Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался, как
правило, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с
введения принципа разделения властей, составивших единую систему
конституционализма. Однако соотношение государства и гражданского общества,
пределы вмешательства государства в
жизни граждан в разных странах имели конкретно-исторические формы.
Рис.3. Модели конституционализма
Англо-американская модель конституционализма акционирует внимание на
свободе как доминирующей ценности, не допускает вмешательства государства в
жизнь гражданского общества, которое само определяет задачи государства. В
Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1775 год) такая
определяющая роль гражданского общества была выражена следующим образом: все
люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, независимость, на
счастье и безопасность; народ – источник власти и ему принадлежит суверенитет,
|
|
а правительство является слугой народа; все государственные власти должны
действовать в интересах народа, а если они нарушают эти интересы, то народ
вправе свергнуть неугодное ему правительство. В дальнейшем, как показал опыт,
США и Англия использовали государственное регулирование. Идея регулирующего
воздействия государства наиболее четко проявилась в “новом курсе” Ф. Рузвельта
в 30-х годах, а затем и в послевоенное время.
В Западной Европе отношения между государством и гражданским обществом
складывались иначе и дали другую модель конституционализма –
евроконтинентальную. Традиции сильного государства, которые отсутствовали в
США и островной Великобритании, сформировали особый режим отношений государства
и гражданского общества, который нашел свое отражение в концепции правового
государства. Наиболее активно она разрабатывалась в Германии. Акцент в ней был
сделан на идее об особой роли государства в жизни общества. Свобода индивида
ставилась в зависимость от мощи государства, поскольку, лишь будучи сильным,
государство способно гарантировать защиту прав человека, его индивидуальную
свободу, порядок в обществе. В этом случае идея государственного порядка,
национального единства ставилась выше ценности свободы личности.
В силу длительной эволюции и разнообразия конкретных форм проявления
конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества
имеет различное толкование.
По классическому правовому определению конституционализм, как и парламентаризм,
|
|
и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления. Абсолютизм
– это форма государства, в котором вся полнота власти сосредоточена у монарха. В
такой интерпретации конституционализм противостоит абсолютизму как форма
правового государства, где отношения между государством и гражданским обществом
регламентируются правовыми нормами. Характер отношений между народным
представительством (парламентом) и правительством (исполнительной властью)
зависит от доминирования в механизме власти одного или двух принципов –
парламентаризма или конституционализма. Парламентаризм означает
зависимость правительства от решения парламента – конституционализм
предполагает независимость правительства от воли парламента. Примером такого
распределения власти может служить система министерского правления в рамках
конституционной монархии. В этом случаи за конкретное направления политики, его
осуществление несет ответственность министр, назначаемый монархом и
ответственный перед ним.
Формально-правовая сторона конституционализма означает наличие в
обществе основного закона государства (конституции), определяющего народное
правительство, разделение и объемы полномочий разных ветвей власти и гарантии
прав граждан. При этом право признается обязательным и для правителей, и для
управляемых. Верховенство права над произвольными решениями правящих
обеспечивается разделением властей, высоким положением законодательной власти,
ее зависимостью (через механизм выборов) от народа, нации, а также равным и
доступным для всех граждан судом. Конституция как основной закон становится
соглашением общества и государства о разграничении сфер и деятельности:
гражданское общество является сферой индивидуальных свобод и частных интересов,
а государство – сферой публичной власти и общих интересов.
Институционализм как система, устанавливающая правовые рамки взаимоотношения
общества и личности с властью, может быть действительным и мнимым
. Конституционализм был способом цивилизованного разрешения противоречий между
набравшим силу гражданским обществом и абсолютистским государством. В тех
странах, где гражданское общество было зрелым, система конституционализма
инициировала процесс постепенного перехода к демократии, начав его с
действительного ограничения функций монарха и расширения полномочий народного
представительства (парламента). В России конституционализм был мнимым в виду
слабости гражданского общества. Это обусловило союз царя с бюрократией, и даже
учреждение парламента в лице Государственной думы не изменило сущности власти.
Она оставалась абсолютной и концентрировалась в руках самодержца.
В России основной принцип конституционализма, сформулированный еще Дж.
Локком, который утверждал, что “правящая власть должна управлять в помощью
провозглашенных и установленных законов, а не импровизированных приказов и
неопределенных решений”, осуществлялся крайне непоследовательно.
Первоначально самодержавие, инициировав ограничение собственной власти путем
выработки нового “Свобода основных государственных законов”, стремилось лишь
сохранять существовавшую политическую систему, предав ей правовое оформление.
Манифестом от 6 августа 1905 года был введен новый институт представительного
характера с совещательными функциями – Государственная дума. Однако
революционные события 1905-1907 гг. побудили самодержавие создать предпосылки
дуалистической монархии, принципы которой были изложены в Манифесте 17 октября
1905 года и законодательных актов конца 1905 - начала 1906 гг. Новые
|
|
законодательные акты изданы в качестве дополнения к (Свободу основных
государственных законов), имели своей целью некоторую кодификацию имеющихся
актов, но при сохранении в неприкосновенности монархического начала. Это дало
основание М. Веберу назвать российский конституционализм а 1906 году
псевдоконституционализмом. Российский “Свобод основных государственных законов”
(в новой редакции от 23 апреля 1906 года) был, по мнению М. Вебера, не
шагом в сторону правового, конституционного общества, а ловушкой. Слабость
гражданского общества при неограниченной власти самодержавия и бюрократии
позволило немецкому социологу сделать вывод о том, что в России для утверждения
принципов либеральной демократии нет предпосылок.
4. Формирование гражданского общества в России