Тормозные свойства
Тормозные свойства – совокупность свойств, определяющих максимальное замедление автомобиля при его движении на различных дорогах в тормозном режиме, предельные значения внешних сил, при действии которых заторможенный автомобиль надежно удерживается на месте или имеет необходимые минимальные установившиеся скорости при движении под уклон. Тормозной режим – режим, при котором ко всем или нескольким колесам подводятся тормозные моменты. Оценочными показателями эффективности рабочей и запасной тормозных систем являются установившееся замедление
j уст. Оценочными показателями стояночной тормозной системы является сила S
Р тор, вспомогательной тормозной системы – установившаяся скорость на спуске.
Выбор и обоснование исходных данных
Начальная скорость торможения для автотранспортных средств категории М1 принимается равной v0 = 80 км/ч = 22,22 м/с [2].
Коэффициент предельного сцепления колеса с опорной поверхностью (сухой асфальт и бетон) принимается jх = 0,8 [2].
Время реакции водителя при расчетах в среднем принимают tрв = 0,8 с [2].
Время запаздывания у технически исправной тормозной системы легкового автомобиля с гидроприводом и дисковыми тормозными механизмами tс =0,06 с [2].
Время нарастание замедления для легкового автомобиля в среднем равно tн = 0,1 с [2].
Момент трения в двигателе рассчитывается по формуле:
Vh – рабочий объем ДВС в литрах;
а1, b1 - эмпирические коэффициенты: а1 = 0,0008, b1 = 0,15 для бензинового двигателя [7].
Mтр.д. = 13,3 Нм.
Расстояние от центра масс до передней оси автомобиля равно а = 1,42 м [6].
Расстояние от центра масс до задней оси автомобиля равно b = 1,423 м [6].
Длина базы автомобиля L = 2,843 м [6].
Расстояние от центра масс до опорной поверхности hд = 0,72 м [6].
Суммарный коэффициент сопротивления дороги равен y = 0,02 для асфальтобетонного покрытия [3].
Значения uт и ηт при скорости v0 равны uт = 5,59; ηт = 0,9 [см. тягово-скоростной расчет].
Все исходные данные сводятся в таблицу №3.
Таблица №3 – Исходные данные
Масса автомобиля, кг
|
|
Начальная скорость торможения, м/с
| 22,22
|
Коэффициент сцепления колеса с дорогой
| 0,8
|
Время реакции водителя, с
| 0,8
|
Время запаздывания тормозной системы, с
| 0,06
|
Время нарастание замедления, с
| 0,1
|
Момент трения в двигателе, Нм
| 13,3
|
Расстояние от центра масс до передней оси, м
| 1,42
|
Расстояние от центра масс до задней оси, м
| 1,423
|
Расстояние от центра масс до опорной поверхности, м
| 0,72
|
Длина базы автомобиля, м
| 2,843
|
Суммарный коэффициент сопротивления дороги
| 0,02
|
Динамический радиус колеса, м
| 0,3
|
Передаточное число трансмиссии
| 5,59
|
КПД трансмиссии
| 0,9
|