Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, детерминанты спроса, эластичность

Спрос (D, от англ. demand) – это представленная на рынке потребность в товарах и услугах, т. е. потребность, подкрепленная платежеспособностью покупателей. Спрос – это категория, отражающая связь между количеством покупаемых экономических благ и их ценой. Различают индивидуальный и совокупный (рыночный) спрос. Если индивидуальный спрос отражает платежеспособную потребность отдельного покупателя, то совокупный спрос характеризует общий объем товаров и услуг, на который может быть предъявлен спрос, т. е. суммарную потребность государства, предприятий, граждан, представленную на рынке в денежной форме. Закон спроса проявляется в обратной зависимости между ценой (Р) и покупаемым количеством (QD) товара: чем выше цена, тем при прочих равных условиях меньше количество товара будет куплено потребителями. И, наоборот, при снижении цены количество продаж возрастет. На рис. 3.1 изображена графически интерпретация закона спроса QD = f(P). Факторы, влияющие на спрос, называются детерминантами спроса. При изменение цены меняется объем продаж, но спрос остается неизменным, меняется лишь его объем, т. е. в этом случае происходит скольжение по кривой спроса. Это позволяет сделать вывод, что цена не вызывает изменения спроса, а регулирует его объем.

Неценовыми факторами спроса являются:1) изменение вкусов и предпочтений потребителей;2) изменение доходов и платежеспособности населения;3) изменение цен на сопряженные (взаимосвязанные) товары: товары-заменители и дополняющие товары. Степень воздействия определенных факторов на изменение спроса характеризуется эластичностью спроса. Обычно в экономической теории и практике выделяют и анализируют три вида эластичности спроса:-эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса);- эластичность спроса по доходу;- перекрестную эластичность спроса. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество товара. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьировать от товара к товару. Более того, оказывается, что реакция потребителей на одну и ту же продукцию существенно меняется при изменении цен в различных пределах.Степень реакции или чувствительности потребителя к изменению цены называют ценовой эластичностью спроса.В общей характеристике эластичности можно наблюдать три различных ситуации:

- спрос эластичный (рис. 3.3), если при небольшом снижении цены объем продаж сильно возрастает;

- спрос имеет единичную эластичность (рис. 3.4.), если изменение цен и продаж оказывается равновеликим (1 % и 1 %, 10 % и 10 %);

- спрос неэластичный (рис. 3.5), если даже при существенном изменении цены спрос меняется незначительно.

Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижения цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: