года ЮНЕСКО включилась в осуществление культурной политики и нескольких программ, касающихся молодежи. С принятием в 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи иде­алов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные проблемы молодежи находятся в центре внимания всей деятельности этой организации. Под эгидой ЮНЭСКО с 1985 года ор­ганизованы Всемирный конгресс по вопросам молодежи, «круглый стол» на тему «Молодежь, образование, труд». К изучению молодежных про­блем и их разрешению активно подключилась Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Детский фонд ООН. При этом ведущую роль в финансировании и осуществлении всех этих программ приняли, на себя США.

Констатируя эти факты, приходится, вместе с тем, отметить, что молодежная политика как законченная четкая система, призван­ная детально регламентировать взаимоотношения общества и молодо­го поколения во всем сложнейшем многообразии социальных отношении в англоязычных странах начала формироваться лишь с 60-х годов XX века, и процесс этот еще далеко не завершен.

Значительные сдвиги в молодежной политике в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии произошли со второй половины 70-х годов, когда новые технологии, связанные с научно-техническим прогрессом, остро поставили проблемы образования, профессиональной подготовил и трудоустройства молодого поколе­ния, а государственные институты, политические и общественные организации, учитывая опыт «молодежного бунта» 60-х годов, ста­ли обращать повышенное внимание на социально-экономическое по­ложение, политическую и нравственную зрелость молодежи. В насто­ящее время в индустриально развитых странах молодежная культур­ная, в том числе и культурно-досуговая политика рассматривается как составная часть стратегии всего остального развития.. При этом речь идет не столько о расходах на конкретные молодежные программы, сколько об инвестициях в молодое поколение в целом, что дает в конечном итоге эффект в развитии как производствен­ной, так и духовной сферы. Стратегическое измерение молодежной политики связывается с осознанием и пониманием того, что будущее любого общества зависит от уровня культурной среды, от полноценного воспитания и образования молодежи, от эффективности организации ее труда и досуга.

Обобщение опыта англоязычных стран позволяет говорить, что в них реализуются две основные стратегии молодежной политики. Для одной /ее обычно называют неоконсервативной/ - характерна государственная помощь наименее социально защищенным категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования этих средств. Такой вид помощи наиболее типичен для США. Здесь Феде­ральное правительство, общественные организации или частные фон­ды отдельных штатов проводят разного рода мероприятия, акции, позволяющие весьма эффективно помогать «неблагополучным» подрос­ткам, детям из малообеспеченных семей. В Великобритании и Авст­ралии молодежная политика исходит из признания ответственности государства за успешную интеграцию в общественные отношения всей молодежи, и предусматривает переход от помощи отдельным ее кате­гориям к долгосрочным социальным программам, доступным всем желающим.

В англоязычных странах под молодежной политикой подразуме­вается деятельность специальных правительственных учреждений, муниципальных органов, занимающихся делами молодежи, министерств и комитетов по делам молодежи, государственных комиссий. Иногда под термином «молодежная политика» имеется в виду политика свободного времени для детей и подростков /например, строительство центров досуга, спортивных комплексов и т.п./. Однако, такие ограниченные взгляды подвергаются аргументированной критике со стороны ученых и практиков, занимающихся вопросами воспитания, образования и трудоустройства молодого поколения.

Когда мы говорим о молодежной политике в сфере досуга, мы имеем в виду в первую очередь отношение общества, различных его социальных групп к молодежи, как большой специфической демогра­фической группе населения, которая призвана принять и продол­жить лучшие традиции отцов. Сфера этих отношений и определяет социальный статус молодежи, а вместе с ним ее экономическое, правовое положение, определенный уровень и образ жизни.

Современная молодежная политика ведущих англоязычных стран - это деятельность государств, штатов, графств, муниципалитетов, общественных, организаций и частных фондов по оптимизации процессов социального развития молодежи, направленная на обеспече­ние эффективной и относительно планомерной интеграции молодого поколения в существующие экономические, политические и социаль­но-культурные отношения. Будучи направлена на обеспечение взаи­моотношений подрастающих поколений и общества, молодежная поли­тика представляет собой систему мер по поддержанию определенного социального статуса молодежи, удовлетворение ее интересов, зап­росов и потребностей в сферах образования, труда, культуры, до­суга, предпринимательской деятельности и социальной защиты. Гла­вная цель такой политики - создание экономических условий и пра­вовых гарантий для гуманизации образа жизни молодого поколения, его социализации, как в интересах отдельной личности, так и об­щества в целом.

Основными задачами молодежной политики в сфере досуга являются: разработка и принятие законодательных актов, государст­ве иных и региональных программ, стимулирующих создание предпо­сылок свободного развития молодежи; финансирование программ и мероприятий, направленных на создание этих условий; координация деятельности государственных учреждений и общественных ор­ганизаций и частных фондов в решении молодежных культурно-досуговых проблем; поощрение /включая финансирование/ деятельности государственных и негосударственных организаций, направленной на выравнивание стартовых возможностей различных категорий моло­дежи в реализации рекреативного и духовного потенциала свободно­го времени.

В качестве основных принципов молодежной политики в англо­язычных странах выступают:

-.дифференциация культурно-досуговых программ в. зависимости от возрастных периодов формирования личности, ее социально-психологического, гражданского и экономического становления;

- преемственность связей между представленными в обществе поколениями;

- согласование интересов различных групп и слоев населения в отношении социального статуса молодежи.

Сегодня характерно то, что молодежь сама все активнее заявляет о своих правах, пристрастиях, проблемах. И не только внутри своей культуры, но легко находя общий язык со сверстниками всей планеты. Это закрепляется в новых международных культурных традициях, творческих контактах, социально-культурных акциях.

Среди форм интернациональных связей молодежи мира стали ассоциации и клубы ЮНЕСКО. Молодые представители многих стран собираются на молодежные форумы, конгрессы, спортивные и компьютерные игры, фестивали и конкурсы, акции протеста или содействия чему-то, создают Фонды и Комитеты. Можно сказать, что молодежь закладывает основы новой планетарной Культуры.

Вопросы для самоконтроля

1. Цели и задачи политики в области культуры и досуга.

2. Характеристика национальных программ.

3. Роль общественных организаций в «киберпространстве»

4. Дифференциация культурно-досуговых программ в зависимости от возрастных периодов формирования личности.

5. Основные задачи молодежной политики в сфере досуга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: