Определяем установившееся замедление на горизонтальной дороге:
, (19)
jх – коэффициент продольного сцепления колеса с опорной поверхностью;
g – ускорение свободного падения.
Рассчитаем расстояние, проходимое автомобилем от момента нажатия на педаль до полной остановки:
, (20)
v0 – начальная скорость торможения;
tс – время запаздывания;
tн – время нарастания замедления.
Определяем остановочный путь:
, (21)
tрв – время реакции водителя.
Определяем нормальные реакции опорной поверхности:
(22)
Ga – вес автомобиля;
b – расстояние от центра масс до задней оси;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
АТ-351.07.01.00 СЗ |
hд – расстояние от центра масс до опорной поверхности;
L – длина базы автомобиля.
Определяем тормозные силы автомобиля:
(23)
где bт – коэффициент распределения тормозной силы:
; (24)
Ртор – общая тормозная сила.
Рассчитываем тормозной момент:
Мтор = Ртор rд (25)
Определяем установившееся замедление при использовании запасной (стояночной) тормозной системы:
(26)
Определяем замедление при торможении без отсоединения двигателя с использованием тормозных механизмов:
, (27)
где ηт – КПД трансмиссии;
uт – передаточное число трансмиссии;
Рв – сила сопротивления воздуху:
Рв = kв F v02 (28)
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
АТ-351.07.01.00 СЗ |
Jз дв = ((Pтр.д.+Pв)/Ga+y)×g (29)
где Ртр.д – сила трения в двигателе:
(30)
Определяем суммарную тормозную силу:
(31)
Определяем общую удельную тормозную силу:
(32)
Рассчитаем замедление с отсоединённым двигателем и использованием тормозных механизмов:
jтм = ((Ртор + Рв)/Ga +y) g / , (33)
Iк – момент инерции колеса автомобиля;
rк – кинематический радиус колеса автомобиля.
Расчёт
Определим установившееся замедление на горизонтальной дороге по формуле (19):
jуст = 0,8 · 9,8 = 7,84 м/с2.
Определим расстояние, проходимое автомобилем от момента нажатия на педаль до полной остановки по формуле (20):
Sт = 22,22 (0,06 + 0,5 · 0,1) + 0,5 · 22,222/(0,8 · 9,8) = 33,93 м.
Рассчитаем остановочный путь автомобиля по формуле (21):
Sо = 22,22 (0,8 + 0,06 + 0,5 · 0,1) + 0,5 · 22,222/(0,8 · 9,8) = 51,71м.
Определяем нормальные реакции опор поверхности по формулам (22):
Rz1 = 2150 · 9,8 (1,423 + 0,72 · 7,84/9,8)/2,843 =14814,96 Н,
Rz2 = 2150 · 9,8 (1,42 – 0,72 · 7,84/9,8)/2,843 =6255,04 Н.
Рассчитаем коэффициент распределения тормозной силы по формуле:
Используя формулу (23), рассчитаем общую тормозную силу и силы, приходящиеся на соответствующие оси:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
АТ-351.07.01.00 СЗ |
Ртор1 = 14814,96/6255,04 · 5007,16 = 11859,38 Н,
Ртор = 5007,16 + 11859,38 = 16866,54 Н.
Рассчитываем тормозной момент по формуле (25):
Мтор = 16866,54 · 0,3 = 5060 Нм.
Определяем установившееся замедление при использовании запасной (стояночной) тормозной системы по формуле (26):
jуст. ст = 3,26 м/с2.
Определяем замедление при торможении без отсоединения двигателя с использованием тормозных механизмов по формуле (27):
jд+тм = 7,94 м/с2.
Рассчитываем замедление при торможении двигателем по формуле (29):
jдв = 0,53 м/с2.
Определяем суммарную тормозную силу по формуле (31):
РΣ = 16856 Н.
Определяем общую удельную тормозную силу по формуле (32):
γт = 0,8.
Рассчитываем замедление с отсоединённым двигателем и использованием тормозных механизмов по формуле (33):
jтм = 7,76 м/с.
Результаты расчёта сведём в таблицу №4
Таблица №4 – результаты расчётов
Установившееся замедление, м/с | 7,84 |
Расстояние, проходимое от момента нажатия на педаль до полной остановки, м | 33,93 |
Остановочный путь, м | 51,71 |
Замедление при торможении без отсоединения двигателя с использованием тормозного механизма, м/с2 | 7,94 |
Замедление при торможении только с помощью тормозных механизмов, м/с2 | 7,76 |
Установившееся замедление при использовании запасной (стояночной) тормозной системы, м/с2 | 3,26 |
Замедление при торможении двигателем, м/с2 | 0,53 |
Суммарная тормозная сила, Н | |
Общая удельная тормозная сила, Н | 0,8 |
Тормозной момент, Нм |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
АТ-351.07.01.00 СЗ |