Понятие конфликта

Тема урока: Социальный конфликт. (с.1-7)

Цели: познакомить учащихся с понятием конфликта, дать обзорную характеристику соц. теорий конфликта, разобрать структуру конфликта и познакомить с видами конфликтов, их причинами и путями разрешения.

Ход урока.

Организационный момент.

Анализ работы. Опрос.

Изучение нового материала.

1. Понятие конфликта
2. Социологические теории конфликта
3. Конфликт как показатель противоречий
4. Структура социального конфликта
5. Типология конфликтов
6. Составляющие конфликтной ситуации
7. Классификация конфликтных стратегий

Понятие конфликта

Конфликт — это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов. Смысл этих правил в современном мире состоит в том, чтобы:
1) не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;
2) найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов;
3) добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания — конфликтология.
Можно выделить пять различных способов использования понятия «конфликт»:
1) конфликт как «случившееся», по отношению к которому надстраиваются различные технические образования, доводя фактическое столкновение сторон до полной структуры конфликта (техника ведения переговоров, посредничество, наблюдатели в конфликте и т. п.);
2) конфликт как средство исследователя (аналитика). В данном случае конфликт рассматривается как своего рода экран, который позволяет выявить и увидеть то, что невидимо при нормальном течении дел (психоанализ, различные формы разведки и т. п.).
3) конфликт как механизм, искусственно создаваемый организатором для интенсификации мышления и деятельности (средство, используемое в проблематизации и коллективных способах решения проблем).
4) конфликт как область специализации научных предметов (межличностные конфликты в психологии, групповые взаимодействия в социологии и т. п.).
5) конфликт как объект исследования. Так, конфликтные отношения рассматриваются в теории игр как частный случай игры. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс взаимодействия между субъектами или группами по поводу различия их интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: