double arrow

Эластичность и её виды

3

Установление рыночного равновесия. Равновесные цены.

Рыночное равновесие — такое состояние рынка, когда количе­ство товара, которое готов продать производитель, равно количе­ству товара, которое готов приобрести покупатель при данной конкретной цене. Такое состояние устойчиво, так как никто из участников обмена не имеет побудительных мотивов изменять свое положение. Равновесная цена — цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

В равновесии объем покупок равен объему продаж. В этом случае равновесное количество товара на рынке продается по равновесной цене. Следовательно, приравнивая прямую функцию спроса и прямую функцию предложения, можно вычислить рав­новесную цену, которая формируется на рынке. Приравнивая об­ратную функцию спроса и обратную функцию предложения, можно определить равновесное количество товара, которое прода­ется по этой цене.

Понятие эластичности и её значение. Эластичность - это степень реакции одной переменной величины (Q - следствия) на изменение другой величины (P, J - причины). Эластичность показывает, сколько процентов изменения следствия приходится на 1% изменения причины. Эластичность - это соотношение относительных, а не абсолютных величин, поэтому она является безразмерной величиной, то есть это не рубли, не метры, не килограммы и т. д., а потому не зависит от единиц измерения предметных величин. С точки зрения математики для непрерывных величин эластичность определяется отношением предельного значения функции к среднему значению функции.

Для возрастающей функции знак коэффициента эластичности является величиной положительной (для функции предложения), для убывающей функции (функция спроса) – отрицательной. Значение эластичности (Е) может равняться EP(Q) = 0 при условии, что следствие (Q) количественно не изменяется при изменении причины (Р).

Эластичность спроса по цене и доходу. На количество товаров и услуг, приобретаемых на рынке в конкретный период времени, влияет ценовой фактор и неценовые факторы. Естественно, что каждый из факторов оказывает влияние на поведение потребителей в приобретении конкретного товара. Поэтому, сколько существует факторов спроса, столько существует и видов эластичности спроса.

Эластичность спроса заключается в его реакции на изменение условий на рынке, в его гибкости, изменчивости от влияния различных факторов и, прежде всего, таких как цена и денежный доход.

Эластичность спроса по цене (Ep). Какую реакцию вызывают ценовые изменения на тот или иной товар со стороны экономических агентов, и характеризуется с помощью эластичности спроса по цене. И эту реакцию целесообразно измерять не абсолютными, а относительными показателями. Если на калькулятор стоимостью 50 руб. цена поднялась до 150руб. то повышение цены на него на 100 руб. естественно приведет к существенному изменению величины спроса. В то же время на компьютер стоимостью 50тыс. руб. увеличение цены на 100 руб. практически не окажет воздействия на количество купленных компьютеров. По этому, в оценке эластичности и используются относительные показатели.

Количественно эластичность оценивается с помощью коэффициента эластичности спроса по цене(ED), который показывает на сколько процентов изменяется величина спроса при изменении цены на1%, при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос остаются неизменными.

На кривой спроса коэффициент эластичности спроса определяется как

ED = , (1)

где ΔQ - величина изменения спроса;

Q - первоначальная величина спроса;

ΔP - изменение цены

P - первоначальная цена.

Например, при увеличении цены на видеомагнитофоны на 1% (при прочих равных условиях) привело к сокращению продаж в течении года на 2%, в этом случае эластичность спроса по цене будет равна

ED = -2%: 1% = -2

Величина ED спроса по цене выражается числом отрицательным, так как закон спроса предполагает, что для любого изменения в цене, объем спроса будет изменятся в противоположном направлении. То есть, если знаменатель в коэффициенте эластичности будет положительным, то число будет иметь отрицательное значение и наоборот.

В уравнении (1) Q = Q1– Q2, P = P1 - P2, а величина Q и P определяются одним из двух способов:

- при незначительных интервалах между P1, P2, а так же Q1,Q2 берутся любые крайние значения P и Q при точечной эластичности;

- при дуговой эластичности Q и P берутся как среднее значение:

Q = , P = .

Дуговая эластичность величина более достоверная в случаях значительного расхождения в величинах P1, P2, а так же Q1,Q2.

Пример конкретной ситуации. Предположим, цена одного пирожного в институтской столовой 10 руб. за штуку. По этой цене за месяц было продано 2500шт. В следующем месяце цена увеличилась до 12 руб. при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. В результате роста цены объем спрос упал до 2125 штук. Тогда

ED=

Следовательно, на 1% изменения цены приходится 0,75% изменения величины спроса.

При определении коэффициента дуговой эластичности спроса по цене величина будет равна

ED(дугов) =

При определении коэффициента эластичности спроса точечным методом получается результат равный - 0,75, при дуговом методе - 0,89. Естественно, разные методы дают разные результаты, но они довольно близки друг к другу (разница 0,14 процента).

В зависимости от степени эластичности различают следующие виды эластичности спроса по цене:

1. Эластичный спрос, когда ED > 1. В этом случаи на 1% изменения цены приходится больше 1% изменения величины спроса, то есть темп изменения величины спроса больше темпа изменения цены. В этом случае незначительное изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса на данный товар.

2. Не эластичный спрос, ED < 1. В этом случае 1% изменения цены вызывает меньше 1% изменения величины спроса. Спрос на товар слабо реагирует на его цену. При не эластичном спросе величина спроса изменяется в меньшей пропорции, чем изменяется цена.

3. Единичная эластичность спроса, ED = 1. Это случай, когда на 1% изменения цены приходится 1% изменения величины спроса. Процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине.

4. Совершенно не эластичный спрос. Изменение цены не приводит к изменению количества спрашиваемой продукции. Цена меняется, а количество покупаемой продукции остается на прежнем уровне. Однако, такой вид эластичности может иметь место только для кривых спроса на определенном интервале изменения цен. Это может иметь место, как с ростом, так и со снижением цены. Так, например, снижение цены на поваренную соль в определенных пределах вряд ли приведет к росту ее потребления.

Таблица 4.

Реакция покупателей на изменение цены при различных коэффициентах эластичности спроса.

Эластичность спроса по цене Величина ED Соотношение в темпах изменения
P Q
1. Эластичный
2. Неэластичный
3.Единичная эластичность ED = 1
4. Совершенно не эластичный ED = 0 - не изменяется - не изменяется
5.Совершенно эластичный - на неограниченную величину - на неограниченную величину

Кривая совершенно неэластичного спроса изображается прямой линией, параллельной вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса – прямой линией, расположенной выше и параллельно горизонтальной оси.

Кривая спроса

В разных ценовых интервалах на кривой спроса эластичность различна; кривая, как правило, эластична в левой верхней части графика и неэластична в его правой нижней части. Об эластичности нельзя судить по степени крутизны или пологости кривой спроса.

Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставляет общую выручку неизменной.

Количество товаров-заменителей, удельный вес продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам первой необходимости или к предметам роскоши, а так же продолжительность анализируемого периода времени (времени необходимого покупателю для приспособления к данному изменению цен) – все это факторы эластичности спроса.

Кривая общей выручки (Total – revenue curve)

Эластичность спроса по доходу показывает, как реагирует объем покупок (показывает «живой отклик») потребителя на изменение его дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу:

%-ное изменение величины спроса на товар Х

ЕI = ------------------------------------------------------------------

Процентное изменение дохода

Для нормальных товаров данный коэффициент положителен, а для товаров низшей категории – отрицателен.

Эластичность предложения зависит от того, на сколько легко перераспределяются ресурсы между альтернативными сферами их использования. Эта легкость, в свою очередь, прямо пропорциональна количеству времени, которым располагают производители, для того чтобы приспособиться к данному изменению цен.

Коэффициент ценовой эластичности предложения:

%-ное изменение величины предложения товара Х

Еs = -----------------------------------------------------------------

Процентное изменение цены товара X

Перекрестная эластичность указывает, насколько чувствителен объем покупок одного продукта к изменению цены на другой. Коэффициент перекрестной эластичности:

%-ное изменение величины спроса на товар Х

Еху = ----------------------------------------------------------------

Процентное изменение цены товара У

Положительный коэффициент перекрестной эластичности свидетельствует о взаимозаменяемых товарах, отрицательный – о сопутствующих товарах.

Аргументы обоснования закона спроса исходят из теории потребительского поведения. Каждый потребитель решает каждый день проблемы: что купить, сколько это стоит и хватит ли денег на покупку. Первая проблема определяется полезностью объекта покупки, вторая – ценой и третья – величиной дохода потребителя. Модель рыночной экономики предполагает независимость, самостоятельность и рациональность поведения потре­бителя при принятии решений. Теория потребительского выбо­ра исследует процесс принятия решений отдельными домохозяйствами и его влияние на формирование рыночного спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: