Искусство Древней Греции

Шумерская культура

Зиккурат – многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.

В каменном ассирийском искусстве преобладают рельефы, объёмная скульптура роли особой важности не играла. Особенно примечательны пятиногие статуи Шеду – крылатого человека-быка, устанавливавшихся по сторонам дворцовых арочных проёмов. Если смотреть на статую спереди, то создаётся впечатление, что Шеду стоит, но если начать движение, то оптический обман создаст иллюзию, что статуя пошла, причём пошла не очень дружелюбно. Проходя вдоль Шеду, зрение сыграет шутку и покажется, что статуя пытается обойти-окружить идущего.

Шеду – в шумеро-аккадской мифологии дух-хранитель человека, выражающий его индивидуальность.

Ассирийцы, восприняв культуру древних шумеров, ввели традицию устанавливать изображения Шеду по сторонам дворцовых ворот, как защиту от злых духов.

Крито – Микенская или Эгейская культура

Искусство Древней Греции

Периоды:

1) Остров Крит

2) Ранний

3) Классика

4) Искусство Эллады

На островах Крит и Минос построены грубые надёжные дворцы из каменных блоков. Самый известный дворец в городе Кносс (лабиринт). Росписей мало, они немного напоминают египетские. В росписи динамичны живые формы, гибкие линии, ассиметрия, фигурки осьминога.

Идеал человека - высокий рост, очень тонкая талия, длинные ноги, сильные руки при хрупких плечах, большие глаза на узком лице. Изображались образы быка.

Раннее Греческое искусство

Отличительные черты:

1. Реализм

2. Идеал человека – воин, отлет

3. Поиск идеальных пропорций (соотношения частей, предметов друг к другу)

4. В архитектуре – система ордеров

Ордер – комплекс несущих и несомых частей здания.

1) Дорийский: толстые колонны сужаются вверх, украшены вертикальными желобками.

Капитель – (верхнее основание колонн) без украшений геометрической формы.

2) Ионический: колонны высокие, тонкие, одной толщины, гладкие. Капитель украшена завитками.

3) Коринфский: колонны как в ионическом. Капитель украшены листьями.

Развивается ДПИ. Вазопись: красные фигурки на чёрном фоне, а также чёрные фигурки на красном фоне.

Греческая классика

Время, когда изо в Греции достигло лучших результатов. Ведущий вид изо – скульптура. Чаще всего изображали богов и героев.

Особенности скульптуры

Фигуры людей были как живые, вместо одежды тонкие ткани (драпировки). Их делали из белого мрамора, чтобы скульптура была прочной и устойчивой, её делали с плоской подставкой, укрепляли падающими на землю тканями, пеньками, фигурами животных и т.д.

Рельеф используется для украшений зданий. Когда появляется Коринфский ордер, рельеф в нём изображает сцены из жизни богов и героев.

Архаика – ранний этап в историческом развитии какого-либо явления.

Курос – статуя юноши атлета, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики.

Греческий Акрополь

Это храмовый комплекс в Афинах. Он считался центром религиозной жизни города. В состав входит:

1. Храм – библиотека

2. Площадь для сборов

3. Храм бескрылой Победы (Ники)

4. Храм Афины – Парфенон

5. Городская казна

6. Дом мудрецов и т.д.

Богиня Афина – воинская доблесть, союз смелости и благоразумия. Храм Парфенон – идеал греческой классики. Большое количество колонн, всё здание из мрамора. Для строительства храма пригласили лучших архитекторов, а скульптуру выполнял Фидий и его ученики.

Рядом с комплексом Акрополя был построен Амфитеатр – театральная площадка на склоне холма и места для зрителей в виде ступеней.

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался«дистилем», т.е. «двуколонный»).
Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен с антовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны. Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.
Четвертым типом храмов являетсяпериптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π —количество колонн на переднем фасаде.
Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Греции еще один вид храма — круглый периптер, где святилище — целла — имело цилиндрическую форму, и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: