Спрос, предложение и рыночное равновесие. Излишки потребителей и производителей

Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Спрос – это то количество товара, которое потребители готовы купить по определенной цене в определенный промежуток времени. (качественно спрос определяется как общественная потребность в том или ином благе, обеспеченная деньгами). Функция спроса выглядит следующим образом Qd=////

Где:

· Qd – спрос,

· P – цена товара на который определяется спрос,

· I – доходы потребителей,

· Psub – цена товаров субститутов,

· Pcom – цена товаров-комплиментов,

· Z – вкус и предпочтения потребителей,

· W – ожидания потребителей,

· N – количество потребителей,

· B – прочие факторы

Главным фактором, влияющим на спрос является цена товара : при прочих равных условиях величина спроса на данный товар увеличивается при уменьшении цены на него и уменьшается при увеличении цены – это закон спроса.

Графически он изображается с помощью кривой спроса или линии спроса.

Рисунок 2.1

В экономической теории большое значение имеют разграничение величины спроса и самого спроса(спроса в целом). Закон спроса отражает зависимость между изменением цены и изменением величины спроса. Сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается в данном случае неизменным. Если же изменяются не ценовые факторы (начиная от I вправо), то это приводит к изменению самого спроса или спроса в целом. Графически изменение цены отражается как движение вдоль кривой спроса, а изменение не ценовых факторов как сдвиг или смещение кривой спроса в право вверх, если спрос увеличивается и влево вниз, если спрос уменьшается.

Рисунок 2.2 и 2.3

В частности кривая спроса сдвигается вправо вверх если: увеличиваются доходы потребителей, увеличивается цена товаров-субститутов, уменьшается цена товаров-комплиментов и растет число потребителей данного товара(на данном рынке).

Предложение – то количество товара, которое производители готовы продать по данной цене и в данное время. Функция предложения: Qs=

Где

· Qs – предложение

· P – цена товара

· Pf - цена используемых в производстве данного товара ресурсов

· K – уровень технологии в производстве данного товара

· T – налоги или субсидии

· N – число производителей или продавцов на рынке данного товара

· B – другие факторы

Главным фактором, влияющим на предложение является цена: предложение растет при увеличении цены и падает при её уменьшении.

Рисунок 2.4

Ценовый и неценовые факторы по-разному влияют на предложение: если под влиянием изменения цены изменяется величина предложения, то под влиянием не ценовых факторов изменяется само предложение или предложение в целом.

02.10.12

Так как кривая предложения сдвигается вправо вниз если уменьшается цена используемых в производстве ресурсов (снижаются издержки), снижаются налоги (или увеличиваются субсидии предприятия) и если увеличивается число продавцов(производителей) данного товара. Сдвиг кривой предложения влево вверх т.е. уменьшение самого предложения может явиться следствием действия противоположных факторов. В процессе купли-продажи товара на рынке спрос и предложение данного товара приспосабливаются к друг другу и в результате на рынке устанавливается равновесие (равенство спроса и предложения, условие равновесия кью дэ=кью эс)

Рисунок 2.5 модель рыночного равновесия (крест Маршала).

На рынке возможны два состояния неравновесия:

Избыточное предложение (избыток товара). Возникает тогда, когда на рынке установилась цена выше равновесного уровня.

Рисунок 2.6. неравновесия на рынке.

В данном случае производители готовы продать больше товара, чем готовы купить потребители. (предложение больше спроса). Это означает, что у производителей накапливаются запасы не реализованной продукции, и они будут вынуждены снижать цену до тех пор, пока на рынке не установится равновесная цена (равновесие).

Избыточный спрос или дефицит товара. Возникает тогда, когда на рынке устанавливается цена ниже равновесного уровня. В данной ситуации спрос превышает предложение и это ведет к тому, что производители будут повышать цену до тех пор, пока спрос не уравновесится с предложением. Модель рыночного равновесия позволяет определить ту выгоду, которую получают производители и потребители продавая и покупая товар по равновесной цене: они называются излишками.

Излишек потребителя – это разница между той ценой, которую готов заплатить потребитель за данный товар и той ценой, которой он в действительности платит.

Излишек производителя – разница между той ценой по корой он продает товар и ценой, которой он готов продать его.

Рис. 2.7 излишки потребителей и производителей.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Эластичность вообще, это – быстрота реакции одной переменной на изменение другой переменной. Спрос зависит от многих факторов и поэтому существует достаточно много показателей эластичности спроса. Важнейший из них:

новая эластичность спроса или эластичность спроса по цене это отношение процентного изменения величины спроса на данный товар, к процентному изменению цены на его. Коэффициент ценовой эластичности спроса показывает на сколько процентов изменяется величина спроса. При изменении цен на 1 процент. Знак минус обычно опускается. Существуют разные методы подсчета ценового эластичного спроса наиболее известным являете метод центральной или срединной точки.

В зависимости от того, какое конкретно значение приобретает коэффициент ценовой эластичности спроса выделяют:

· Эластичный спрос

Коэфф>1. При изменении цены на 1% спрос изменяется больше чем на 1%.

· Единичный спрос: при изменение цены на 1% величина спроса изменяется на 1%.

· Неэластичный спрос. При изменении цены на 1% спрос изменится меньше чем на 1%.

Крайние случаи эластичности спроса по цене:

1. Абсолютно не эластичный спрос е дэ пэ =0 спрос вообще не реагирует на изменение цены

2. Абсолютно эластичный спрос е дэ пэ = бесконечность

Рисуночек

На эластичность спроса по цене влияет множество факторов, наиболее важные из них следующие:

1. Наличие товаров субститутов: чем больше заменителей у данного товара, тем больше ценовая эластичность спроса и наоборот.

2. Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя: чем она ниже, тем менее эластичный спрос и наоборот.

3. Принадлежность товара к предметам первой необходимости или к предметам роскоши: как правило, предметы первой необходимости менее, а предметы роскоши – более эластичны.

Перекрестная эластичность спроса – это эластичность спроса на один товар относительно изменение цены на другой товар.

Едэ а по пэ бэ =

Эластичность спроса по доходу – отношение относительного изменения спроса к относительному изменению дохода потребителей.

Е дэ и= …

Также как и в случае со спросом быстрота реакции предложения на изменение цены измеряется с помощью коэфф ценовой эластичности предложения:

Формула.

Наиболее важным фактором оказывающим влияние на эластичность предложения по цене является фактор времени. Предложение более эластично в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, поскольку изменение предложения возможно только за счет изменений в производстве.

ТЕМА 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: