Установление рыночного равновесия. Равновесные цены.
Рыночное равновесие — такое состояние рынка, когда количество товара, которое готов продать производитель, равно количеству товара, которое готов приобрести покупатель при данной конкретной цене. Такое состояние устойчиво, так как никто из участников обмена не имеет побудительных мотивов изменять свое положение. Равновесная цена — цена, при которой величина спроса равна величине предложения.
В равновесии объем покупок равен объему продаж. В этом случае равновесное количество товара на рынке продается по равновесной цене. Следовательно, приравнивая прямую функцию спроса и прямую функцию предложения, можно вычислить равновесную цену, которая формируется на рынке. Приравнивая обратную функцию спроса и обратную функцию предложения, можно определить равновесное количество товара, которое продается по этой цене.
Понятие эластичности и её значение. Эластичность - это степень реакции одной переменной величины (Q - следствия) на изменение другой величины (P, J - причины). Эластичность показывает, сколько процентов изменения следствия приходится на 1% изменения причины. Эластичность - это соотношение относительных, а не абсолютных величин, поэтому она является безразмерной величиной, то есть это не рубли, не метры, не килограммы и т. д., а потому не зависит от единиц измерения предметных величин. С точки зрения математики для непрерывных величин эластичность определяется отношением предельного значения функции к среднему значению функции.
|
|
Для возрастающей функции знак коэффициента эластичности является величиной положительной (для функции предложения), для убывающей функции (функция спроса) – отрицательной. Значение эластичности (Е) может равняться EP(Q) = 0 при условии, что следствие (Q) количественно не изменяется при изменении причины (Р).
Эластичность спроса по цене и доходу. На количество товаров и услуг, приобретаемых на рынке в конкретный период времени, влияет ценовой фактор и неценовые факторы. Естественно, что каждый из факторов оказывает влияние на поведение потребителей в приобретении конкретного товара. Поэтому, сколько существует факторов спроса, столько существует и видов эластичности спроса.
Эластичность спроса заключается в его реакции на изменение условий на рынке, в его гибкости, изменчивости от влияния различных факторов и, прежде всего, таких как цена и денежный доход.
Эластичность спроса по цене (Ep). Какую реакцию вызывают ценовые изменения на тот или иной товар со стороны экономических агентов, и характеризуется с помощью эластичности спроса по цене. И эту реакцию целесообразно измерять не абсолютными, а относительными показателями. Если на калькулятор стоимостью 50 руб. цена поднялась до 150руб. то повышение цены на него на 100 руб. естественно приведет к существенному изменению величины спроса. В то же время на компьютер стоимостью 50тыс. руб. увеличение цены на 100 руб. практически не окажет воздействия на количество купленных компьютеров. По этому, в оценке эластичности и используются относительные показатели.
|
|
Количественно эластичность оценивается с помощью коэффициента эластичности спроса по цене(ED), который показывает на сколько процентов изменяется величина спроса при изменении цены на1%, при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос остаются неизменными.
На кривой спроса коэффициент эластичности спроса определяется как
ED = , (1)
где ΔQ - величина изменения спроса;
Q - первоначальная величина спроса;
ΔP - изменение цены
P - первоначальная цена.
Например, при увеличении цены на видеомагнитофоны на 1% (при прочих равных условиях) привело к сокращению продаж в течении года на 2%, в этом случае эластичность спроса по цене будет равна
ED = -2%: 1% = -2
Величина ED спроса по цене выражается числом отрицательным, так как закон спроса предполагает, что для любого изменения в цене, объем спроса будет изменятся в противоположном направлении. То есть, если знаменатель в коэффициенте эластичности будет положительным, то число будет иметь отрицательное значение и наоборот.
В уравнении (1) Q = Q1– Q2, P = P1 - P2, а величина Q и P определяются одним из двух способов:
- при незначительных интервалах между P1, P2, а так же Q1,Q2 берутся любые крайние значения P и Q при точечной эластичности;
- при дуговой эластичности Q и P берутся как среднее значение:
Q = , P = .
Дуговая эластичность величина более достоверная в случаях значительного расхождения в величинах P1, P2, а так же Q1,Q2.
Пример конкретной ситуации. Предположим, цена одного пирожного в институтской столовой 10 руб. за штуку. По этой цене за месяц было продано 2500шт. В следующем месяце цена увеличилась до 12 руб. при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. В результате роста цены объем спрос упал до 2125 штук. Тогда
ED=
Следовательно, на 1% изменения цены приходится 0,75% изменения величины спроса.
При определении коэффициента дуговой эластичности спроса по цене величина будет равна
ED(дугов) =
При определении коэффициента эластичности спроса точечным методом получается результат равный - 0,75, при дуговом методе - 0,89. Естественно, разные методы дают разные результаты, но они довольно близки друг к другу (разница 0,14 процента).
В зависимости от степени эластичности различают следующие виды эластичности спроса по цене:
1. Эластичный спрос, когда ED > 1. В этом случаи на 1% изменения цены приходится больше 1% изменения величины спроса, то есть темп изменения величины спроса больше темпа изменения цены. В этом случае незначительное изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса на данный товар.
2. Не эластичный спрос, ED < 1. В этом случае 1% изменения цены вызывает меньше 1% изменения величины спроса. Спрос на товар слабо реагирует на его цену. При не эластичном спросе величина спроса изменяется в меньшей пропорции, чем изменяется цена.
3. Единичная эластичность спроса, ED = 1. Это случай, когда на 1% изменения цены приходится 1% изменения величины спроса. Процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине.
4. Совершенно не эластичный спрос. Изменение цены не приводит к изменению количества спрашиваемой продукции. Цена меняется, а количество покупаемой продукции остается на прежнем уровне. Однако, такой вид эластичности может иметь место только для кривых спроса на определенном интервале изменения цен. Это может иметь место, как с ростом, так и со снижением цены. Так, например, снижение цены на поваренную соль в определенных пределах вряд ли приведет к росту ее потребления.
|
|
Таблица 4.
Реакция покупателей на изменение цены при различных коэффициентах эластичности спроса.
Эластичность спроса по цене | Величина ED | Соотношение в темпах изменения | |
P | Q | ||
1. Эластичный | |||
2. Неэластичный | |||
3.Единичная эластичность | ED = 1 | ||
4. Совершенно не эластичный | ED = 0 | - не изменяется | - не изменяется |
5.Совершенно эластичный | - на неограниченную величину | - на неограниченную величину |
Кривая совершенно неэластичного спроса изображается прямой линией, параллельной вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса – прямой линией, расположенной выше и параллельно горизонтальной оси.
Кривая спроса
В разных ценовых интервалах на кривой спроса эластичность различна; кривая, как правило, эластична в левой верхней части графика и неэластична в его правой нижней части. Об эластичности нельзя судить по степени крутизны или пологости кривой спроса.
Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставляет общую выручку неизменной.
Количество товаров-заменителей, удельный вес продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам первой необходимости или к предметам роскоши, а так же продолжительность анализируемого периода времени (времени необходимого покупателю для приспособления к данному изменению цен) – все это факторы эластичности спроса.
Кривая общей выручки (Total – revenue curve)
Эластичность спроса по доходу показывает, как реагирует объем покупок (показывает «живой отклик») потребителя на изменение его дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу:
%-ное изменение величины спроса на товар Х
|
|
ЕI = ------------------------------------------------------------------
Процентное изменение дохода
Для нормальных товаров данный коэффициент положителен, а для товаров низшей категории – отрицателен.
Эластичность предложения зависит от того, на сколько легко перераспределяются ресурсы между альтернативными сферами их использования. Эта легкость, в свою очередь, прямо пропорциональна количеству времени, которым располагают производители, для того чтобы приспособиться к данному изменению цен.
Коэффициент ценовой эластичности предложения:
%-ное изменение величины предложения товара Х
Еs = -----------------------------------------------------------------
Процентное изменение цены товара X
Перекрестная эластичность указывает, насколько чувствителен объем покупок одного продукта к изменению цены на другой. Коэффициент перекрестной эластичности:
%-ное изменение величины спроса на товар Х
Еху = ----------------------------------------------------------------
Процентное изменение цены товара У
Положительный коэффициент перекрестной эластичности свидетельствует о взаимозаменяемых товарах, отрицательный – о сопутствующих товарах.
Аргументы обоснования закона спроса исходят из теории потребительского поведения. Каждый потребитель решает каждый день проблемы: что купить, сколько это стоит и хватит ли денег на покупку. Первая проблема определяется полезностью объекта покупки, вторая – ценой и третья – величиной дохода потребителя. Модель рыночной экономики предполагает независимость, самостоятельность и рациональность поведения потребителя при принятии решений. Теория потребительского выбора исследует процесс принятия решений отдельными домохозяйствами и его влияние на формирование рыночного спроса.