Классификация конфликтных стратегий

В основе классификации конфликтных стратегий лежат следующие основания:
1) характер действий (наступательные, оборонительные и нейтральные);
2) степень активности в их осуществлении (активные — пассивные, инициирующие — ответные);
3) направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя).
Избранная стратегия (генеральная линия) реализуется через конкретные тактики. Тактика поведения — совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Выделяются следующие виды тактик воздействия на оппонента (по А. Я. Анцупову, А. И. Шипилову):
1) жесткие:
а) тактика захвата и удержания объекта конфликта (применяется в конфликтах, где объект материален);
б) тактика физического насилия (уничтожение материальных ценностей);
в) нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности и т. п.;
г) тактика психологического насилия (оскорбления, грубость, негативная личностная оценка, клевета, обман, дезинформация, унижение и т. п.);
д) тактика давления (предъявление требований, приказов, угрозы, шантаж, предъявление компромата);
2) нейтральные:
а) тактика демонстративных действий (привлечение внимания к своей персоне путем публичного высказывания жалоб на состояние здоровья, невыход на работу, демонстрация суицидальных действий и т. п.);
б) санкционирование (воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения нагрузки, отказ от выполнения требований и т. д.);
в) тактика коалиций (образование союзов, увеличение групп с целью повышения своего ранга в конфликте);
3) мягкие:
а) тактика фиксации своей позиции (использование логики, фактов для подтверждения своей позиции в форме высказываемых суждений, предложений, критики и т.п.);
б) тактика дружелюбия (подчеркивание общего, выражение готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи и т. п.);
в) тактика сделок (взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями).
Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением — с другой, выступают образы конфликтной ситуации — своеобразные идеальные карты, которые включают следующие элементы:
1) представления участников противоречия о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.);
2) представления участников конфликта о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. д.);
3) представления каждого из участников относительно того, как его воспринимает оппонент;
4) представления конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.
Почему необходим анализ образов конфликтной ситуации? Это определяется двумя обстоятельствами:
1) именно субъективная картина конфликта, а не реальность противоречия, сама по себе, непосредственно определяет конфликтное поведение;
2) существует реальное и эффективное средство разрешения конфликта за счет изменения этих образов, которое осуществляется посредством внешнего воздействия на участников конфликта. Степень расхождения образа и реальной картины бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая, или наоборот.
Искажение конфликтной ситуации может заключаться в следующем:
1) искажается вся ситуация в целом — ситуация упрощается, воспринимается в черно-белых (полярных) оценках, происходят фильтрация информации, ее неверная интерпретация и т. д.;
2) искажение восприятия мотивов поведения в конфликте — например, приписывание себе социально одобряемых мотивов, а оппоненту — мотивов низменных, подлых;
3) искажение восприятия действий, высказываний, поступков — фиксируется в следующих высказываниях по отношению к себе: «я вынужден так делать», «все так делают»; и по отношению к оппоненту: «он делает все мне во вред», и т. д.
4) искажение восприятия личностных качеств: здесь срабатывает эффект поиска соринки в глазу другого, преуменьшение негативных качеств у себя и преувеличение у соперника. В 1972 г. К. Томас и Р. Килменн выделили пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
1) сотрудничество — попытку совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон. Сотрудничество эффективно в том случае, когда:
а) есть возможность (время, желание) глубоко разобраться в причинах, вынуждающих стороны придерживаться своих позиций;
б) можно найти в разногласиях компенсирующие элементы;
в) нужно разрабатывать различные варианты решений;
г) конструктивно удается решать возникающие противоречия;
д) стороны готовы обсуждать варианты выхода из конфликта;
2) конкуренцию, соперничество — бескомпромиссную борьбу за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции. Наиболее острая форма разрешения конфликтных ситуаций. Ее использование оправдано в том случае, когда:
а) есть уверенность в правильности и правомерности своей позиции, и есть средства ее защиты;
б) конфликт затрагивает область принципов и убеждений;
в) оппонентом является подчиненный, предпочитающий авторитарный стиль управления;
г) отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьезными потерями;
д) в случае поражения произойдет потеря авторитета и товарищей.
Эта стратегия требует подбора весомых аргументов для дискуссии и адекватной оценки позиций оппонентов, а также наличия ресурсов для отстаивания своих позиций;
3) уклонение, игнорирование — попытку выйти из конфликта, уклоняясь от него. Опасная стратегия. Использовать ее можно, если:
а) источник конфликта настолько тривиален, а последствия столь ничтожны, что ими можно пренебречь;
б) конфликтующие стороны могут разобраться без вашего вмешательства;
в) есть уверенность, что время ослабит напряженность ситуации и все разрешится само собой;
г) конфликт никак не влияет на производственные проблемы;
д) вовлеченность в конфликт не позволит решить более важные задачи.
Игнорирование конфликта может привести к его неконтролируемому росту;
4) приспособление — стремление сгладить противоречия, часто за счет изменения своей позиции. Это эффективно в случаях, если:
а) есть желание разрешить конфликт любой ценой;
б) конфликт и его результаты мало затрагивают личные интересы;
в) налицо готовность пойти на односторонние уступки;
г) отстаивание своей позиции может занять много времени и отнять много сил (когда «игра не стоит свеч»).
5) компромисс — решение конфликта путем взаимных уступок. Компромисс эффективен в тех случаях, когда:
а) аргументы конфликтующих сторон достаточно убедительны, объективны и правомерны;
б) необходимо разрешить конфликт путем принятия приемлемого для сторон решения в условиях недостатка времени;
в) стороны готовы разрешить конфликт на основе частичного решения проблемы;
г) путем небольших уступок можно сохранить важные деловые или личные контакты.
Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода:
1) полное или частичное подчинение другого;
2) компромисс;
3) прерывание конфликтных действий;
4) интеграцию.

Норма – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми (ролями в группе).

Итак, человек не мыслим без общения, а всякое общение предполагает «набор правил», на основе которых и вырабатываются социальные нормы, в своей совокупности образующие систему социальных норм общества.

Наличие и необходимость социального взаимодействия уже предполагает потребность в наличии неких правил этого взаимодействия.

Т.е. социальные нормы – естественны, они естественно присущи обществу и каждому индивиду в отдельности. Следование социальным нормам не представляет собой формы подавления индивидуальной свободы, наоборот, следуя социальным нормам, человек может реализовывать свою индивидуальную свободу, в силу того, что он живёт в обществе.

Можно сказать, что ролевые ожидания «складываются» из нормативных требований как из элементов. Например, нормативное требование, распространённое в учебной группе может гласить: «Со студентами следует быть достаточно строгим». Соответственно, одно из ролевых требований по отношению к преподавателю будет состоять в том, что он должен проявлять разумную меру требовательности к ученикам. Помимо этого, в «комплект» ролевых ожиданий обязательно будут входить требования, предъявляемые другими социальными нормами (вежливость, пунктуальность и т.д.).

Действие социальных норм не всегда заметно. Люди так привыкли к ним, что считают нормативное поведение вполне естественным и основывающимся на решениях, принимаемых ими самостоятельно. Однако, если сравнить разные общества, то мы увидим, что нормы одного общества не совпадают с нормами другого, а иногда даже противоречат им.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:

Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам.

1. Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения считается нежелательным или обязательным в той или иной ситуации. Пример: обращение к студентам по имени/отчеству.

2. Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считающиеся недопустимыми в данной социальной группе. Пример: обращение к студентам на «Вы».

3. Формальные нормы. Нормы, которые чётко зафиксированы в письменном виде и максимально однозначны. Пример: соблюдение правил дорожного движения, нормы поведения, которые записаны в уставах различных организаций и т.п.

4. Неформальные нормы. Это правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой. Пример: снимать головной убор мужчинам в помещении, уступать место пожилым и т.п.

5. Количественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к качественному параметру (как нормативу). Пример: мужчина должен пропускать женщину перед собой, входя в какую-либо дверь.

6. Качественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к количественному параметру (как нормативу). Пример: неудобно опаздывать более, чем на пять минут; преподавателя ждут 10 минут, доцента – 15 и профессора – 20 минут.

В современном обществе всё большее значение приобретают количественные нормы, т.к. устойчивость общества требует всё более точных соблюдения правил.

Социализация протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения (ролей).

Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок. Элементы социального контроля – нормы и санкции.

Самоконтроль - самостоятельная регуляция своего поведения и применение санкций за нарушение норм самим человеком. Например, чувство неловкости или вины, муки совести. Чем меньше развит у людей самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля: армия, суд, государство и т.д. При неразвитом самоконтроле высока вероятность установления диктатуры, а при развитом - демократии.

Социальные санкции – наказания и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Существует следующая классификация санкций: позитивные, негативные, формальные, неформальные.

Нормы и санкции соединены воедино. Каждую норму сопровождают санкции.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – официально предписанные группой или обществом публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные.премии и стипендии, титулы, учёные степени, сооружен.памятника.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – неофициальное публичное одобрение: дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почёт, лестные отзывы и т.п.

Формальные негативные санкции (Ф-) – официально предписанные группой или обществом наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, распоряжениями, тюремное заключение, увольнение, штраф и т.п.

Неформальные негативные санкции (Н-) – неофициальное наказания: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, слух, клевета и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: